Уйди в могилу «потрошенным»: отдай «дяде» свои почки, сердце, глаза, кости, кожу и сухожилья

В Украине собираются ввести посмертное донорство по принципу молчаливого согласия. Не получилось дожить до глубокой старости, когда твои органы уже никому не интересны, отдай невыработанный ресурс тому, кому они нужнее… Возможно, они кому-то спасут жизнь. А может, на них кто-то попытается заработать?..

 Законопроект, содержащий норму «презумпции согласия» на донорство органов после смерти у каждого, кто при жизни юридически не оформит отказ от этой процедуры, попал в Верховную Раду еще в начале ноября. Готовил его МОЗ. Но, прежде чем документ поступит на рассмотрение парламентариев, его должен досконально изучить профильный Комитет ВР.

«Полоскать» эту тему в СМИ начали две недели назад. А сегодня дискуссия уже обрела всеукраинский масштаб. По этому вопросу уже высказались и трансплантологии, и юристы, и правозащитники, а еще – чиновники, действующие народные депутаты и бывшие главы МОЗа. Сколько людей – столько мнений. Вариантов ответа два: «за» и «против». И у каждой стороны свои аргументы.

Спасти чью-то жизнь – это благородно…

Ежегодно в Украине в операциях по пересадке почки нуждается около двух тысяч человек, новую печень ждут около тысячи человек, сердце может остановиться у 500-700 больных. А в Украине в семи трансплантационных центрах за год выполняется чуть больше сотни операций. Так, в прошлом году было сделано 112 пересадок почки, 14 – печени и одну – сердца. Причем, все семь центров готовы выполнять весь спектр трансплантаций, однако их выполняют только в двух – Киевском и Запорожском.

В остальных занимаются только пересадкой почек. По словам главврача столичного Центра сердца Бориса Тодурова, сегодня в Украине около 90% пересадок делают за счет органа родственника, причем подходящим донором может быть, как правило, один из пяти членов семьи. Воспользоваться же «биологическим материалом» скончавшихся пациентов медицинских заведений удается только раз 20 в году.

Больше всего стране нужно донорских почек. Тысячи людей живут на так называемой искусственной почке – диализе. Ежегодно из бюджета на каждого такого больного государство выделяет 120 тысяч гривен. А спасает диализ одного из четырех, остальные умирают от почечной недостаточности, так и не дождавшись донора.

Кто имеет деньги, едет лечиться за границу, кто не имеет – просит милостыню у соотечественников. Пару недель назад в телеэфире одного из каналов рассказали слезную историю парня, которому нужна пересадка сразу двух органов – легких и сердца. Спасти мальчика могут за рубежом, за полмиллиона долларов.

Если бы такую же пересадку делали у нас, сообщил доктор в сюжете, она бы обошлась в 70 тысяч гривен. Лукавит, конечно. У нас банальный аппендицит в государственной клинике обойдется пациенту в штуку баксов, в приватной – только за операцию просят от 12 тысяч гривен. Плюс – реанимация, реабилитационный период и так далее. А тут – пересадка органов!.. Но, все равно в Украине, очевидно, дешевле. Донорских органов, правда, нет.

Нехватку «запчастей» для украинцев можно было бы решить за счет соотечественников, если бы действовала презумпция согласия на выемку органов после смерти, уверены трансплантологи. У нас только в ДТП ежегодно погибает 5-6 тысяч человек. Около трети из них – «лица с диагностируемой смертью мозга», поэтому могут быть потенциальными донорами. Полторы тысячи доноров – это три тысячи почек, полторы тысячи печенок и полторы тысячи сердец, подсчитал директор Координационного центра трансплантации органов, тканей и клеток МОЗ Руслан Салютин.

Как ни странно, свое «за» публично высказала даже Татьяна Монтян, известный своей агрессивностью к любым новшествам власти адвокат.

– В обществе активно циркулируют «страшилки», мол, злые силы начнут убивать людей и разбирать их на органы, – заявила она на пресс-конференции. – Но, я считаю, что все эти разговоры вызваны нашим невежеством. Злоупотребления были, есть и будут всегда. Тем более – в нашей стране. Но их количество на порядок уменьшится, если будет действовать «презумпция согласия». Зачем будет кого-то умышленно убивать, если донорских органов и так будет достаточно?

Ведь ежедневно погибают люди. Я убеждена, что очень многие граждане, которые внезапно умерли, были бы рады, если бы им должным образом объяснили, что их смерть может спасти чью-то жизнь, – и добавила, что, мол, в Африке очень много «бесхозных» доноров бегает, которые не имеют даже паспортов. Поэтому при необходимости, если кому и нужно будет кого-то отловить на органы, то это сделают скорее в Африке, чем в Украине…

Спасти кого-то, если не ценой собственной жизни…

– Я слышал об опасениях, что, мол, органы наших людей будут вывозить в Европу. Но сердце, к примеру, живет три-четыре часа, почки – 12, а печенка – 8 часов, – объясняет Руслан Салютин. – Тем, кто хотел бы возить человеческие органы на продажу в Европу, понадобится, по меньшей мере, реактивный самолет, который способен подниматься в воздух и приземляться в любом месте, чтобы успеть доставить донорский орган из Украины за рубеж.

Потенциальные доноры – это люди, пострадавшие в результате ДТП и у которых диагностирована смерть мозга. Человек живет на вегетатике. Через несколько часов он все равно погибнет, медики ему помочь бессильны. И тогда специальный консилиум врачей устанавливает смерть мозга…

Руслан Салютин уверен, что подкупить можно одного врача, а когда решение принимает консилиум (6-7 человек), сделать это будет невозможно. Ой, только не в нашей стране. Ну, просто покупать придется не одного, а 6-7 врачей, цена вопроса просто увеличивается. Трансплантологи ведь не скрывают, что донорские органы ждут не только бедные, но и состоятельные соотечественники, и их родственники готовы им купить необходимую «запчасть» за «разумные» деньги. Кроме того, в нашей стране медики итак не особо ратуют за выздоровление больного, а в случае принятия «презумпции согласия» увеличивается риск быть залеченным насмерть, чтобы получить необходимый орган для «VIP-клиента».

Страшилки – не страшилки, но в Украине довольно часто без вести пропадают люди, время от времени СМИ связывают эти исчезновения с «черной трансплантологией». Не раз в стране вспыхивали и скандалы, связанные с «несанкционированным» использованием органов. Однако, уголовных дел, имевших закономерное логическое завершение, не так уж и много. По данным пресс-службы МВД, за последние пять лет расследовалось только восемь дел, связанных с данной темой. Киевлянка, которая в 2007 году хотела продать почку своей дочери, осуждена на четыре года лишения свободы. Медсестру, которая в начале прошлого года продала плаценту и пуповину в Черновцах, отпустили «на поруки».

Под амнистию попали и патологоанатомы трех медицинских центров Киевской области, которые вырезали у мертвецов глазные яблоки. В Оболонском районном суде Киева сейчас слушается дело группы, которая в течение двух лет вербовала в Украине «почечных» доноров. В некоторых преступных схемах был запачкан даже Национальный институт хирургии и трансплантологии имени А.А. Шалимова. Это дела, которые получили медийную огласку и соответствующую квалификацию. А что уже говорить о тех, которых никто и никогда даже не расследовал…

Не уверена, что Украина готова к такому шагу и председатель Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева. Она считает, что упрощение процедуры взятия органов увеличит злоупотребления и преступления в сфере трансплантации. Комментируя свою позицию одному из изданий, народный депутат проболталась, что «…она не совсем в курсе, возможно, там какие-то бизнес-интересы…» и выразила сожаление о том, что МОЗ выплеснул тему трупного донорства в общество, не обсудив ее предварительно с профильным комитетом.

Бизнес превыше всего?..

Да, множество стран, в том числе и в Западной Европе, приняли решение о «презумпции согласия» при трупном донорстве. «Презумпция согласия» действует в Италии, Австрии, в Великобритании. А недавно аналогичное законодательство принято в России и Беларуси. Нет пока данных, какое получила развитие «черная трансплантация» у соседей-славян, но мы точно не можем себя сравнивать с Австрией и Англией.

При нашем недоверии к властям, коррупции во всех ее эшелонах, при расцвете взяточничества в медицине и правоохранительной системе, не стоит, очевидно, рассчитывать, что все у нас будет «ради спасения человеческой жизни». Ради бизнеса? Да! Возможности подзаработать? Безусловно! Причем, все будет поставлено под жесткий контроль со стороны государства…

Если бы слова «контроль со стороны государства» в нашей стране не означали, что кто-то из приближенных к власти не встанет у руля, чтобы «руководить процессом и косить бабло», можно было бы приветствовать и разработку «концепции по развитию службы трансплантации органов». Если бы мы жили не в Украине, а в Англии, или хотя бы в Италии. А так, того и жди, что останки граждан, которые больше не могут платить налоги стране, пустят в «безотходное» производство. У нас же не только в медицине не хватает органов для пересадки.

С такими запасами «биоматериала» мы могли бы и косметическую индустрию развивать, опять же – занять мировые позиции в пластической хирургии (кому дряблую попу поменять на молодую и упругую; а может, у кого-то хруст в суставах – так мы заменим на свеженький)… Почему нет? Ведь трансплантология предусматривает не только пересадку внутренних органов, но и сухожилий, мышц, кожи, то есть человека смогут легко разобрать на органы. Чего ж добро в землю закапывать? Стране же нужно поднимать ВВП? Почему же не поднять его за счет человеческого ресурса, в прямом смысле этого слова?..

Вместо P.S. Если честно, отношение даже у самых яростных противников «презумпции согласия» кардинально меняется, когда речь заходит о спасении жизни их самих или очень близких родственников. Именно тогда больше всего хочется, чтобы необходимый орган не пришлось выпрашивать у родственников умерших соотечественников. И все же, немало стран, в том числе и развитых, и демократических оставляют за собой все же «презумпцию несогласия». США, например. Франция, между прочим, приняв «презумпцию согласия», тут же ее отменила из-за жесткого сопротивления общественности…

Ну а если стране так уж нужны наши органы, то пусть при нашем молчаливом «несогласии» отечественные политики – народные депутаты, которые будут принимать соответствующее законодательство, правительство, которое колдует над «концепцией» трансплантологической отрасли и, естественно, Президент как гарант Конституции – публично подпишут донорскую карту на «выемку» донорских органов в случае чего. Как сделала Ангела Меркель в Германии. Тогда и мы, украинцы, возможно, умирая, будем отдавать свои почки, сердце, печень и еще кому что не жалко, для тех, кто остается в стране этой жить. Потому что купить себе эти «запчасти» могут, действительно, единицы, а нуждаются – тысячи…

Автор: Виктория Владина, Цензор.НЕТ

You may also like...