Китаец и россиянка обманули NASA на полмиллиона долларов
В федеральном суде Восточного округа Пенсильвании в Филадельфии слушается дело по обвинению россиянки Юлии Зотовой и ее мужа-американца Юджи Динга в афере, с помощью которой они обманули агентство космических исследований NASA на 560 тыс. долларов, успев получить 300 тысяч.
Как утверждает федеральная прокуратура, которую в суде представляют Элизабет Эйбрамс и Грегори Дэвид, супруги Динг и Зотова поживились на федеральной программе SBIR Программа («The Small Business Innovation Research» – «Новаторские разработки малых бизнесов»). Эта программа была утверждена Конгрессом в 1982 году в целях поддержки инициатив частных предпринимателей.
Федеральный прокурор Филадельфии Зейн Дэвид Мемигер заявил, что в этой программе содержатся требования, охраняющие ее от растрат, злоупотреблений и афер, но Дингу и Зотовой удалось это преодолеть
Расследованием дела супругов занимались отдел генерального инспектора NASA, отдел уголовных расследований министерства обороны и следственный отдел министерства ВВС.
Предъявленные обвинения в мошенничестве грозят Зотовой и Дингу лишением свободы сроком до 200 лет, а затем (уже, очевидно, на том свете) тремя годами административного надзора.
До вердикта присяжных 52-летний Динг и 42-летняя Зотова считаются не виновными, а к тому же, как положено сейчас отмечать в пресс-релизах федеральных прокуратур, «возможный максимум наказания в данном деле предписан Конгрессом и приведен здесь с чисто информационной целью, так как любой приговор подсудимым определяет судья». В данном случае это судья Харви Бартл.
Натурализованный гражданин США китайского происхождения Юджи Динг и россиянка Юлия Зотова, тоже гражданка США, сочетались браком 2 декабря 2002 года. Профессор электроники и компьютерной техники Юджи Динг с 2002 года работал в частном Lehigh University в пенсильванском городке Бетлехем недалеко и от Филадельфии, и от Нью-Йорка. В четырех колледжах университета учатся почти 7 тысяч студентов, которых готовят и «физиками», и «лириками», то есть специалистами точных и гуманитарных наук.
Юлия Зотова, у которой, судя по материалам дела, «степень доктора физики», в университете не преподавала, а посещала там курс психологии и, по ее слова на суде, иногда заходила в университетскую лабораторию мужа.
Через полгода после женитьбы, 8 мая 2003 года, Зотова зарегистрировала исследовательскую компанию ArkLight с офисом по месту их жительства, и Юлия Зотова значилась президентом. Хотя ArkLight иногда называли корпорацией, это было «единоличное владение» («sole proprietorship»). Юджи Динг в этой компании не значился. В апреле 2006 года Зотова открыла в банке чековый счет на имя ArkLight с правом только своей подписи.
В августе 2009 года супруги подали в NASA заявку на финансирование работ по созданию сенсора NNXI ICB80C, способного обнаруживать следы химических веществ – прототип фотонного детектора, который можно использовать в космосе для исследований изменения климата Земли.
По условиям контракта с NASA, половину исследований компания ArkLight поручала университетской лаборатории профессора Линга, но при этом Юлия Зотова должна была находиться там каждый день и руководить работой аспирантов.
В 2009 году Зотова сообщила администраторам NASA, что потратила на это «тысячи часов» но, как установили следователи, в университетской лаборатории ее никогда не видели и аспиранты работали самостоятельно. Смета проекта, поданного в июле 2010 года, составляла 300 тыс. долларов, но затем Юджи Динг удвоил ее, объяснив дополнительными расходами на субподрядчиков, лабораторию, материалы, оборудование и канцтовары.
Как установило расследование, из итоговой заявки на 560 тыс. долларов Динг и Зотова присвоили 300 тысяч. Проведенный в июне 2013 года обыск в офисе ArkLight – он же дом супругов, установил, что у компании ArkLight нет ни лаборатории, ни оборудования, ни других работников или субподрядчиков.
Как утверждает обвинение, Динг и Зотова знали, что у них нет возможностей проводить такие работы, и «использовали ArkLight как крышу для получения федеральных грантов на работу в своей корпорации и на работы студентов в университетской лаборатории Динга».
Сметы работ, которые не проводились, и счета на оплату этих работ супруги по Интернету направляли в NASA. Проходящий в деле под инициалами «D.L.» свидетель-аспирант рассказал следователям, что составлением заявки на лжепроект занимались только он и Динг, а название корпорации ArkLight и имя своей жены Юлии Зотовой профессор внес в документы только тогда, когда все было готово для подачи в NASA.
Обвинение было утверждено большим жюри два года назад, но попало в суд только 5 февраля этого года, а слушания начались 9 ноября. Как заявил присяжным во вступительной речи 9 ноября обвинитель Грегори Дэвид, «дело не в том, что NASA получает исследование, за которое платит, а в том, что NASA инвестирует действительно малые бизнесы, а не крышует лабораторию доктора Динга».
Хоуп Лефебер, адвокат Юджи Динга возразила, что у NASA не было никаких претензий к компании ArkLight, пока агент Эрик Сарасино из отдела генерального инспектора агентства не решил слепить дело, по которому походят Динг и Зотова. Более того, заявила Хоуп Лефебер, агент Сарасино ухватился за Юджи Динга, так как в списке подрядчиков NASA это была единственная китайская фамилия, и в отделе генерального инспектора решили проверить, не утекает ли через профессора в Китай секретная информация, что в итоге не подтвердилось.
Эрик Сарасино арестовал Динга 3 ноября 2014 года, и после предъявления обвинений профессора освободили под залог в 50 тыс. долларов. Запрашивая у судьи ордер на арест Юджи Динга, агент Сарасино в своем аффидевите написал, что он «1 ноября 2014 года узнал, что 3 ноября Динг намерен улететь из Ньюарка в Рейкьявик и вернуться 5 ноября в Ньюарк через Торонто», но вполне мог и не вернуться в США.
Юлию Зотову, которая в обвинении мужа проходила, как «Y.Z.», тогда не тронули, а арестовали 4 февраля этого года и освободили под залог в 10 тысяч долларов. В деле лежит ее просьба предоставить бесплатного адвоката, поскольку лежащие на ее счете в банке деньги необходимы для содержания детей. В тот же день ее адвокатом стал назначенный судом Россман Томпсон.
На второй день слушаний перед присяжными федерального суда в Филадельфии выступил «специальный агент», то есть следователь NASA Эрик Сарасино, который рассказал, что в июне позапрошлого года с коллегами и ордером на обыск явился в дом супругов на Норт-Бэй Хилл драйв в пригороде Аллентауна, где также помещалась лаборатория профессора Динга. Зотова не хотела впускать их, заявив, что это ее дом, а она уже больше года не имеет никакого отношения к ArkLight.
11 ноября показания дал Юджи Динг, который заявил, что хотя он два года работал в университетской лаборатории по контракту с NASA над созданием сенсора, он не в состоянии определить вклад Юлии Зотовой в исследования и вообще не понимает, как она попала в судебные документы, хотя его жена значится президентом компании ArkLight.
Более того, отвечая на вопрос обвинителя Грегори Дэвида, знакома ли ему женщину, сидящую на другом конце стола защиты – а это была Юлия Зотова, Динг ответил, что знать ее не знает.
Зотова давала показания 16 ноября и первым делом подтвердила то, что сказала агенту Сарасино у дверей своего дома в июне 2013 года. «Я больше не работаю в ArkLight,– ответила она своему адвокату Томпсону. – Так я и сказала». Затем Юлия рассказала, что поскольку муж пропадал на работе, их брак стал трещать по швам и она нашла постоянную работу в другой компании. В то же время она продолжала работать на проектом для NASA, так как не могла упустить возможность увидеть свой прибор в космосе.
Зотова признала, что не руководила группой аспирантов в университетской лаборатории, о чем соврала администраторам NASA, а по поводу утверждений, что ее там вообще не видели, заявила, что в основном работала дома.
Она также показала, что для работы над их проектом в университетской лаборатории муж пригласил исключительно аспирантов-китайцев, общаться с которыми ей было трудно.
В связи с этим Юлия Зотова вспомнила, что вместе с агентом следственного отдела NASA Эриком Сарасино к ней домой явились агенты министерства внутренней безопасности и следователи министерства обороны, и она сразу подумала, что их с мужем подозревают в чем-то большем, нежели проблемы с контрактом.
«Первое, что сказал мне агент Сарасино, – заявила Юлия Зотова присяжным, – это, что меня подозревают в сговоре против правительства Соединенных Штатов».
Как подчеркнул в своих показаниях на суде Эрик Сарасино, он установил, что материалы, с которыми работал профессор Динг, не попадали под действие законов об экспорте, но он заподозрил нарушение правил программы «Новаторские разработки малых бизнесов». Слушания продолжаются и могут продлиться еще неделю.
Автор: АЛЕКСАНДР ГРАНТ, rusrek.com
Tweet