Украинцы становятся нацией стукачей
В 2010 году у нас массово развился такой сегмент борьбы с конкурентами, как жалоба в налоговую. Предприниматели считают, что они и соперника устранят, и от лишних проверок избавятся. Обыватели, частные предприниматели и крупные бизнесмены начали активно сотрудничать с фискальными органами, охотно информируя об известных им фактах неуплаты налогов соседями, конкурентами и коллегами по бизнесу.
В ГНАУ признают, что причиной таких обращений зачастую является банальная зависть либо желание с помощью налоговой насолить конкурентам. Хотя и не отрицают, что помощь населения помогает им в наполнении казны
Как стучат там
В развитых странах информирование контролирующих органов о неуплате налогов и других правонарушениях, оказавшихся известными осведомителю, уже давно стало нормальной практикой. Причем в большинстве государств такое наушничество поощряется денежными премиями.
В Великобритании решили пойти еще дальше. Там граждан активно побуждают стучать друг на друга, используют для этого современную технику и выдают премии за качественные доносы. В стране даже появился целый бизнес — заложи человека и получи за это деньги. Бизнес организован местной компанией Internet Eyes, чей головной офис расположен в графстве Девон. Компания предлагает людям почувствовать себя охранниками в магазине.
На персональные компьютеры желающих подзаработать граждан начинает транслироваться потоковое видео со скрытых камер наблюдения, установленных в настоящих торговых залах. Добровольцы должны выслеживать воришек, таскающих товары, и стучать куда следует. Как только охранник-волонтер заметит на мониторе своего компьютера преступника, он отправляет специальное тревожное SMS-сообщение, которое пересылается системой Internet Eyes в магазин.
За каждого пойманного преступника внештатному охраннику будет перечисляться немалая премия в 1 тыс. фунтов стерлингов ($1,6 тыс.). Авторы идеи заверяют, что создали идеальную систему для владельцев магазинов, которым не по карману держать большой штат сотрудников службы безопасности. А плата за подобный сервис для них весьма низкая — всего 75 фунтов ($120) в месяц. Добровольных охранников в Великобритании набралось больше тысячи, и они уже рапортовали о 135 случаях, которые им показались нарушением закона. Все сообщения от них принимаются на условиях полной анонимности.
КАК УТВЕРЖДАЮТ в центральном аппарате ГНАУ, именно в нынешнем году граждане стали проявлять повышенную сознательность, благодаря чему существенно возросло количество обращений, в которых содержится информация о фактах уклонения от налогообложения. Фискалы предпочитают не говорить, сколько конкретно получают подобных сообщений, но уточняют, что в текущем году письма такого рода составили около 10% от всех поступающих в налоговые органы обращений граждан и предприятий.
Причем практически во всех случаях, где проверки по сигналу уже закончены, изложенные в обращении факты подтверждаются, что позволяет налоговой доначислять суммы налогов, взыскивать штрафы и пеню. Как сообщил «k:» директор департамента массово-разъяснительной работы Государственной налоговой администрации Виктор Косарчук, сотрудничество сознательных граждан с налоговой активизировалось с марта, когда налоговики начали проводить операцию «Бюджет», суть которой состоит в выявлении схем минимизации налогов, в том числе и благодаря более тщательному изучению «сигналов с мест».
По его словам, активнее всего сотрудничают с налоговыми органами жители Киева, Хмельницкой, Донецкой и Днепропетровской областей. Их догоняют Одесская, Харьковская области и Волынь. При этом обращений из Хмельницкой области в этом году на 55% больше, чем в прошлом. Существенный рост также зафиксирован в Сумской (+38,6%) и Луганской (+36,5%) областях. Львиную долю прироста этих обращений составляют заявления об уклонении от уплаты налогов. В Днепропетровской, Одесской, Херсонской и Ивано-Франковской областях выросло количество личных приемов руководством налоговых органов желающих рассказать об известных им фактах нарушений налогового и трудового законодательства.
В развитых странах доносы в налоговую — дело обычное. Тамошние информаторы, как правило, руководствуются весьма благородными мотивами: когда все платят налоги, страна становится богаче. Либо рассуждают так: если кто-то не платит налоги, значит, его сумму распределят между остальными, и честные заплатят больше.
Иное дело — наши информаторы: они сотрудничают с налоговой отнюдь не из любви к родине и заботе о бюджете и вовсе не за материальное вознаграждение. «Обычному гражданину мы можем сказать спасибо. Если же это предприниматель, то, конечно, лишний раз к нему инспектор ходить уже не будет. Но только при условии, что и сам информатор работает в рамках налогового законодательства.
Правда, в период обострения кризиса такие заявления часто используются как инструмент борьбы с нежелательными конкурентами или расправы с неугодными бизнес-партнерами. Например, в Кременчуге поступила информация о том, что некий большой завод использует минимизационные схемы. Причем это сообщение налоговая получила от поставщика комплектующих, который работал с заводом через цепочку посредников.
Сигнал о схеме минимизации налогов подали предприниматели, которые наверняка хотели бы работать с этим заводом напрямую, но не смогли», — пояснил Косарчук. Впрочем, причины, побудившие информатора сотрудничать с налоговой, мало интересуют фискалов. По действующему законодательству, подобное обращение является основанием для проведения внеплановой проверки. И, как показывает практика, заканчиваются они для предприятия штрафами и доначислениями налогов.
Обывателей на сотрудничество с налоговой толкают иные причины. Значительная часть обращений от них информирует фискалов о фактах теневой выплаты зарплаты. Как правило, такие обращения провоцируют сами работодатели, которые не вовремя либо не полностью рассчитываются с персоналом.
В частности, обычным делом (особенно в кризис) стало увольнение сотрудников без полагающегося выходного пособия либо с выплатой только официальной части зарплаты. Кроме того, сознательные граждане становятся для налоговиков хорошими помощниками в поиске мелких нарушений. Например, в ходе операции «Курорт», которая проводилась нынешним летом в курортных городах, именно таким образом в большинстве случаев выявлялись граждане, не платившие налоги с доходов от сдачи в аренду жилья, а также предприниматели, без разрешений эксплуатировавшие аттракционы, продававшие некачественную еду, не имевшие документов на торговлю алкогольной и табачной продукцией.
«Часто мы обнаруживаем благодаря таким сигналам незаконно работающие предприятия с оборотом в миллионы гривен. Например, в Харьковской области благодаря жалобе одного из бывших сотрудников, которому при увольнении выплатили только часть зарплаты, мы обнаружили на заброшенном заводе, входившем некогда в структуру военно-промышленного комплекса, швейную фабрику. При этом, согласно данным, внесенным в налоговые базы, частный предприниматель, руководивший этим бизнесом, никого не нанимал.
Помимо самих фактов уклонения от уплаты налогов граждане информируют налоговую и о сути применяемой схемы. В частности, в том числе и благодаря таким сообщениям с начала года нам удалось выявить более 5 тыс. схем уклонения от уплаты налогов, за счет чего в бюджет дополнительно удалось собрать более 16 млрд. грн., а это почти вдвое больше, чем в прошлом году.
Каждый налогоплательщик может проверить любого своего контрагента на сайте ГНАУ на предмет чистоты его налоговой истории. Наши контакт-центры за девять месяцев обработали почти 300 тыс. сообщений, что на 20% больше, чем в 2009 году. Люди видят, что началась реальная работа, и стали больше доверять налоговикам», — уверяет Виктор Косарчук.
Среди примеров успешной работы с сознательными гражданами — выявленные схемы продажи автомобилей по заниженным ценам, места массовой «прописки» предприятий, цеха изготовления елочных игрушек, теневые операции с зерном и металлоломом.
«Количество обиженных подчиненных, которые недополучили зарплату в конверте, или предпринимателей, убирающих своих конкурентов с помощью налоговой, в последние годы не очень изменилось. Это небольшое число отчаявшихся людей. И факторов в экономике, которые бы способствовали всплеску количества таких заявлений, нет.
Поэтому данные налоговиков о резком росте доносов могут быть попросту обыкновенным дотягиванием плана по работе с населением», — допускает налоговый эксперт Александр Кирш. «Может быть, всплеск количества доносов — результат усилий налоговой милиции, которая осуществляет давление на морально неустойчивых сотрудников компаний.
Они вполне могут запугать как грузчика, который вообще никак не оформлен, так и менеджера, который управляет значительными финансовыми потоками. И тот и другой, опасаясь за свою судьбу, могут написать заявление о существующих в компании нарушениях. Точно так же можно беседовать и с предпринимателями, чтобы они поделились информацией о контрагентах в обмен на спокойное существование», — считает управляющий партнер адвокатской компании «Соколовский и партнеры» Владислав Соколовский.
Как бы там ни было, но то, что украинцы уже начинают вплотную сотрудничать с фискалами, остается фактом. И если пока эффективно использовать поступающие сигналы (с доначислением налогов) фискалы могут только в отношении юридических лиц, то в скором времени имеющаяся у них информация будет помогать доначислять налоги и гражданам. Как поясняют в ГНАУ, после проведения амнистии капиталов уже невозможно будет пояснить наличие дорогостоящего имущества при маленькой зарплате доставшимся от родственников наследством.
Автор: Юрий Щербина, КОММЕНТАРИИ
Tweet