Врачебная ошибка в России обходится доктору дорого. Но нечасто

Сколько стоит врачебная ошибка. Почти 25% посмертных диагнозов, сделанных патологоанатомами, отличаются от прижизненных. Каждый четвертый диагноз, поставленный в России, — неверный. Что делать тем, кто попал в эту жуткую статистику.

«Человек умирает не от того, что ему диагностировали при жизни, — говорит Александр Саверский, руководитель общественной организации «Лига защитников пациентов». — Ведь треть диагнозов устанавливают неправильно». Лига существует уже 11 лет и бесплатно помогает пострадавшим от ошибочных действий врачей правильно составить жалобы и довести дело до разбирательства. Каждый год в организацию поступает около 3500 обращений, более 300 из них — жалобы на ошибки врачей или, как их называют профессионалы, «дефекты медицинской помощи». По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), из 8 млн ежегодно проводимых фондом экспертиз качества медицинской помощи каждая десятая обнаруживает случаи неправильного лечения. Безрадостную статистику подтверждает академик РАМН Александр Чучалин: «Треть диагнозов, которые устанавливают в стране, неверные, в частности, 12% смертей происходит от недиагностированной пневмонии». «Не уверен, что такие большие цифры, может, чуть поменьше, — говорит Максим, работавший патологоанатомом в одном из столичных моргов. — Хотя сейчас в больницах сплошь золотые-необученные выпускники из медов, а нормальные врачи уезжают. Но в провинции действительно ужас с врачами. В Москве получше — у нас один из трехсот был с врачебной ошибкой».

По статистике Лиги, две трети дел выигрывают пациенты. «В год идет 700 судебных процессов по обязательному медицинскому страхованию, половина доводится до какого-то решения, 240 из них — в пользу пациентов. Это миф, что нельзя выиграть у врачей», — говорит Саверский. Как правило, если уголовное дело доходит до судебного разбирательства, врачи получают два года условно и выплачивают штраф.

«Если в 2004 году, когда мы только начинали работать, средняя компенсация за смерть человека была 5 тыс. рублей, то сейчас суммы выше, — отмечает эксперт. — В 2006 году мы выиграли три крупных дела, там суммы были от 700 тыс. до почти 2 млн рублей. Сейчас есть суммы и 2 млн, и 2,5 млн». Самая большая сумма в новейшей российской истории, которую удалось отсудить пострадавшему от врачебной ошибки, — 3,5 млн рублей: в 2007 году воронежский суд обязал местную станцию переливания крови выплатить эти деньги женщине, которую там заразили ВИЧ-инфекцией.

Но все это исключения: на 800 тыс. врачебных ошибок только 700 судебных процессов. «До тех пор, пока это не изменится, — говорит Саверский, — врачи не почувствуют неотвратимость наказания».

Автор: Егор Мостовщиков, Россия

Новое время

 

You may also like...