Концлагерь Крым: даже Беларусь отвернулась
Российских ресурсов не хватает на то, чтобы поднять экономику оккупированного полуострова хотя бы до уровня “как было при Украине”. Даже ближайшие союзники РФ отказываются покупать товары, произведенные на захваченном полуострове.
С проблемами после 2014 г. сталкиваются крымские виноделы. Как теперь выясняется, с другими товарами и продуктами крымского производства дела обстоят еще хуже: внешняя торговля Крыма как упала в 2014-2015 гг. в 10 раз, так до сих пор не может подняться.
Обида Катырина
Не так давно глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин в интервью агентству РИА “Новости” обиженно жаловался – дескать, даже ближайшие союзники РФ, Беларусь и Казахстан, отказываются от закупки товаров с маркировкой “Сделано в Крыму”, объясняя это сложной геополитической ситуацией. “К сожалению, основные программы АО “Российский экспортный центр” (поддержка продвижения российских товаров на внешние рынки) в Крыму не реализуются. В этой связи в целях выхода на экспорт и продвижения крымской продукции предприятия вынуждены регистрироваться в других регионах”, – сказал Катырин.
С ним, правда, не согласилась пресс-служба “Российского экспортного центра” (РЭЦ): там журналистам сообщили, что к финансовым и нефинансовым мерам поддержки РЭЦ имеют равный доступ все российские компании. “В том числе компании Крыма получают их в полном объеме. В Крыму действует центр поддержки экспорта”, – заявили в РЭЦ.
Мы не можем сказать за Казахстан, но с уверенностью можем говорить за Беларусь: там на полках магазинов крымские товары встречаются – пусть и нечасто. Без проблем и поисков можно купить разве что фасованную продукцию “Крымского содового завода”. Никакой статистики по торговле с Крымом в Беларуси нет, по одной простой причине: Минск официально не признает Крым частью России. Национальный статистический комитет не озвучивает информацию о поставках белорусских товаров в Крым и крымских – в Беларусь.
По информации Tоргово-промышленной палаты Беларуси, чаще всего крымские поставки в страну идут через компании, зарегистрированные за пределами как полуострова, так и Беларуси. В противном случае, по словам экспертов БелТПП, есть риск нарваться на негативную реакцию Украины, рынок которой куда более важен для белорусских производителей и оптовых торговцев.
До российской аннексии Крым был активным участником международной торговли – его внешнеторговый оборот превышал $2,2 млрд, а число стран-партнеров – сотню. Однако после аннексии санкции, быстро введенные США, Евросоюзом и многими странами мира, резко сократили товарооборот полуострова.
Традиционные импортеры крымской продукции, боясь самим оказаться под санкциями, сменили поставщиков.
Как результат, на протяжении 2014 г. внешнеторговый оборот Крыма по сравнению с 2013-м упал почти в 10 раз и составил, по разным подсчетам, от $232,1 млн до $253,9 млн. В 2015-м еще ниже – до $216,7 млн. Всего же с 2013 по 2016 гг. внешняя торговля Крыма сократилась в 14 раз – до малозаметных $155 млн. Причем речь тут идет о любой торговле за пределы полуострова – в том числе в материковую Россию.
Власти полуострова вели и ведут свой учет, Москва (в лице Федеральной таможенной службы) – свой, учитывая только продажи крымской продукции за пределы РФ. И Москва “видит” куда меньшие суммы – от $30 млн до $23 млн в год – крымского экспорта после 2014 г. Причем эта цифра еще и сокращается: в 2018-м наторговали 79,4% от объема крымского экспорта в 2017-м.
Если же выделять из внешней торговли в целом отдельно экспорт крымской продукции (только товарный экспорт, в том числе в РФ), то этот показатель сегодня, по приблизительным оценкам, с трудом достигает $100 млн. Оценок более точных, чем “приблизительно”, нет по нескольким причинам.
Во-первых, после аннексии основными торговыми партнерами Республики Крым стали страны СНГ, причем на 99% – Россия. А в Москве торговлю Крыма с другими регионами РФ подсчитывают как внутрироссийскую. Что очень не нравится крымским наместникам – ведь им хочется демонстрировать показатели экспорта, но, как мы уже показали, при поставках в РФ продажи за экспорт не считаются.
Во-вторых, значительную часть крымской продукции отправляют за рубеж перекупщики из других регионов РФ, причем под своими – “чистыми от санкций” – торговыми марками. А значит, это как экспорт из Крыма тоже не учитывается.
В-третьих, поскольку из-за санкций крымские предприятия не могут продать свои товары напрямую в другие страны, они вынуждены использовать “серые” схемы. Что, понятное дело, учесть в официальной статистике довольно сложно.
Что касается структуры крымского экспорта, то в нем преобладают машины и оборудование широкого спектра, от судостроения до приборостроения. Например, завод “Фиолент” изготавливает и продает в другие страны электроинструменты, фирма СЭЛМА – сварочное оборудование. Заметные статьи экспорта – трансформаторы, выпрямители переменного тока, катушки индуктивности, провода и кабели.
На втором месте по объемам продаж – продукция химической промышленности, в основном заводов Северного Крыма. Хотя достаточно успешным можно назвать только Крымский содовый завод. Он в больших количествах выпускает и экспортирует кальцинированную соду (около 2% мирового производства).
На третьем месте в структуре экспорта – продовольственные товары и аграрное сырье. По данным российской администрации Крыма, хозяйства полуострова продают на Ближний Восток – пшеницу и ячмень, в Беларусь и Украину – выловленную рыбу, в Таджикистан и Туркмению – шоколад. В Сирию, Египет и Пакистан поставляет свою продукцию Крымская макаронная фабрика.
Также небольшие объемы экспорта из Крыма составляют ткани, текстильные изделия и обувь, черные металлы и плоский прокат из них.
Торговать “по-серому”
По данным крымской таможни (очень путанным и противоречивым), на первом месте по объемам покупки товаров крымского производства оказывается то Китай, то Украина, то Турция. В меньших объемах крымскую продукцию приобретают Индия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Индонезия и Египет, и даже Великобритания. Однако в абсолютном большинстве случаев торговля идет по “серым” схемам. То есть это не откровенный криминал, но сделки в обход существующих норм и правил, со значительной коррупционной составляющей.
Схему поставок через материковую Россию мы уже упомянули. Однако тут есть масса логистических сложностей. После аннексии Крыма сухопутные перевозки (железнодорожные и автомобильные) через территорию Украины заблокированы, единственный и очень ограниченно используемый вариант – Крымский мост. Но и по нему до сих пор не запущены железнодорожные перевозки. А возможно, уже и не будут запущены – не случайно, наверное, недавно восстановлено паромное сообщение Керчь-Кавказ.
Ситуация с морской торговлей Крыма с материковой Россией вообще запутанная: тарифы на перевозку товаров в Крым и из него выше, чем в среднем по территории РФ. Причина в том, что из РФ в Крым поступает грузов намного больше, чем в обратном направлении. Соответственно, транспортным компаниям приходится “гонять порожняк”, неся лишние расходы.
Зато география располагает к использованию “серых” торговых схем. По морю Крым достаточно комфортно может поставлять грузы в Турцию, Болгарию, Румынию. Небольшое для морских перевозок расстояние позволяет сократить сроки транзита, обработки грузов и стоимость перевозок. Все это оказывается очень соблазнительным для не самых законопослушных торговых контрагентов Крыма в перечисленных странах.
Бороться с подобной неподсанкционной торговлей пытается правительство Украины, закрывшее крымские порты, а к владельцам кораблей, которые их посещают, применяющее международные санкции. Падение грузооборота привело к параличу Евпаторийского, Ялтинского и Феодосийского портов, которые неспособно загрузить работой даже сообщение с Россией. Полноценно работают только Севастопольский и Керченский порты – основной путь из РФ в Крым.
С начала аннексии в порты полуострова вообще перестали ходить суда из Украины. Из других стран туда заходит лишь несколько сотен судов в год – но на 80% они из РФ. Остальные – в основном под флагами Турции, Румынии и Болгарии, реже это Ливан, Сирия, Египет и Ливия.
По действующему законодательству Украины, зайдя в любой порт аннексированного Россией Крымского полуострова, судовладельцы, капитаны и экипажи судов совершают преступление, предусмотренное статьей 332-1 УК Украины “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины”.
Речь идет о незаконном групповом пересечении границы и нарушении порядка въезда на оккупированную территорию. Рядовые члены экипажа могут отделаться штрафами или админарестом; судовладельцу и капитану судна грозит лишение свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией судна.
Соответствующие украинские службы отслеживают корабли, заходящие в крымские порты. Как только такое судно-нарушитель “засвечивается” в украинских территориальных водах – его, по идее, сразу должны задержать. Но это случается далеко не всегда, а большинство судов-нарушителей ходят в крымские порты, не приближаясь к портам материковой Украины.
Сегодня в украинский “черный список” внесено несколько сотен морских судов под флагами 33 стран, осуществлявших грузовые и пассажирские перевозки в порты оккупированного Крыма. Но арестовать удалось всего несколько судов, капитаны которых имели глупость после Крыма зайти в порты Украины на материке. Самые известные случаи – аресты турецкого балкера Kanton и румынского сухогруза Sky Moon.
Черноморские страны – Турция, Румыния, Болгария, – хотя на словах и поддерживают территориальную целостность Украины, в реальности часто закрывают глаза на правонарушения своих судовладельцев – ведь торговля с Крымом выгодна для их экономики. Из-за этого украинским дипломатам не удается запустить международные механизмы, которые позволили бы арестовывать корабли-нарушители морской блокады в любом порту мира. Пока для этого в каждом случае требуется решение международного суда, а получить его – долго и сложно.
В российском правительстве признают: ни одна сколь-либо крупная российская компания, а также финансовые организации, имеющие или желающие иметь бизнес еще и с ЕС или США, в Крыму не работают. Боятся. И пока этой проблеме в Москве решения не видят.
К сожалению, в Украине политики и СМИ дружно заверяют публику, что аннексированный Крым находится на полном иждивении России, экономически несостоятелен и скоро эта ноша для бюджета РФ окажется и вовсе неподъемной. Но правда в том, что, даже находясь под санкциями, власти полуострова выстраивают свои схемы по экспорту крымских товаров. И пусть эти механизмы обычно “серые”, полулегальные, но они позволяют худо-бедно продавать за рубеж производимую в Крыму продукцию, получая за нее валюту.
Автор: Денис ЛАВНИКЕВИЧ; DSnews.ua
Tweet