«Смерть шпионам!». Вариант ФБР

В российский прокат вышел фильм Билли Рэя «Измена» с Крисом Купером и Райаном Филиппом в главных ролях. Это кинокартина о судьбе агента, 15 лет поставлявшего в Москву из Америки секретную информацию. В фильме он фигурирует под своим настоящим именем – Роберт Ханссен. Так в чем же, собственно, событие? Ну, очередной фильм «про шпионов»… А вот и не очередной. Дело в том, что этот фильм снят по инициативе… ФБР!Фильм о самом большом провале американской контрразведки, который олицетворяет именно агент Ханссен (его называют “самым страшным шпионом в истории Америки”), снят по сценарию одного из агентов ФБР, который участвовал в его поимке! И вот именно этот фильм теперь демонстрируется в России.

Следует отметить, что Америка после разоблачения и ареста шпиона пережила шок. Дело в том, что вопреки распространенному мнению, у ФБР среди приоритетов – контрразведка, а не ловля домовых и прочей чертовщины, как в “Секретных материалах” или “Твин пикс”. И Ханссен работал именно в управлении контрразведки. И именно – на “русском направлении”, то есть на направлении противодействия разведдеятельности в США советских, а затем российских спецслужб. И занимал в этом деле весьма ответственные посты. Причем его никто не вербовал – он сам вышел на хорошо знакомых ему по службе (не то что бы лично, а именно за ними он следил) наших разведчиков в Вашингтоне и предложил свои услуги. И передал в Москву просто гору всякой информации.

Наконец, самое горькое для американских патриотов (а они в своем большинстве действительно самые искренние патриоты) было то, что он начал работать на русских тогда, когда началась перестройка. Затем рухнули СССР и Варшавский Договор, а Ханссен как ни в чем не бывало продолжал “стоять на посту” чужой разведки. Из Москвы толпами бежали на Запад высокопоставленные чиновники, высоколобые ученые, дипломаты: А вашингтонский фэбээровец по-прежнему оставался верен Москве. Причем деньги (а получил он, утверждают в ФБР, около 1,5 млн. долларов деньгами и бриллиантами) не были для него особо важны. Он даже как-то просил своих российских кураторов (и это зафиксировано американскими органами) не присылать денег помногу, потому что ему некуда их девать! Ради чего же он работал на русских – жизнью рисковал?! Фильм “Измена” как раз и дает ответ на этот вопрос. С американской, разумеется, колокольни.

Интересно, что ни бывшие коллеги из ФБР, ни голливудские деятели не стали рисовать портрет законченного гада. Нет, образ Ханссена, созданного талантливым актером и мастером “шпионского жанра” Крисом Купером, хоть и не очень привлекательный, но цельный, масштабный. Это личность в полном смысле слова. И все плохое, что приписывается Ханссену в фильме, смотрится как само собой разумеющееся, так что даже у приставленного ФБР для слежки за Ханссеном молодого стажера Бюро Эрика О`Нейла (реальный персонаж) вместо ненависти к врагу – глубокое противоречивое чувство, смешанное из симпатии и чувства долга контрразведчика.

Фильм глубоко психологичен, а потому вряд ли будет понят современным нашим зрителем. К примеру, в сцене ближе к финалу, где Ханссен ночью заманивает Эрика в какой-то парк и начинает палить в него из пистолета, требуя сознаться в ведении слежки, молодой парень мужественно проходит испытание, потому что не боится старика. Но не боится не из какой-то своей сверхъестественной храбрости, а потому что старик ему по-человечески понятен и близок. И вот это-то и приводит Ханссена к краху. Он поверил в искренность Эрика, вышел на связь с русскими, и его тут же взяло ФБР.

В жизни, как уже говорилось выше, действительно есть такой Эрик О`Нейл, который участвовал в разоблачении Ханссена, а после ареста последнего через несколько месяцев ушел из ФБР и “на гражданке” трудится на юридическом поприще. Именно он написал первый сценарий, который затем киношники уже просто довели до ума в соответствии с требованиями кинематографа. Ясно, что сам Эрик О`Нейл никогда бы в Голливуд со своими затеями и даже в ФБР за разрешением не сунулся. Инициатива явно исходила от руководство Бюро, которое при этом оказывало создателям фильма всяческую помощь. И не только О`Нейл был в числе профессиональных консультантов режиссера. Более того, учтя опыт работы над “Изменой”, ФБР пришло к выводу, что “важнейшим из искусств является кино”, а потому в январе этого года провело в Голливуде семинар для сценаристов, на котором в доступной форме были раскрыты различные специфические детали деятельности Бюро. Такое случилось впервые.

Поэтому очень важно, как в фильме “Измена” изображен Ханссен. Страшным и опасным человеком. Загадочной, порочной личностью с несколько девиантным сексуальным поведением. При этом герои фильма – старшие товарищи Эрика О`Нейла по службе – постоянно подчеркивают, что Ханссен не просто опасен. Он дьявольски умен, хитер неимоверно и всегда видит вперед шагов на десять. Своих противников он всегда легко переигрывает. Даже может легко, запросто убить, как только что-то заподозрит. И в начале фильма мы действительно видим холодного, жесткого, даже грубого матерого контрразведчика, рядом с которым Эрику сразу же становится неуютно. Но со временем Эрик начинает проникаться к нему симпатией, а Ханссен берет парня под свою опеку. Тащит его за собой то в тир (“Запомни, в ФБР – культ оружия!”), то в церковь, – как ревностный католик. Кстати, прототип киногероя действительно ревностный верующий, и, как говорят, даже часть полученных “из Москвы” денег он передал одной благотворительной католической организации.

Фильм насыщен острыми драматическими моментами, он нагнетает сильное психологическое напряжение как заправский триллер. Как мне представляется, некоторые из этих эпизодов недоступны американскому зрителю. К примеру, когда Ханссен произносит перед Эриком такой краткий монолог: “Почему русские проиграли? Почему развалилась их империя? Они были умнее нас. Более смелые. Более решительные: Безбожие!”. Интересный диагноз, не правда ли. Но самое поразительное – слышать такое из уст американца в американском фильме. Тем более понятно, что Ханссен верит в то, что говорит. Разумеется, для американцев такие слова – кощунство. С безбожием, они, в большинстве своем, конечно, согласятся – нехорошо, мол. Но русские – и умнее? Решительнее? Невероятно!

Уже ради одних этих моментов стоит идти на этот фильм. Чтобы посмотреть на шпионскую историю именно глазами американцев. Чтобы проследить за их логикой и в то же время увидеть, как противоречив мир и сколько в нем разных сторон. И какой же ответ дали в ФБР и Голливуде на вопрос о причинах перехода Ханссена “на чужую сторону”? Он показан законченным эгоистом. Его суперпрофессионализм контрразведчика превратил его в волка-одиночку, у которого нет ничего святого, поэтому он (по фильму) так упорно и цепляется за католическую церковь. Он становится агентом Москвы, потому что его эгоизм требует постоянного самоутверждения. И он начинает просто-напросто собственную разведигру. Он сам себе разведка.

Его ловят на закате карьеры (по сюжету Ханссен через два месяца должен выйти в отставку, а следовательно, прекратится и его активная работа на Москву), когда он острее всего переживает свое одиночество. И он привязывается к Эрику, потому что никогда никому не доверял, а это в больших дозах слишком тяжело даже для контрразведчиков. Не случайно, стреляя поверх головы Эрика, Ханссен кричит: “Говори: я могу тебе доверять?”. И он поверил Эрику. И “провалился”. Ошибка контрразведчика: Впрочем, в фильме честно рассказывается о том, что его никогда бы и не поймали. Но Ханссена “сдали” американским спецслужбам два российских перебежчика. Теперь Ханссен отбывает пожизненное заключение. Российская сторона, понятное дело, не признала его своим шпионом, так что и этот рассказ – о киногерое, у которого есть реальный прототип. А был ли он нашим агентом или нет – то нам неведомо. Представители спецслужб и их ветеранских организаций комментировать фильм отказались.

Со свойственной американцам прытью, они задумали снимать фильм о “кроте” в ФБР чуть ли не сразу после его ареста. Но тут случилось 11 сентября. Потом у нас с янки была небывалая дружба. И выход фильма на экраны в США в феврале 2007 г. (спустя шесть лет после ареста Ханссена) произошел явно не спроста. На фоне той грандиозной пропагандистской войны (“ловим русских шпионов”), которая развернулась в последние полгода на Западе, совершенно очевидно, что этот фильм лишь начало большого сериала. И не только в кино.

Премьера фильма в США наделала много шума. Причем затем спутниковый канал “Дискавери” долго крутил на весь мир документальный фильм о Ханссене. Разумеется, “вражеские голоса” хорошо прожевали эту тему. Так что фильм – часть общей пропагандистской кампании.

Иван Думнов, vpk-news.ru

You may also like...