Монастырищенские хроники: как обобрать инвестора (видео)
Кровавое побоище произошло в Монастырищенском районе Черкасской области 19 мая нынешнего года. Попытка отдела принудительного исполнения исполнительной службы Черкасской области выполнить решение областного же Хозяйственного суда – освободить из-под незаконного удержания сельскохозяйственную технику в пользу одной из фирм-кредиторов, вылилась в организованное избиение исполнителей и работников приватной охранной фирмы «Кордон-М». Нанятой исполнительной службой для обеспечения безопасности своих сотрудников.Казалось, ничто не предвещало такой развязки. О дате и месте предстоящего захода госисполнителей на территорию предприятия, где находилась подлежащая взысканию сельхозтехника, все власти района были предупреждены кредитором заблаговременно и в письменной форме: райгосадминистрация, прокурор района, начальник райотдела милиции. Но когда госисполнители прибыли к территории Центральных ремонтных мастерских (ЦРМ), что в селе Ивахны, их там уже ждали – увы, не представители властей. Предприятие, которое предстояло «расконсервировать» госчиновникам, явно было готово к жосткой обороне: перед воротами стоял обездвиженный трактор, изнутри ворота подпирали два КаМАЗа со сваренными бортами и спущенными колесами, гружоные камнем. За оградой мелькали коротко стриженые головы нездешних жителей. Местные жители здесь тоже были – пьяные, числом около пятидесяти, они выкрикивали оскорбительные реплики в адрес госисполнителей (позже выяснилось, что организаторы мордобоя оплатили «народный протест» из расчета – 50 гривен «на рыло» и водкой по норме «пей – не хочу».
Госисполнители зачитали постановление суда – об изъятии сельхозтехники у местного предприятия СТОО «Поляна» в пользу киевского ООО «Дом обоев». И двинулись к воротам ЦРМ под охраной сотрудников частной охранной фирмы – следом за трактором, которому надлежало разблокировать проход на территорию. Но до ворот они так и не дошли. Разгоряченные спиртным жители Ивахнов стали метать в чиновников зараннее припасенные булыжники. Затем под прикрытием сельчан в атаку – из засады – выскочили около 80 людей спортивного телосложения, вооруженных битами и арматуринами – и начали рубить железом по головам силового прикрытия госисполнителей. Беря визитеров в кольцо и забрасывая взрывпакетами. Пространство перед ЦМЗ покрыла дымовая завеса… Не ожидав столь массовой атаки, прикрываясь лишь имевшимися в распоряжении щитами, защитники госисполнителей отступили, понеся значительные потери – шесть человек раненых. Один несчастный стал инвалидом – ему выбили глаз… (Видео качать (3 MB)
Все это побоище со стороны безучастно созерцали три прибывших сотрудника МВД Украины. Впрочем, нет, не МВД – монастырищинского районного филиала милицейской конторы страны…
На следующем видеофрагменте вы можете наблюдать попустительскую реакцию на произошедший мордобой со стороны г-на Чумака – заместителя начальника райотдела милиции Монастырищенского района. Почему бы не предположить, что демонстрируемое им «моя хата с краю…» – щедро проплачено организаторами кровопролития? (Видео качать (3 MB)
Массовая драка с применением холодного (добавим – и огнестрельного) оружия? Угроза убийства? Нанесение телесных повреждений? Это не взволновало представителей украинской милиции, заблаговременно прибывшей на место происшествия. Были ли задержанные? Конечно, нет: никого же не убили… Было ли изъято оружие у нападавших (биты, арматура)? Конечно, нет. Была ли милицией предпринята попытка хотя бы выяснить у нападавших, на каком основании каждый из них в отдельности и все вместе взятые, они находятся на территории предприятия, на которое вознамерились попасть госисполнители? Конечно, нет. А проверить у них разрешение на ношение «стволов»? Конечно, нет. А выяснить, почему побоищем руководят лица одной из кавказских национальностей, а именно – чеченской, доселе здесь невиданных? Конечно, нет.
И в свете вышеперечисленного незачем искать ответ на вопрос, почему государственная милиция никак не способствовала государственным исполнителям выполнить решение государственного суда. Потворствуя самосуду.
Почему? Да потому что сегодня сам министр Ю.Луценко, похоже, не знает, что из себя представляет сегодня его деморализованное и коррумпированное «воинство». А на местах и в самом министерстве источники «УК» приводят бесчисленные примеры полного развала этого правоохранительного ведомства. Но это так, отступление…
Делимое наследство
Предыстория драмы в Монастырищенском районе такова. Две предпринимательницы – Людмила Нагаевская и Марина Бродская – в 2000 году приняли решение объединить свои усилия и капиталы в совместном проекте. Они решили создать современное аграрное хозяйство на Черкасщине, ключевым звеном которого являлся Цыбуливский сахарный завод. Замыслы были таковы: бизнесмены кредитуют пришедшие в упадок аграрные предприятия Монастырищенского района техникой, ГСМ, запчастями, семенами и гербицидами. Аграрии выращивают буряк, который впоследствии предстоит сдавать на переработку на сахарный завод. Первый опыт был неудачным: аграрии товарно-материальные кредиты «освоили», частично разворовав, а значительную часть выращенного буряка сдали на соседние сахарные заводы, нарушив взятые на себя обязательства.
Тогда предпринимательницы решили арендовать землю у разваливающихся хозяйств и частных лиц, чтобы самостоятельно выращивать – не только буряк, но и широкий спектр зерновых культур. Брали кредиты в банках, закупали новую сельхозтехнику – трактора, грузовики, навесное и прицепное оборудование. Обратились за консультациями в области передовых сельскохозяйственных технологий к зарубежным компаниям. Исправно платили наемным работникам зарплату. Из года в год расширяли свою деятельность. И упришел успех: вложения в «бездонный» аграрный сектор стали стабильно рентабельными. На «убитых» землях почивших колхозов и совхозов, годами стоявших невозделанными – всего 9 000 гектаров! – созревали одни из лучших в Черкасской области урожаи. А работники пяти образованных сельхозпредприятий – «МТС «Поляна», «Тикич», «Лукашивка-Агро», «Чиста Криничка» и «Райагрохим» ни месяца не сидели без зарплаты.
Власти предприимчивых женщин не «щипали»: еще бы, обеспечены тысячи рабочих мест, предприятия – бюджетообразующие для района и области. Но беда пришла оттуда,откуда ее не ждали…
В 2002-м Людмила Нагаевская тяжело заболела. В 2004-м, незадолго до своей смерти, она с подругой и бизнес-партнером Мариной Бродской провели перерегистрацию всех совместно созданных предприятий по принципу «50 на 50». То есть каждое из пяти сельхозпредприятий и Цыбуливский сахарный завод стали – юридически – собственником четырех человек. По 25 % акций имели сын и дочь Нагаевской, по столько же – сама Бродская и ее родной брат. Перерегистрация собственности в ноябре 2004-го была необходима потому, что многие годы учредителями предприятий, фактически принадлежащих Нагаевской и Бродской, выступали различные, порою случайные люди. Нужно быстро зарегистрировать фирму и не «светиться» в ней самим – и в учредительных документах ставили подписи родственники и знакомые. Когда же женщины приняли решение формализовать свои отношения, все эти учредительские доли были переоформлены на указанных выше лиц путем дарения. Перед смертью Людмила попросила Марину заботиться о детях и не дать пропасть бизнесу.
В сентябре 2004-го Людмила Нагоевская умирает. А уже в апреле 2005-го года к Бродской пожаловал гражданский муж покойной Альберт Залялутдинов. Который от имени детей Нагоевской сообщил Марине, что совместного бизнеса больше не будет. Причина – якобы М.Бродская разворовывает хозяйства и не блюдет интересы детей покойной. Фактически М.Бродской был поставлен ультиматум: или она с братом добровольно передают ему свои 50 % бизнеса, и тогда речь может идти о какой-либо компенсации, либо Бродская вообще ничего не получит, и может вообще навсегда убираться «в свой Киев».
Вопрос, какое отношение к бизнесу имеет сам Залялутдинов, которому супруга даже перед своей смертью не сочла нужным отписать ни единого процента от ею нажитого – повис в воздухе: вопрос был риторическим… Зато потом в адрес М.Бродской последовали угрозы физической расправы. Выражаясь бытовым языком – «Не отдашь – тебя и брата кончим».
Залялутдинову было и есть за что воевать: он прекрасно знал, что под развитие аграрного сектора фирма «МТС «Поляна» (а еще вернее – сама М.Бродская под свою личную гарантию) в 2003-м и 2004-м годах взяла кредиты на приобретение современной сельхозтехники в банках «Аваль» и «ПриватБанке». Общая сумма которых – 4 миллиона 700 тысяч. К тому же машинно-тракторный парк хозяйства был огромен: одних только тракторов – свше 80-ти… Плюс налаженный современный бизнес…
…Это обещание-угроза убийства положило начало новому, скажем так, специфическому витку «развития» аграрного бизнеса в Монастырищенском районе. Все попытки М.Бродской объясниться с наследниками – детьми покойной Нагаевской – наталкивались на укоры с их стороны: мол, мы сироты, а вы нас обманываете. Но официальные проверки финансово-хозяйственной деятельности всех предприятий, проведенные по инициативе самих сирот, никаких злоупотреблений, а тем более – хищений, не установили. Но «кукловоды», стоящие за спиной «обиженных», не унимались, затеяв судебные войны с Мариной Бродской.
Хождение инвестора по мукам
Тактика была такова: в суд детьми Нагаевской было подано заявление о признании недействительным соответствующих изменений в протоколы собрания учредителей и новой редакции (от ноября 2004-го года) Устава ООО «МТС Поляна». Суд принял иск к рассмотрению, параллельно наложив арест – до решения по существу – на все имущество и счета агрофирм, фактически парализовав их деятельность. И это – в разгар уборочной страды! Цель – вышибить из соучредителей Бродскую и ее брата. Параллельно в район прибыло до 60 «рекрутов» из киевской охранной фирмы «Сириус» (директор В.Голумбовский), которые принялись стремительно изымать ключи от сейфов, финансовую документацию и печати у руководителей «оспариваемых» фирм. Руководителям неизвестные щедро угрожали физической расправой, принудительно – «для сговорчивости» – удерживая в служебных кабинетах. Принуждая собственноручно писать заявления об увольнении «по собственному желанию». Руководили столичными «рейдерами» дети Нагаевской – сын Артем Сергеевич и дочь Демьяник Неля Михайловна.
М.Бродская также обратилась в суды различных инстанций, пытаясь в судебном порядке положить конец правовому беспределу оппонентов. Но пока судебные инстанции рассматривают иски – в конечном итоге, в пользу М.Бродской, на полях Монастырищинского района царит вакханалия. Вооруженные ружьями и пистолетами люди разъезжают по полям, под угрозой физической расправы запрещая комбайнерам и трактористам собирать урожай, изымают технику; звучат выстрелы в воздух и в землю – стреляют под ноги механизаторам, чтобы запугать и продемонстрировать серьезность своих намерений…
В это время детьми Нагоевской фальсифицируются протоколы собраний соучредителей, изготавливаются поддельные печати фирм (не всеми «рейдерам» удалось завладеть), задним числом плодятся приказы о назначении верных им людей директорами предприятий. Все обращения М.Бродской в правоохранительные органы района и области по поводу вышеперечисленного остаются без реакции. В лучшем случае следуют запоздалые отписки: «факты не подтвердились»…
Монастырищинские и черкасские правоохранительные органы преподнесли реальным и потенциальным инвесторам в экономику области достойный урок ведомственной круговой поруки: «чужие здесь не ходят…» Опыт сумского губернатора Щербаня оказался востребован на Черкасщине – уже при «новой» власти. Кажется, это называется преемственностью?
Пока родственники покойной Нагаевской дерибанили имущество и деньги шести предприятий, «оттирая» их законную совладелицу от управления, проценты на кредитны, взятые на развитие этих фирм, «капали» и «капали»… Заемные средства пришлось возвращать самой М.Бродской: репутация любой войны дороже. Она нашла предприятие, которое и погасило за ООО «МТС «Поляна» взятые последним кредиты – киевское ООО «Дім шпалер». «Дім шпалер» рассчитался перед банками, а банки – по договору переуступки – передали этой фирме залоговые права на сельхозтехнику, выступавшей обеспечением взятых «МТС «Поляна» кредитов. Именно эта фирма и попыталась разблокировать в селе Ивахны Монастырищенского района уже принадлежащую ей сельхозтехнику. Реализуя судебное решение с помощью госисполнителей. И что из этого вышло? Мордобой с членовредительством – при полном покровительстве местечковых правоохранительных органов исключительно нарушителям законов.
С чем остались рядовые труженики? Те, что продолжают работать на предприятиях, контролируемых М.Бродской, продолжают исправно получать зарплату. Те, что оказались под «юрисдикцией» ее противников – зарплату не получают. Но думает ли об этом местная власть?
Печальные выводы
…Сознательно ухожу от цитирования и приведения в качестве иллюстраций десятков (!) документов за подписями различных начальников-правоохранителей, которыми изобилует досье переписки предпринимательницы Марины Бродской (тысячи страниц) с представителями органов государственной власти. Эти отписки объединяет одно: циничная тупость, проявляемая при их сотворении. Меня это не удивляет. Но настораживает общая тенденция – наверняка черкасские правоохранители (по общим показателям, конечно) – не самые тупые и беспринципные в Украине. Неужели такое положение дел устраивает руководство страны? И что предпринято было за последние пол года для того, чтобы люди в погонах плодили хотя бы правдоподобные «бумаги»?
Творимое сегодня в Монастырищенском районе – прекрасная илюстрация процессов, происходящих в отечественном бизнесе вообще. Миф, что в Украине хоть как-то соблюдаются права частного собственника. Миф, что правоохранительные органы могут защитить инвестора. И наглое вранье, что в стране соблюдается Закон – и все мы это прекрасно знаем. Казалось бы, соблюдай букву и дух закона правоохранители и суды – и конфликты, подобные монастырищенскому, сразу бы переместились в плоскость сугубо хозяйственных споров, безюолезненных для общества. Но когда на полях идет стрельба, бизнесменам угрожают лишить их жизни, идет неприкрытый силовой отъем имущества, и правоохранительные органы на это закрывают глаза, можно смело утверждать: правоохранители также заинтересованы именно в таком развитии событий. Ибо даже преступное бездействие в подобной ситуации приносит личную – финансовую и имущественную выгоду начальникам-милиционерам, руководящим прокурорам и корумпированным судьям.
Правоохранительная система в стране коррумпирована насквозь – к тому, что творится в регионах активно подключаются и столичные выходцы из «горячих точек». Один только пример – в качестве нелирического отступления.
…Не автором подмечено, что большинство руководящих прокурорских работников в Киеве – не коренные киевляне. Но из этого, к счастью, не следует, что все выходцы из провинции – в большинстве своем – конченные подлецы, коррупционеры и разложенцы. Это нехитрое умозаключение – комментарий к вояжам работника прокуратуры Оболонского района Киева г-на Лунина Александра Николаевича на его историческую родину – Монастырищенский район Черкасской области в августе прошлого года. Где Лунин А.Н. угрожал посадить в тюрьму руководителей СТОО «Поляна» Г.Демьяненко и П.Панибратского – только за то, что они отказывались исполнять указания «нового» руководителя этого предприятия – Лунина Н.Н., то есть родного отца бравого столичного «прокурорца».
Проводя параллель дальше, отметим, что, решая свои сугубо шкурные вопросы местечкового масштаба, черкасские (и крышующие их киевские) правоохранители фактически федерализируют страну, насаждая мнимое верховенство «уездного права» местной босоты над верховенством Закона, по которым обязаны жить общество и государство. И в этом черкасским товарищам активно потакает официальный Киев в особах руководителей силовых ведомств страны. Закрывая глаза на провинциальные «потебеньки» и «пискунярство».
И еще один аспект проблемы, в самом ближайшем времени грозящий стране потрясениями. Не надо лукавить: сегодня так называемое «рейдерство» – попытка преступного элемента предложить свои криминальные услуги и «таланты» бизнесу; вновь заявить о своей востребованности обществу. Можно критиковать ныне покойного министра МВД Юрия Кравченко за тысячу вещей, но нельзя не признать тот факт, что именно в его бытность в нашей стране была уничтожена этническая организованная преступность – в том числе грузинская и чеченская. И если сегодня на «гастроли» в украинскую Черкасскую область приезжают лица чеченской национальности из украинской Белой Церкви, откуда их многотрудно вышибли еще в 1999-2000 УБОП и СБУ, то что это, как не ренессанс оргпреступности в самых ее оголтелых проявлениях?
И напоследок. Автор не питает никаких иллюзий по поводу безупречности правоты в этом сугубо хозяйственном споре какой-либо из сторон. Украинский бизнес прошел тяжелый, поистине мучительный путь своего становления и развития. Именно трудность этого пути наложила порою шокирующий отпечаток на поведение и деловые приемы участников «строительства развитого капитализма». Нивелировать эти атавистические проявления либо пресекать их в зародыше обязан государственный репрессивный аппарат – МВД, Прокуратура, СБУ, суды. Но когда правоохранительные органы – совершенно безнаказанно! – принимают самое активное участие в дерибане чьей-то частной собственности, не нужно питать иллюзий: в ЕЭС и НАТО возьмут одного только Ющенко. Да и того по просьбе его супруги Катерины Чумаченко.
А нам жить в Украине – с ее прокурорами, ментами и насквозь прогнившей судебной системой. Что уже в ближайшее время испытает и на собственной шкуре нынешняя «партия власти», взявшая «на себя ответственность». По многочисленным свидетельствам с мест, руководители и даже целые коллективы районных, городских и областных управлений МВД и прокуратур начинают активно сотрудничать с фактическими победителями последних парламентских выборов – ставленниками «Партии Регионов». Сотрудничество это – особенно в центральных и восточных областях (само собой разумеется, в Крыму тоже) – выражается в «выбивании» бизнеса у тех предпринимателей, кто активно симпатизировал («и словом, и делом») «оранжевым». Людям цинично «рвут» бизнес «под заказ», имитируя борьбу с оргпреступностью и коррупцией.
Какая ирония судьбы! Под раздачу первыми попадают те, кому «честная власть» обещала «честную жизнь»! И обещала – в первую голову – покончить с произволом людей в погонах…
И случай с монастырищинской бойней – увы, не последний. Дай Бог, не самый кровавый.
… Последнее – многостраничное – обращение предпринимательницы Марины Бродской адресовано Генеральному прокурору. Все, чего она просит – «зупинення свавілля чиновників та їх корупційних дій… та покарати винних осіб, більше мені звернутися нікуди».
Жаль, если в этой стране за помощью вскоре можно будет обращаться только к Господу Богу.
Ярослав Грушевский, «УК»
Tweet