Греческое хамство
В украинской столице к украинцам относятся как к людям второго сорта. Украина способна защитить достоинство своих граждан? В греческом консульстве киевлянке отказали в визе самым хамским образом. И это не единичный случай
Разговоры о том, чтобы ЕС смягчил условия визового режима для украинцев, иначе мы ужесточим доступ в нашу страну европейцам, – остаются на уровне разговоров. Спасибо и на том, что стоимость визы не подняли. Вот свежий случай.
«Вы подозрительно часто ездите за границу»
Валентина Малей собиралась с 9 по 16 июля поехать отдохнуть на курорт в Халкидики. Там уже отдыхала ее старшая дочь с мужем и ребенком. Одно из обязательных требований к открытию визы в греческом консульстве – наличие в загранпаспорте минимум двух шенгенских виз.
У Валентины Александровны таких виз было семь, последняя за май, когда она ездила на Крит. Остальные документы, по словам героини истории, тоже были в порядке. И выписка из счета в банке, и подтверждение об оплаченном отеле, трансферте и билетах туда и назад, и копии паспортов, как ее, так и детей, справка о том, что поездку финансирует муж, выписка из банковского счета.
Казалось бы, придраться не к чему. Однако, позвонив в турфирму, которая занималась оформлением поездки, Валентина Малей узнала, что визу ей не открыли. А деньги, выложенные за пятизвездочный отель и самолет, не вернут. В консульство из Греции перезвонил зять, и Валентину Александровну вызвали для разговора.
Далее – история из ЖЖ, рассказанная Антониной Малей, младшей дочерью героини:
«Маме не дали визу в Грецию, так как она «подозрительно часто ездит». Я просто в шоке, мне страшно больно. Сегодня (8 июля. – Ред.) у мамы была встреча с консулом Греческой республики. Его зовут Димитрис Мосхопулос. Когда они встретились, консул почему-то был страшно зол, подкидывал и хаотично перебирал ее документы. Несколько раз задавал одни и те же вопросы о цели ее визита, затем потребовал, чтобы моя сестра, которая неделю отдыхает в гостинице, прислала ей приглашение.
Потом он схватил паспорт и начал лупить им по столу, при этом что-то верещал на греческом. Начал бить по паспорту рукой. Растянул пальцами глаза и рот и начал кривляться. Затем с размаху два раза ударил по стеклянной перегородке, которая отделяла маму от него, словно хотел дать пощечину, и кинул ей документы.
Я уже написала в МИД, напишу в консульство с требованием объяснения и в посольство. Напишу в греческий МИД и статьи, куда только смогу, но мне обидно за маму».
Валентина Александровна, конечно же, крайне возмущена:
– Когда я пыталась просить во время разговора с консулом подробнее объяснить ситуацию, переводчица раза три грубо меня обрывала: вопросы здесь задаем мы! Точно как гестаповка, только лампы в лицо не хватало.
Придя домой, Валентина Александровна расплакалась. Домашние бросились ее успокаивать.
– Муж звонил в консульство, но там ему почему-то сказали, мол, я лечу в Грецию к дочери, которая якобы замужем за греком, чтобы ухаживать за ребенком. На основании чего в консульстве сделали такие выводы – непонятно.
Семья Малей подала официальный запрос в греческое консульство, ожидая получить ответы на вопросы, почему отказали в визе и по какому праву представитель греческого дипломатического корпуса позволяет себе подобное поведение.
Свой запрос с просьбой прокомментировать происходящее отправила и «Газета по-киевски». Все-таки Украина – как бы европейское государство, и мы вправе требовать ответа, почему так обращаются с нашими гражданами. Например, почему к женщинам, которые официально работают в Италии, не выпускают детей? Или почему долгое время очередь в немецкое консульство напоминала что-то среднее между концлагерем и загоном для скота – ты должен стоять только на указанном месте: шаг влево, шаг вправо – и можешь лишиться возможности подать документы?
Туристы жалуются, что получить какую-либо консультацию в испанском консульстве – задача не из легких. Бывает, что даже работающий там охранник объяснит вам более толково, чем сотрудники.
Но самое обидное, что прав у нас никаких. Зачастую нереально добиться даже мотивации отказа. Впрочем, при этом все посольства успешно берут визовый сбор и, естественно, в случае отказа не возвращают. Частенько этот сбор нужно оплачивать только в указанном банке, где курс евро здорово завышен.
Мы спросили:
Случалось ли, что с вами по-хамски обращались в посольствах или отказывали в визе без причины?
Историй о том, как с украинцами обращаются в посольствах, хватает. Однако не все готовы говорить. Ни в турфирмах, которые не хотят потерять аккредитацию и, в результате, клиентов. Ни сами граждане, опасающиеся, что из-за их открытости визу им не получить больше никогда.
«Отказали из-за «финансовой несостоятельности» – 40 тыс. евро им мало»
Дмитрий ГОДЗЕНКО, директор компании-нефтетрейдера:
– Я получил приглашение от знакомого, пошел в немецкое консульство, но девочка, принимавшая документы посоветовала, этого не делать. Мол, я не докажу свое знакомство с тем, кто выслал приглашение, и мне откажут. Тогда я забронировал гостиницу в Германии, купил билеты на самолет, страховку.
Подал во второй раз. На этот раз документы принимала какая-то хамовитая девица. Она не сделала никаких замечаний, но вскоре я получил штамп в паспорт – отказ. Объяснили его моей финансовой несостоятельностью. Хотя в выписке из банка была указана сумма не 2 тыс. евро, как они требуют, а что-то около 40 тыс. Впрочем, я еще раз подал эти же документы. Принимал уже мужчина, который наконец-то разобрался, что я «финансово состоятелен», и открыл туристическую визу.
«Визу открыть не успеем, но документы и деньги возьмем»
Александр ПЕТРОВ, директор рекламного агентства:
– В моей практике было несколько случаев, когда я сталкивался с проблемами виз. Партнер прислал бизнес-приглашение из Франции. Я купил билеты, уплатил положенный сбор, выстоял в очередях, все документы были у меня в порядке. Мне отказали, ничем не мотивируя. Пришлось подключить украинского консула по экономическим вопросам во Франции – хорошо, что были такие знакомые, использовал другие связи.
Оказалось, менеджер, который занимался оформлением виз, позвонил приглашающей стороне, но там на звонок не ответили. Второй раз он, естественно, перезвонить не удосужился.
Была история и с испанским посольством. Знакомые выслали нам с женой частное приглашение. Мы подали документы весной, но целых шесть месяцев нас не выпускали. То пусть приглашающая сторона перезвонит, то какие-то собеседования. Потрачена куча денег, нервов и времени. Уехать удалось лишь в октябре. А в бельгийском посольстве жена сдавала документы перед праздниками, оплатила консульский сбор, но до праздников получить визу не успела. Визу ей открыли, когда уже все сроки командировки прошли.
– Да мы не успели бы открыть до праздников, – оправдывались в посольстве.
– А зачем же вы тогда брали документы и деньги?
– Ну, положено же принимать…
Знающий человек
Государство должно реагировать на каждый подобный случай
Александр ЧАЛЫЙ, экс-замминистра иностранных дел Украины:
– Проблема негативного отношения к украинцам в посольствах отдельных стран действительно существует. На мой взгляд, должна быть более активной позиция государства, МИДа Украины. Общество должно быть проинформировано, что было предпринято, как государство отреагировало на каждый такой вопиющий факт. Мы должны отслеживать, в том числе с помощью общественных, правозащитных организаций, в каких странах, как к нам относятся.
Я заметил, что в посольствах старых членов Евросоюза – Франции, Германии – меньше негатива по отношению к украинцам, чем в посольствах молодых членов ЕС. Что касается мер системного характера – как требует Конституция Украины и другие законы, Украина, как государство, должно реагировать по принципу взаимности, если случаи негативного отношения к нашим гражданам приобретают системный характер, как было в примере с Чехией, ужесточившей условия въезда для украинцев.
За последнее время ситуация с выдачей виз нашим гражданам улучшилась: нам стали давать больше виз. Но с другой стороны, если еще пять лет назад со значительной частью стран Европы у нас был безвизовый режим, то сейчас дела с этим хуже. Во многом это недоработка наших официальных органов. Очень часто от них нет никакой публичной реакции на случаи, когда в посольствах ущемляют права наших граждан.
Андрей ГРАБОВСКИЙ, Наталья МЕЛЕЩУК, «Газета по-киевски»
Tweet