Как гибла российская атомная подлодка «Курск»
Операция Швеции по поиску иностранной субмарины в своих водах и российский след в этом международном скандале дали пользователям сети повод провести параллель с гибелью подводной лодки Курск в 2000 году. Она затонула 14 лет назад, На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли.
Памятные мероприятия, посвященные 14-й годовщине гибели экипажа атомного подводного ракетного крейсера пройдут во вторник в Мурманске и гарнизонах базирования подводных лодок Северного флота Видяево, Гаджиево, Заозерске и Северодвинске.
Подводная лодка Курск затонула в Баренцевом море, в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года в ходе проведения военно-морских учений Северного флота. По сообщению Генпрокуратуры, Курск затонул в результате взрыва учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК, однако точная причина гибели АПЛ до сих пор остается неизвестной.
Спустя несколько дней после катастрофы российские власти сообщали, что "с подводной лодкой установлена связь и имеется контакт с личным составом". Неизвестность вокруг судьбы "Курска" держала в напряжении всю Россию. Даже Владимира Путина инцидент вынудил 17 августа, спустя пять дней после катастрофы, прервать свой отпуск в Сочи.Отвечая на вопрос американского журналиста Ларри Кинга на телеканале CNN о том, что произошло с подлодкой, Путин ответил: "Она утонула".
По официальной версии, причиной трагедии стал взрыв торпеды внутри подлодки. Однако существуют и другие версии, – например о том, что лодку подбили
Хроника гибели
12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ Курск (командир лодки ‑ капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь. В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, был зафиксирован взрыв.
13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.
14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка Курск легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат Колокол осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало.
15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа Курска планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно‑спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер Петр Великий и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу. Представители министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России.
16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна Рудницкий спущен глубоководный спасательный аппарат Приз. Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке.
17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).
19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки Курск прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини‑лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.
20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно‑спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.
21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9‑й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7‑го и 8‑го отсеков АПЛ. В 9‑м отсеке АПЛ было обнаружено тело моряка.
В тот же день в 17 часов начальник штаба Северного флота вице‑адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К‑141 Курск.
22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура.
Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.
Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.
Для работы на АПЛ Курск были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт‑Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз.
27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена "в течение шести‑семи, максимум восьми часов". Устинов отметил, что подлодка Курск очень пострадала, все переборки прочного корпуса "срезаны как ножом". Однако преграда, отделявшая 6‑й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.
26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель Курска произошла "вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ". Устинов также сообщил, что
Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели Курска за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели Курска, нет состава преступления.
Источник: Новое Время