Граффити – хулиганствующее искусство?

«Какое же это искусство – это хулиганство!» — воскликнут многие из нас, увидев на стене жилого дома огромный рисунок, возникший за ночь. — «И где тут хулиганство? Это — альтернативная форма современного искусства!» — ответят оппоненты. И все будут по своему правы. Даже неприличное слово из трех букв на заборе – в высокохудожественном исполнении — это тоже граффити… Термин «граффити» применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств. А именно — искусства создания композиции посредством рисунков и надписей, воспроизводимых на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике. Авторами граффити чаще всего выступают непрофессиональные художники.

Из пещер – в Космос

Слово «граффити» происходит от греческого «graphein» («писать»). Первые примеры граффити были обнаружены уже в древнеримской культуре. Правда, нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя также увлекались росписью плоских поверхностей. Само слово «граффити» было впервые введено итальянцами в 1775 году нашей эры на раскопках города Помпеи.

Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры.

Граффити — направление в авангардизме последней четверти ХХ столетия, ориентирующееся на самодеятельные уличные росписи молодежных «тусовок»; кричаще яркие рисунки, обычно исполненные спреем в манере красочной психоделики. Для граффити специально отводятся урбанистические зоны, что способствует его вводу в профессиональное русло. Также стиль граффити применяется в станковом и монументальном искусстве (подобно американскому художнику К.Херингу).

Граффити могут быть магическими заклинаниями, тайными символами религиозных сект, могут носить чисто бытовой характер, обозначая собственность или являясь своеобразной перепиской, обменом информации. Диапазон современных граффити весьма велик — от политических, обычно оппозиционных, несанкционированных лозунгов — до всякого рода любовных изъявлений и непристойных надписей в общественных туалетах.

Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют «писателями». Почему не художниками? Дело в том, что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами… Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне.

Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити.

Простота технологии

В большинстве стран граффити запрещено законом. Но, тем не менее, существуют понятия «легальной» и «нелегальной» стен. К первым относятся те стены, которые городские власти предоставляют на «растерзание» писателям граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному искусству (пример — забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный плод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на «работу» и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая «нелегальные» стены.

Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с краской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностью удовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальной эффективности, краска из него отлично ложится на большинство из существующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускные отверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов, созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения. Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства, зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторую загадочность.

Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами общества. Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами, прозвищами, кодами и символами.

Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью граждане.

Граффити на службе… преступности

Другая разновидность граффити — гангстерское граффити, которое встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально и идеологически, а также чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близко соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.

Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют «Нью-Йоркским стилем» или «хип-хопом». Произошло оно из традиций граффити, зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе, «хип-хоп» — это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкдэнса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США.

Трансграничное искусство

Хорошо бы узнать, кто был тот самый первый человек, который, можно сказать, положил первый «кирпичик» в огромную стену современной underground (альтернативной) культуры под названием GRAFFITI ART (анг.- искусство граффити). Точкой отсчёта начала современной настенной живописи являются 70-е годы нашего столетия. Происходило это действо в родном и желанном всем райтерам (художникам граффити) Нью-Йорке. Первым, кто отметился на стенах города, был райтер по кличке «TAKI 183» — он просто нацарапал на стене свою кличку… После этого стало модным придумывать себе кликухи и писать их заковыристым шрифтом на стенах. Потом бравым ребятам из Нью-Йорка наскучило просто тратить краску на какие-то подписи, и появились первые цветные рисунки… Они были низкого качества и состояли из малого количества цветов.

Прошло время, и граффити стало частью популярной в то время хип-хоп культуры. Рисунки приобрели божеский, а под час и идеальный вид. Художников стало появляться всё больше и больше. Создавались своеобразные команды из нескольких райтеров. В то время, для более острых ощущений, райтеры спускались в подземки, поэтому поезда в Нью-Йорке ездят в столь неприглядном состоянии. Так же в надписях используются всяческие «фишки»: пузырьки, разломы, торчащие из букв предметы. В общем, есть над чем поэкспериментировать. Райтеры любят вставлять в рисунки «кереков» (от английского слова character — персонаж), иногда очень забавных. В рисовании на стенах не любят тех, кто копирует чей-то стиль. И очень любят устраивать STYLE WARS (означает войну стилей различных райтеров). Так и прошла первая волна «райтинга» в Штатах. К её концу мало кто остался верен искусству граффити. Ряды «солдат», «бороздивших» просторы стен, лавок, мусорных баков, мостов — поредели. Мало кто хотел продолжать своё восхождение к идеальной технике.

Но и те немногие, которые дожили до «второй волны», сейчас греются в лучах славы. Их знают. Их ценят. Их не забудут.

Собственно, из Америки граффити перекочевало в Европу, Австралию и даже Японию, где оно отличается очень мрачными, фантастическими и порой жестокими сюжетами. Стиль и техника граффити постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того, как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити. В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых коллекционеров.

Сегодня граффити — это мировое движение, о котором не перестают дискутировать, снимают фильмы (например, «Subway Art» (1984) и «Spray-can Art» (1987)). Среди писателей граффити есть и женщины, но их немного. Самые известные — Lady Pink, Omega и Reminisce.

Кто может стать писателем граффити? Практически любой желающий, но следует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требует многих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидное прозвище «toy» («игрушка»). Так называют неопытного писателя, который не испытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремится овладеть необходимыми для росписи стен навыками.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом обществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействия на людей.

Валентин Лабода

В большинстве стран мира муниципальные власти с граффитчиками борются – с переменным успехом. На постсоветском пространстве наиболее туго аматорам настенных росписей приходится, пожалуй, в соседней Беларуси.

Вот типичный «отчет»:

«Творчество» столичных уличных «художников» оценено в 52 миллиона рублей.

ГУВД Мингорисполкома возбуждено два уголовных дела в отношении хулиганов, расписавших фасады столичных зданий в Центральном и Первомайском районах. В первом случае ущерб составил 20 миллионов рублей, во втором – 32 миллиона. И если в Центральном районе «живописцев» пока установить не удалось, то в Первомайском наряд милиции поймал «граффитчика за руку. В отношении этого минчанина возбуждено уголовное дело по статье хулиганство. Ему грозит до 4 лет лишения свободы. В настоящее время идет следствие. Вчера на планерке в Мингорисполкоме мэр города Михаил Павлов потребовал от милиции и коммунальщиков активизировать борьбу с «мастерами баллончика», а приведение зданий в порядок полностью проводить за их счет. Заместитель начальника ГУВД Мингорисполкома Александр Найденко рассказал нашему корреспонденту, что для решения данной проблемы в городе созданы специальные мобильные группы, которые работают круглосуточно в каждом районе».

Нужно отметить, что мнение горожан – если судить по форумам белорусских сайтов – однозначно не на стороне «маляров».

Из откровений «райтера»:

«…Многие нас ненавидят, многие боготворят. Но мы не террористы и не воры. Мы всего лишь рисуем на стенах. Зачем? У каждого из нас свои на это причины. Кого-то втянули, и понравилось. Для кого-то это просто способ самовыражения, а для меня это просто гордость за свои теги и бомбы.

Графитти — вандализм или искусство? До сих пор многие спорят на эту тему. Как бы нас не ругали и не обгаживали, нас всё равно станоситься больше и больше. Нас ловит милиция, но мы выходим и продолжаем своё дело. Графитти — это как наркотик; если одни раз порисовал — останоситься практически невозможно.

Рано или поздно, нас будет очень много, и правительству надоест нас ловить и оно сдастся. Мы будем рисовать, где хотим, а наши дети будут бомбить стены.

Мы за легализацию граффити!

Вы скажете я помешался или свихнулся? Да нет, просто у каждого чела — своё хобби. Моё — экстремальное, красивое и романтичное…»

«УК»

Читайте также: