ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ И НАШ ПРОРЫВ В НЕЙРОМИР
В последнее время повысился интерес к необычайно мощному и эффективному методу изменения человеческого сознания, получившему название «нейро-лингвистическое программирование» (НЛП). В связи с этим я хотел бы представить вашему вниманию краткий очерк о том, что из себя представляет этот метод и каковы области его возможного применения. Заранее прошу прощения за то, что материал в основном будет составлен из цитат, взятых в различных источниках по данной теме.Для начала процитирую краткую справку из книги известных НПЛ-практиков С.Горина и С.Огурцова «Соблазнение: НЛП без комплексов».
«НЛП — созданная в 1975 г. в США группой психологов (Дж.Гриндер, Р.Бэндлер, Р.Дилтс, Дж.Делозье и др.) методологическая концепция скрытого влияния на человеческое мышление.
Первоначально НЛП базировалось на шаблонах эффективной психотерапии (в основном, гипноза), в связи с этим до сего дня среди специалистов по НЛП преобладают психотерапевты.
Современное НЛП ориентировано на поиск усредненных, общих последовательностей мыслительных процессов у разных людей в ходе принятия решений (такие последовательности именуются в НЛП «стратегиями».. Упомянутые последовательности могут быть легко навязаны индивидуальному и массовому сознанию, побуждая отдельных индивидов и большие группы людей к запрограммированным реакциям.
При этом навязывание определенных реакций является неочевидным, скрытым — его можно сравнить с такими неосознаваемыми большинством людей понятиямиповеденческими стимулами, как предрассудок, «сложившееся мнение», импульсивные действия и решения, неосознанный эмоциональный ответ на определенные слова.
Впервые в масштабах государства НЛП было опробовано в США, в президентской предвыборной программе Р.Рейгана, затем — в России, в первой президентской предвыборной кампании Б.Ельцина.
В настоящее время НЛП является основным способом оформления сюжетов политической и торговой рекламы, поэтому для противодействия такой рекламе также требуются навыки НЛП. (Так, лозунг «Ельцин — Президент всех россиян» хрестоматийно соответствует тому, что в НЛП называется «гипнотическим трюизмом». а лозунги избирательной кампании «Голосуй — или проиграешь» и «Голосуй — и победишь» в терминах НЛП соответствуют использованию мета-стратегий «избегание неприятного поиск приятного», и при внешней простоте затрагивает весьма глубокие структуры человеческого мышления).
Основоположниками НЛП, которые и придумали это название, являются Джон Гриндер и Ричард Бэндлер. Цитата из книги «НЛП. Новые технологии успеха» под ред. С.Андреаса и Ч.Фолкнера дает представление о том, что за люди стояли у истоков создания этого сильнодействующего психологического оружия: «В начале 70-х годов один из будущих создателей НЛП Ричард Бэндлер учился на математическом факультете Калифорнийского факультета в Санта-Крус. В начале обучения он почти все свое время посвящал изучению вычислительной техники. Но под впечатлением бесед с другом семьи, который был знаком со многими выдающимися психотерапевтами того времени, он принял решение посвятить себя психологии.
После тщательного ознакомления с работой одного из этих известных психотерапевтов Ричард понял, что, полностью повторяя особенности поведения этого мастера, он может добиться в работе с пациентами аналогичных положительных результатов. Это открытие легло в основу революционного метода, известного в НЛП под названием «моделирование мастерства». Позже он познакомился с другим будущим создателем НЛП доктором Джоном Гриндером, профессором лингвистики. Профессиональный путь Джона Гриндера был также необычен. Его способности овладевать иностранными языками, осваивать произношение и улавливать особенности поведения, свойственные другой культуре, оттачивались во время службы в войсках специального назначения в Европе в 60-х годах, и позднее — в рядах работавших в то время в Европе разведывательных подразделений. Интересы Джона в области психологии лежали в русле основных задач лингвистики — вскрыть внутреннюю грамматику мышления и поведения. Обнаружив, что у них имеются общие интересы, Ричард и Джон решили объединить познания в области вычислительной техники и лингвистики и способность копировать невербальное поведение людей, чтобы разработать новый «язык изменения»…
В наши дни методы НЛП лежат в основе многих подходов к изучению процессов общения и трансформации личности».
В начале деятельности Бэндлера и Гриндера им удалось воспроизвести и синтезировать опыт ведущих психиатров того времени Фрица Перлза (основоположник гештальт-психологии), Вирджинии Сатир а также известного философа и системного аналитика Грегори Бейтсона.
Но наиболее ощутимый прорыв в развитии НЛП наметился тогда, когда важнейшей составной частью этой концепции стал эриксонианский гипноз, названный так по имени Милтона Эриксона — быть может, величайшего психотерапевта и гипнотизера XX века. Этот человек создал совершенно новую для своего времени концепцию гипноза, полностью отличного от классического. В цитированной выше книге «НЛП. Новые технологии успеха», в частности, говорится: «…Эриксон стал известен как мастер недирективного гипноза, обладавший способностью наводить глубокий транс, рассказывая обыденные истории». Сергей Огурцов популярно и немного цинично излагает методы работы Эриксона со своими пациентами: «Эриксон мог загипнотизировать любого, даже самого сопротивляющегося пациента или клиента. Что он делал для этого? Он искусно притворялся, что «думает, дышит, борется и живет» точно таким же образом, как любой его клиент. И рано или поздно клиент начинал верить этому. Вот тогда-то Эриксон и навязывал клиенту определенные мысли, а клиент их охотно принимал — так же охотно, как если бы они были собственными мыслями клиента!
Если рассматривать этот процесс поподробнее, то на первых шагах общения Эриксон буквально становился зеркальным отражением своего клиента, и тем самым зарабатывал доверие к себе (никто же не будет спорить с собственным отражением!)
Но что приходится делать клиенту, если его отражение потихоньку и постепенно начинает делать что-то самостоятельно? В сущности, у клиента остается единственный выход — теперь он обязан соответствовать своему отражению, то есть, двигаться и думать также, как это делает оно. Это и было обычной последовательностью Эриксона при работе с пациентами: сначала стать отражением человека, чтобы повести его за собой! И эти два процесса (отражение — ведение) присутствовали во всех гипнотических сеансах как самого Милтона Эриксона, так и его многочисленных учеников и последователей.
Один из очень большого числа способов, которыми Эриксон пользовался, заключался в том, что он принимал ту же позу, в которой в данный момент находился пациент, и мягко, неочевидно, (обратите внимание на последние два слова! — В.С.) копировал его движения. Затем он синхронизировал свое дыхание с дыханием человека, которого гипнотизировал (то есть, дышал с той же частотой и глубиной дыхания, которую использовал в данный конкретный период его пациент).
Отражая, как в зеркале, позу, движения и дыхания другого человека, ты производишь очень мощное воздействие на его подсознание. В известном смысле, его и твои основные, глубинные физиологические ритмы синхронизируются, и ты действительно становишься похожим на этого другого человека не только внешне, но и внутренне, до какой-то степени. Эриксон сначала наблюдал за дыханием своего клиента, а затем начинал сам дышать точно в таком же ритме. Кроме того, он подстраивал темп своей речи к дыханию клиента: он произносил свои фразы (сравнительно длинные, но фраза могла также состоять из пары слов) на выдохе клиента (то есть собеседник Эриксона подсознательно начинал воспринимать его фразы, как свои — В.С.)
Здесь вот что особенно интересно: если ты в течение двух-трех минут таким способом отражаешь чье-то дыхание, то затем твой партнер меняет твое дыхание под тебя — если ты начинаешь дышать быстрее, то и он ускорит свое дыхание, а если ты замедлишь свое дыхание, он тоже будет дышать медленнее.
С позой и движениями происходит то же самое: сначала ты отражаешь партнера по общению, а потом замечаешь, что он начинает подстраиваться под тебя!
Или Эриксон подстраивал под дыхание клиента какие-то жесты — например, постукивал себя рукой в ритме дыхания клиента, а затем начинал замедлять ритм постукивания. И тогда дыхание замедлялось вместе с ритмом постукивания!
Отражение действует потому, что подсознание человека постоянно воспринимает мельчайшие и многочисленные явления, которое сознание не улавливает и не оценивает (возможно, просто не успевает сделать это).».
Методами, близкими к эриксонианским, давно и успешно пользуются многие цыганки, умудряясь средь бела дня заставить расстаться с деньгами казалось бы абсолютно негипнабельных людей с классической точки зрения. Важным элементом эриксонианских психотехник является «постановка якоря». Что называется якорем в НЛП? Думаю, что почти все взрослые люди слышали о собаках Павлова и его знаменитых опытах над ними по выработке заданных условных рефлексов (зажглась лампочка — потекла слюна в предвкушении пищи). Как показал опыт, подобного рода условные рефлексы гораздо успешнее можно вызывать среди людей, причем даже с однократной попытки. Каждый, наверное, может судить по своему опыту: однажды услышал знакомую мелодию — и память мгновенно воспроизвела ту ситуацию, когда ты слышал эти звуки в какой-то значимый для себя момент жизни, и ты начинаешь погружаться в то эмоциональное состояние, которое в тот момент испытывал. То есть эта мелодия (или аудиальный якорь, по нелперской терминологии) стала ключом доступа в определенное состояние твоей психики, неким спусковым крючком для подсознания.
В качестве примера приведу слова авторитетнейшего специалиста по рукопашному бою А.Е.Тараса. Вот что он пишет в книге «Воины-тени: ниндзя и ниндзюцу». «Ниндзя мог на какое-то время становится сверхчеловеком, произнося магические заклинания (дзюмон), сплетая пальцы в замысловатые комбинации (кудзи-ин) и мысленно отождествляя себя с одним из девяти мифических существ: вороном-оборотнем Тэнгу, небесным воином Мариси-тэн, повелителем ночи Гарудой, великаном Фудо-мё и другими. В результате он обретал те психические и физические качества, которые требовались в данный момент: силу, быстроту движений, нечувствительность к боли и ранениям, прилив энергии и так далее… Он, говоря современным языком, запускал определенную программу в своем биокомпьютере. Все остальное происходило само собой». Комментируя собственные слова в книге «Боевая машина», А.Е.Тарас пишет: «Сегодня мы можем сказать, что ниндзя использовали самогипноз на основе «якорной техники». Совершенно по Эриксону, который объяснил методы такого рода лет через 500 или 600 после их изобретения. Ниндзя задействовали сразу три якоря: кинестетический (сплетение пальцев), аудиальный (звукорезонансная формула) и визуальный (зрительный образ). Тем самым они обеспечивали надежность пускового механизма для вхождения в боевой транс».
В рекламе все чаще можно видеть использование данной техники, когда телезрителю «ставят» визуальные якоря, связывая рекламируемый продукт с каким-либо приятным для телезрителя состоянием.
Слово «программирование» в названии НЛП означает, что человеческое сознание (кибернетическая система мозг-тело) можно уподобить биокомпьютеру, который управляется некоторым набором программ, причем более 90 процентов этих программ заложены в подсознании человека. НЛП утверждает, что всякий субъективный опыт человека обладает определенной структурой, и что существует определенный набор «отмычек» и «паролей», которые позволяют получить доступ к этим программам, изменить их или написать новые. (Показательно название одной из глав книги Р.Дилтса «Фокусы языка». «Мысли-вирусы и метаструктуры убеждений». Однако тот же Дилтс блестяще показывает возможность создания и вполне позитивных программ человеческого поведения.)
В. Сазонтов КонтрТВ.ру
Tweet