Что будет с банками до конца года: какие банки лопнут, а каким банкам можно верить?

О крахе банковской системы в нашей стране не говорил только ленивый. Но, несмотря на страшные сказки, рынок покинуло считанное количество игроков, а большинство продолжает здравствовать и стабильно работать. В каком состоянии находятся отечественные банки, и что ожидает их в ближайшем будущем. 

Половина пути

Банки все еще не могут восстановиться от последствий кризиса. Проявляется это, в первую очередь, в неспособности добиться прибыли: за 1 полугодие почти 80% банков смогли выйти на положительный финансовый результат, однако от общего убытка в 8,3 млрд грн банковскую систему это, увы, не спасло.

Что интересно, наибольший «минус» у экс-проблемного Родовид Банка, который перешел в минувшем году в госсобственность. Размер его убытка по итогам 1 полугодия достиг 3,7 млрд грн. Почти 0,5 млрд грн потерь зафиксировал Проминвестбанк – первый спасенный благодаря новым собственникам еще в начале кризиса банк, а также с убытком в 227 млн грн вошел во второе полугодие национализированный банк «Киев».

Но как бы ни было, а количество прибыльных банков достигло 137 (из 176 работающих), а лидеры по объему прибыли так и продолжают стабильно выходить на положительный финансовый результат. В частности, за январь-июнь 2010 года 631 млн грн заработал Приватбанк, 365 млн грн – Ощадбанк. Кроме того, в «плюс» вышел ОТП Банк, который еще за прошлый год получил 435 млн грн убытка, а за 1 полугодие заработал 234 млн грн.

Также позитивным сигналом является рост объемов депозитов населения: за 1 полугодие банки привлекли у граждан больше чем 20 млрд грн, а за 7 месяцев эта сумма превысила 37 млрд грн. «Срочная структура депозитов улучшается. Если в январе доля новых депозитов населения, размещенных на срок больше шести месяцев составляла всего 24%, то в июне она уже увеличилась до 38%», – подчеркивает аналитик инвесткомпании BG Capital Виталий Ваврищук. Это означает, что у банков появляется возможность для постепенного возобновления кредитования, что, в принципе, уже и происходит.

Однако нужно учитывать, что окончательное оздоровление банков будет продолжаться еще долго. Во-первых, продолжает расти проблемная задолженность. Во-вторых, банки сильно зависят от состояния смежных рынков (недвижимости, автопрома, промышленного сектора, рынка труда и т.д.), которые во многом влияют на деятельность системы, и на кредитную составляющую – в том числе. В-третьих, под временной администрацией до сих пор находится 4 банка, судьба крупнейшего из которых – «Надра», все еще туманна. В-четвертых, доступ к длинным ресурсам открыт лишь небольшому количеству банков, а, значит, возможности кредитования все еще ограничены.

Плюс ко всему регуляторная база в банковской системе остается слабой, что, в первую очередь, вызвано изменчивостью нормативно-правового поля и недостаточной защищенностью банков как кредиторов и заемщиков. Это создает дополнительное напряжение в обществе и давление на банки, которое также препятствует восстановлению системы.

Девятый вал

«Потрясения в банковском секторе в 2010 году уже позади. Прейдет ли к нам вторая волна кризиса, будет видно уже ближе к весне следующего года. Оценивая то, как накатился первый удар, развитие проблем за рубежом, которые вскоре докатятся к нам, будут наблюдаться заранее. Пока предпосылок к этому нет, и на банковском рынке ожидается спокойное окончание года»,- говорит Владимир Олексюк, эксперт аналитического департамента X-Trade Brokers Ukraine.

Тем не менее, угрозы для стабильности отечественной банковской системы все еще существуют. Первый риск – это докапитализация, необходимая для достижения регламентируемого НБУ резервного капитала, что является особо актуальным для мелких банков на фоне ограниченного объема средств у их акционеров и собственников. Второй риск – это обязательства погашения рефинансирования НБУ, неспособность осуществить которое может вскрыть несостоятельность банка и поставить под угрозу его будущее.

Но самый главный риск банковской системы – это ухудшение качества кредитных портфелей. По официальным данным Нацбанка, объем проблемной задолженности продолжает расти и уже превышает 15%. По неофициальным оценкам, эта цифра минимум в 2 раза больше.

И в связи с тем, что практически все крупные банки имеют проблемы со своими кредитными портфелями, они вынуждены формировать очень большие резервы под проблемные кредиты. «Для формирования этих резервов и используются деньги, привлекаемые на рынке депозитов. Поэтому избыточная ликвидность банков выглядит во многом условно. Это все отрицательно сказывается на работе банковской системы в целом», – объясняетАлександр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

Тем не менее, с точки зрения риска второй волны кризиса, удар по банковскому сектору будет касательным, и при правильных действиях НБУ система должна выстоять. Более того, банки все еще «разгребают» последствия первой волны. И главный индикатор этого – убыточность, которая будет преследовать банкиров и в 2011 году. Хотя эксперты уже по итогам 4 квартала этого года надеются на рост прибыльности, когда большинство банков завершит формирование резервов под «проблемку».

Вынужденная диета

Как уже было сказано, несмотря на серьезную докапитализацию сектора в 2009 году и в первой половине 2010 года, в ходе которой акционеры внесли в капиталы банков около 51 млрд. грн., что на 62% больше по сравнению с 2008 годом, вопрос капитала остается для банков достаточно острым.

«Исходя из результатов последних стресс-тестов, до конца этого года банки должны дополнительно внести в свои регулятивные капиталы 30 млрд. грн. При этом на долю государства приходится до 18 млрд. грн. из этой суммы. Оставшаяся часть в 12 млрд. грн. должна быть обеспечена частными акционерами 44 банков, включая 5 млрд. грн., предусмотренных для банка «Надра», – рассказывает Анастасия Туюкова, аналитик инвесткомпании Dragon Capital.

Правда, есть опасения, что не все банки справятся с этой задачей до конца года и часть из них будет либо ликвидирована, либо объединена с более сильными игроками. «Предполагаю, что до конца года мелкие банки, акционеры которых не имеют возможности провести докапитализацию, могут попасть или, что вероятнее всего, уже находятся под прицелом регулятора. Предположительно речь идет о 10-15 банках», – считает Андрей Шевчишин, руководитель аналитического департамента инвестгруппы «ТАСК».

Однако, так как проблемы с докапитализацией ожидаются в основном у банков из числа наименьших (совместная доля в активах банков 3-ей и 4-ой группы, куда входит 139 учреждений, не превышает 15%), серьезной угрозы стабильности сектора в целом это не несет.

Еще один проблемный вопрос – потребность в длинных ресурсах, которую банки испытывают еще с момента начала кризиса. «На сегодняшний день, банковский сектор не имеет стабильных источников длинных денег. Текущее состояние рынка – это наличие короткой ликвидности, сформированное притоком кротких депозитов», – отмечает Андрей Шевчишин.

Это значит, что банки уже могут выдавать среднесрочные кредиты на 1-2 года, покрывая их только за счет депозитов населения. Но вот кредитование на более длительные сроки, от 5-10 лет – прерогатива немногих финучреждений, которые имеют доступ либо к зарубежному финансированию, либо получают прямую поддержку от своих собственников, а таковых – совсем немного, и в основном это банки с иностранным капиталом.

«К тому же,потенциал дальнейшего увеличения доли длинных (более 6 месяцев) депозитов ограничен: уже через несколько месяцев срочная структура депозитов вернется на докризисный уровень. А долгосрочные ресурсы на срок от двух лет на сегодня доступны только как внутригрупповые кредиты от материнских компаний», – подчеркивает Виталий Ваврищук.

Соглашается с ним и Анастасия Туюкова. «На сегодня банки продолжают зависеть от внешнего финансирования, которое составляет 1/3 обязательств сектора в целом. В структуре же депозитов средства длиннее 2 лет занимают всего 6%, и мы не ожидаем коренных изменений в этом вопросе в перспективе 1-2 лет», – говорит эксперт.

Кандидаты на выселение

С другой стороны, именно благодаря «вскрывшимся» проблемам, рынок очистится от тех игроков, которые не имеют должной платежеспособности и не способны выполнять нормативы НБУ. В частности, к концу года вероятно сокращение количества банков с временной администрацией путем оздоровления либо ликвидации, которая коснется те финучреждения с незначительными объемами депозитных портфелей, не влияющих на объемы Фонда гарантирования вкладов.

«Но вероятность возникновения еще проблемных банков, которых стоит взять НБУ на контроль, совершенно не значительна и до нового года такого не произойдет», – успокаивает Владимир Олексюк.

В связи с этим не стоит забывать о меморандуме с МВФ, предусматривающем создание «бридж» банка, в который перейдут здоровые активы и дееспособные пассивы ликвидируемых банков. Тем не менее, скептики уверены: данная система может себя оправдать на выздоравливающем либо стабильном рынке. Поэтому, при нынешнем состоянии украинской банковской системы, подобная инициатива может дать сбой и «трещину» нового здорового банка, что в итоге потребует государственной помощи, а это – новые убытки для бюджета.

Также, несмотря на проблемы с ресурсами и финансированием, будет раскручиваться «спираль» кредитования вместе с небольшим снижением кредитных ставок – на 1-2 процентных пункта (п.п.) до конца этого года. «Оттепель» по кредитам начнется с «коротких» денег на небольшие сроки. Поэтому осенью мы прогнозируем рост числа автокредитов на 10%, потребительское кредитование под залог до 50 000 грн — на 15% и кредитование жилья ждет рост на 3%», – предполагает Владимир Олексюк.

Одна из причин такой осмотрительности – борьба за достойного и качественного заемщика. Страх «щупать» новых клиентов, при слабых резервах и существенной дели проблемных кредитов, у банков еще присутствуют. Таким образом, запуск кредитования тормозится опасениями банков, порой небеспочвенными. При этом, выбирая между минимальной доходностью инструментов НБУ или рынком, банки предпочитают надежность Нацбанка, не взирая на наличие избыточной ликвидности.

В таком случае, ожидать возврата кредитования можно будут после появления у банков длинного ресурса и повышения надежности заемщика. При условии, что не будет второй волны кризиса и согласно меморандума с МВФ, банковская система получит необходимый капитал до конца 2010 года, поэтому улучшение ситуации можно ожидать уже в 2011 году. «Тем не менее, для банков на сегодня самыми выгодными клиентами явлются юридические лица и именно они смогут и получать кредиты и получать низкие ставки по кредитам. Поэтому физическим лицам полноценное кредитования станет доступным не ранее 2013 года», – уверен Александр Охрименко.

Кстати, учитывая, что объемы привлеченных депозитов уже превысили максимальный докризисный уровень в 230 млрд грн, а качественных заемщиков на рынке нет, такими темпами довольно скоро банки «перенасытятся» депозитами, и спустят депозитные ставки к уровню 2007 года и ниже.

Подводим итоги

В целом можно говорить, что украинские банки вышли из кризиса достойно: претенденты на банкротство либо докапитализированы, либо нашли новых собственников, либо переданы в собственность государства. На ликвидацию переданы лишь мелкие банки, вкладчикам которых способен компенсировать убытки Фонд гарантирования вкладов.

Постепенно возвращается «в массы» кредитование, а депозиты текут в банки плотным потоком. Однако банковский сектор все еще подвержен рискам дестабилизации. И не столько из-за стращаний очередным витком кризиса, сколько по вине внутренних проблем в виде недокапитализации, отсутствия стабильных источников финансирования и роста проблемной задолженности, которые препятствуют возврату в нормальный, докризисный режим работы.

Основные показатели украинских банков за 6 месяцев 2010 года* 

 

на 1.02.2010

 

на 1.03.2010

 

на 1.04.2010

 

на 1.05.2010

 

на 1.06.2010

 

на 1.07.2010

 

Количество

банков

 

180

 

178

 

175

 

176

 

176

 

176

 

в т.ч., в состоянии ликвидации

 

14

 

15

 

19

 

18

 

18

 

18

 

Собственный капитал

 

124,7 млрд. грн.

 

124,4 млрд. грн.

 

133,8 млрд. грн.

 

129.9 млрд. грн.

 

132,3 млрд. грн.

 

130,6 млрд.грн.

 

Активы

 

870,9 млрд.грн.

 

869,0 млрд.грн.

 

882,3 млрд. грн.

 

888.4 млрд. грн.

 

890,7 млрд. грн.

 

889,2 млрд. грн.

 

Средства физлиц

 

210,6 млрд. грн.

 

214,3 млрд. грн.

 

218,2 млрд. грн.

 

229.4 млрд. грн.

 

232,7 млрд. грн.

 

238,9 млрд. грн.

 

Финансовый результат

 

-0,51 млрд.грн.

 

-1,37 млрд.грн.

 

-4,42 млрд.грн.

 

-5,15 млрд.грн.

 

-7,5 млрд.грн.

 

-8,3 млрд.грн.

 

* по данным Национального банка

 

Автор: Павел Харламов, Политика и деньги

You may also like...