Край «глухарей»: хроника нераскрытых убийств
С начала 2009 года на территории Кировоградской области было совершено шестьдесят убийств, хотя за весь прошлый год – девяносто. Об этом печальном факте сообщили в областной прокуратуре. Кроме этого, остаются нераскрытыми свыше сотни уголовных дел по убийствам, случившимся в предыдущие годы, притом, что на протяжении последних двух лет в области раскрыто единичное количество тяжких преступлений прошлых лет. Все это привело к тому, что ныне Кировоградская область (не самый густонаселенный регион Украины) занимает одно из худших мест в стране по проценту нераскрытых убийств…
Неверно будет «списывать» возросшее количество тяжких насильственных преступлений только лишь на счет экономического кризиса. В нашей истории были времена и похуже, но даже в смутные послевоенные годы на Кировоградщине убивали меньше людей, чем сейчас. Постоянные читатели наверняка помнят публикации – выдержки из самиздатовского сборника «Страницы истории милиции Кировоградщины (документальная хроника)», написанного одним из наиболее ярких представителей кировоградского уголовного розыска, полковником милиции Георгием Харичкиным.
На страницах документальной хроники указано, что, например, в 1946 году в Кировоградской области было зафиксировано двадцать пять убийств, в 1947 – сорок два. Еще один показательный момент: как пишет в своей книге Георгий Харичкин, в 1969-1971 годах, то есть на протяжении трех лет подряд, по области раскрывались все случившиеся убийства, какими бы сложными они ни были, плюс ежегодно устанавливались виновные по убийствам, зарегистрированным в прошлые годы, поэтому список нераскрытых преступлений постоянно сокращался…
В Кировоградской областной прокуратуре управление по надзору за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-разыскную деятельность, дознание и досудебное следствие, возглавляет заместитель прокурора области Сергей Миронов. Так вот, по его мнению, рост в регионе статистических данных по умышленным убийствам на фоне увеличения количества нераскрытых преступлений отчасти объясняется тем, что в последнее время облпрокуратурой и областным УМВД проводится огромная работа в плане пресечения случаев укрывательства сотрудниками территориальных отделов органов внутренних дел фактов тяжких преступлений. Другими словами, милиция стала чаще официально регистрировать убийства, в том числе потенциально нераскрываемые («глухари») – оттого и выросло их количество в статистических таблицах.
Практика нерегистрации милицией отдельных преступлений не нова. Тут сложно обвинять только лишь рядовых работников уголовного розыска. С них самих требуют «нужные» проценты раскрываемости, поэтому даже добросовестным профессионалам своего дела время от времени приходится «зажимать» заявления или составлять постановления об отказе в возбуждении уголовного дела только из-за того, что начальство требует выдерживать заданные показатели. Однако в некоторых случаях погоня за статистикой выходит за рамки здравого смысла. Вот несколько примеров.
Весной 2009 года без вести пропала студентка Кировоградского государственного педагогического университета. 19 апреля девушка приехала на выходные погостить к родителям в Новомиргород. Сразу по приезде оставила дома нераспакованную сумку, деньги, личные вещи, документы, зарядное устройство от мобильника и пошла с друзьями в кафе, где находилась до позднего вечера.
Примерно в полночь девушка сказала друзьям, что будет идти домой, вышла из кафе – и исчезла в неизвестном направлении. Занимавшиеся расследованием обстоятельств пропажи девушки местные работники милиции в возбуждении уголовного дела отказали с мотивировкой: «Данных о совершении в отношении девушки насильственных преступных действий не установлено» (по версии новомиргородских правоохранителей, девушка вроде бы просто уехала куда-то на майские праздники и не хочет сообщать родственникам, где находится). По словам Сергея Миронова, этот «отказник» был составлен незаконно, так как основывался на неполной проверке обстоятельств.
Поэтому прокуратура области отказной материал отменила, самостоятельно возбудив уголовное дело по факту умышленного убийства студентки. Есть ли основания вести речь именно об убийстве? Зампрокурора области уверен: есть. «Нужно учитывать реалии жизни, – считает Сергей Миронов. – Как ни прискорбно об этом говорить, но мы полагаем, что молодая девушка стала жертвой преступления. Она возвращалась домой вдоль оживленной автомобильной трассы, по которой проходят множество маршрутов водителей-дальнобойщиков. Как показывают практика и опыт работы, велика вероятность того, что в отношении гражданки П. было совершено тяжкое преступление».
Всего в Кировоградской области насчитывается 53 пропавших без вести человека. Изучив материалы по всем «потеряшкам», прокуратурой области было выделено двенадцать оперативно-разыскных дел, где пропавшие без вести могли стать жертвами преступлений. Так, 1 июля во время проверки прокурор Гайворонского района отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по обстоятельствам исчезновения 24-летнего жителя района Ф., пропавшего без вести еще в октябре 2007 года.
После того, как облпрокуратура поставила на ежедневный контроль ход мероприятий по его розыску, было установлено, что Ф. стал жертвой убийства. Подозреваемого в совершении преступления – некоего Леонтьева – задержали в Киеве. Во время воспроизведения обстоятельств преступления подозреваемый указал место в огороде свого дома в Гайвороне, по улице Свердлова, где он зарыл тело жертвы.
По словам Сергея Миронова, все выявленные прокуратурой случаи немотивированного отказа сотрудниками милиции в возбуждении уголовного дела тщательно проверяются на наличие состава преступления. Если будет доказано, что милиционеры скрывали преступления умышленно, им, мягко говоря, не поздоровится…
Исходя их сказанного, возникает очень много вопросов к работникам милиции Александровского района, состряпавшим «отказник» по убийству несовершеннолетней девочки. Инцидент произошел в декабре 2007 года. На берегу одного из местных водоемов был обнаружен труп девочки, частично погруженный в воду, без верхней одежды. На теле выявлены очевидные следы колото-резаных ранений и синяки на шее (что однозначно свидетельствует об удушении). Однако при этом работниками милиции принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Естественно, прокуратура вмешалась – ведь там изучают каждый отказной материал, где фигурирует труп с телесными повреждениями. После того, как прокуратура возбудила уголовное дело по факту умышленного убийства, буквально через две недели установлен подозреваемый – цыган Ш., которого местные жители видели вместе с потерпевшей по дороге на водоем. При обыске в доме подозреваемого обнаружили дубленку убитой девочки, сам Ш. дал следствию признательные показания. В настоящий момент преступник отбывает наказание в местах лишения свободы.
Возьмем самый недавний пример. В селе Александровка Долинского района местный житель Владимир З. еще в 2007 году совершил убийство односельчанина Валерия Б.. Почти два года преступление оставалось безнаказанным. Вернее, официально никакого преступления просто не было – сотрудники Долинского райотдела милиции отказали в возбуждении уголовного дела, почему-то решив, что потерпевший погиб в результате несчастного случая: утонул в луже.
– Статья попала мне в руки в семь часов вечера, – говорит Сергей Миронов, – а уже через два часа в Долинский район выехал начальник отдела облпрокуратуры по надзору за милицией – разбираться в обстоятельствах происшествия. Дело подняли из архива и выяснили, что к отказному материалу не приобщено заключение судебно-медицинской экспертизы о причине смерти потерпевшего (на самом деле – открытая ЧМТ). Сразу же после этого подозреваемый был доставлен в райотдел милиции, где дал признательные показания.
В отношении сотрудников милиции, составивших отказной материал, проводится проверка прокуратурой Долинского района и службой внутренней безопасности УМВД. Предстоит выяснить, умышленно или случайно (по безалаберности и халатности) результаты СМЭ не были приобщены к уголовному делу. Также отделом внутренней безопасности проводится детальное расследование работы сотрудников Добровеличковкой милиции, которые в течение восьми лет не могли обезвредить банду двух братьев из поселка Помошная. Притом, что один из преступников жил по соседству с убитой бандитами женщиной.
Пока остается нераскрытым резонансное убийство директора кировоградского филиала «Восточно-европейского банка» Евгения Голубева, застреленного в своей квартире вечером 6 марта 2009 года. Хотя в этом деле уже есть определенные наработки. В частности, по мнению правоохранителей, на след заказчиков убийства банкира может вывести расследование другого уголовного дела – по нелегальному конвертационному центру. По одной из оперативных версий, Евгений Голубев вместе с подельниками организовал «конверт», за два года отмывший свыше 100 млн. гривен.
Подельники банкира, среди которых значится депутат городского совета Г., сын – ни много, ни мало – одного из высокопоставленных руководителей СНБО, находятся в следственном изоляторе в ожидании суда. Наверняка Голубев также проходил бы по данному экономическому уголовному делу в качестве обвиняемого, если бы не был убит. Таким образом есть все основания полагать, что смерть банкира стала прямым следствием его профессиональной деятельности – не столько легальной, сколько криминальной…
Александр Виноградов, «УЦ»
Tweet