Наушно-технический прогресс: «невидимые наушники для сдачи сессии»

Чтобы нация не превратилась в калек с электронными протезами мозга, придется отказаться от тестирования, сделать экзамены устными и проверять студентов не столько на знание предмета, сколько на его понимание. 

«Сессия на 5! Микронаушник! Его не видно в ухе!» – гласят нелегальные объявления, наляпанные в метро. Это одна украинская компания решила осчастливить студентов в духе фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». На сей раз «профессор-лопух» не вытащит из петлицы экзаменуемого здоровенный микрофон, замаскированный под цветок: современная конструкция намного незаметней, и в ее основе – обычный мобильник. Но гайдаевских Дуба и Костю, собравших свое устройство при тогдашнем уровне технологий, любое конструкторское бюро оторвало бы с руками даже со всеми «неудами». А какая карьера ждет нынешних «дубов», которые купили приспособление за 799 гривен или взяли напрокат за 200?

Микронаушник – капсула из пластика телесного цвета, сантиметр в длину и полсантиметра в диаметре. Никаких проводов от него не тянется: сигнал на наушник подается от петли-антенны, которую надо спрятать, например, на шее. Антенна (и микрофончик, который можно спрятать в рукаве) подключена через гарнитуру к мобилке. Причем гарнитуру можно использовать беспроводную, а телефон прятать в куртке или сумке.

В России такие наушники делают уже лет десять. По отзывам пользователей, у русских образцов тише фоновые шумы, меньше процент брака… зато цена выше как минимум раза в полтора, и годовой гарантии, как на украинский аналог, вам не дадут. Так что абсолютному неучу, который решил профилонить все пять лет, лучше брать продукцию соседей. Тому же, кто решил «забить» только на один-два предмета, лучше поддержать отечественного производителя.

«И декан, и замдекана из-за таких проделок отказались вести занятия»

– В Харьковском национальном университете им. Каразина, который я закончила год назад, наушниками на экзаменах пользовались многие – правда, обычными, с проводом, из комплекта к мобилке. Девушки прятали провода за волосами и украшениями, парням было труднее. Бывало, экзаменаторы проверяли уши у всей группы: найдут наушник – пойдешь на пересдачу. Подсказки мы получали так: телефон поставлен на виброзвонок, помощник в назначенное время звонит и начинает перечислять номера билетов. Назвал твой – ты покашливаешь, и он диктует тебе ответ. Я сдала так «Древнюю историю украинской литературы» – очень уж непросто было запомнить по именам, кто из монахов в какой пещере уединился от мира. Преподавал у нас архиепископ: к предмету своему относился очень серьезно, вопросов было больше, чем на других экзаменах. Помню, он долго присматривался ко мне, видя мою нервозность, но разоблачить не сумел. Еще с «Историей Украины» без телефона пришлось бы туго: весна, любовь…

Курьезы с наушниками бывали постоянно: даже на госэкзамене один студент, нажав не ту кнопку, включил громкую связь – и вся аудитория слушала его билет. Выгонять «везунчика» не стали – раз уж он до выпуска доучился… но преподавателям было неприятно. А вот у следующего курса и декан, и замдекана из-за таких проделок просто отказались вести занятия.

Можно ли получать подсказки через наушник прямо во время ответа? Нет: тому, кто рядом тоже все будет слышно. Но устных-то экзаменов сейчас практически нет!

«Слушать «консультанта» и одновременно повторять услышанное невозможно»

– Я никогда не была непримиримой противницей обычных шпаргалок. Когда владелец пишет их, знания тоже усваиваются! Работа со справочным материалом – весьма ценный навык. А размышлять, анализировать, показывать понимание темы при ответе все равно придется – если, конечно, речь идет о нормальном экзамене-беседе, а не о тестировании.

Совсем другое дело – современная электроника, которую используют для получения подсказок. Студент фотографирует задание камерой мобильного телефона или мини-компьютера, отсылает товарищу – а через некоторое время таким же путем получает результат. Думать при этом не надо совсем. Человек становится калекой с протезом вместо мозга. По сравнению с этим самостоятельный поиск подсказок в беспроводном интернете – намного меньшее зло. В конце концов, так студент хотя бы учится максимально оперативному поиску…

Как поступать преподавателю – если уж он не смог заинтересовать студентов своим предметом? Превращаться в полицейского, бдительно следящего за аудиторией? Выставлять за дверь тех, кто попался? Нет, наша задача – не выгнать, а научить и приобщить к удовольствию думать! Я стараюсь формулировать задания так, чтобы ответ на них требовал анализа, а не простого изложения информации, которую можно где-то подсмотреть. Если студент пытается меня перехитрить, я за это не наказываю… но ставлю оценку только после того, как он начинает при мне работать головой. «Экзамен – это часть обучения», – говорили мои дедушка и бабушка, которые тоже преподавали.

Что до микронаушников – во время ответа наши студенты ими пока не пользовались. Если попытаются – будем пресекать. Заметить такое нетрудно: представьте, какие паузы возникнут в речи студента, пока его товарищ роется в литературе либо интернете! Но даже если «консультант» знает предмет в совершенстве – нельзя одновременно слушать его и в точности повторять услышанное.

Из чего еще делают «электронные шпаргалки»

Студенческое искусство делать «шпоры» доживает последние годы. Где крошечные листочки с микроскопическим почерком, вложенные в прически и под ремешки часов? Где целые манускрипты, нацарапанные на линейках и партах так, чтобы текст был виден лишь под определенным углом? А реквизит из бельевых резинок, моментально прячущий шпаргалку в рукав? А «Чупа-чупс», оклеенный бумагой с формулами, обмотанный скотчем и лежащий в студенческом рте? Со всем этим безжалостно разделались чудеса техники.

Любая мобилка

Текст вводят в редактор СМС, чтобы просматривать при необходимости. Но это неудобно и долго: пока введешь, сам все запомнишь. Зато телефон удобно спрятать под одежду из тонкой светлой ткани: когда дисплей засветится, владелец сквозь ткань сможет читать. На мобилку можно установить и ICQ, чтобы связываться с товарищем, вокруг которого сидят несколько нанятых отличников.

Диктофон

На него начитывают предмет, разбивая по принципу «один вопрос – один аудиофайл». Слушают или с того же диктофона, или с аудиоплейера – для конспирации. Если преподаватель заинтересуется – незаметно переключаются на классическую музыку, которая «стимулирует мышление». Или же плейер прячут во внутреннем кармане, наушники выводят в рукав, и слушают, опираясь головой на ладонь. Посмотреть со стороны – мыслитель!

Наручные часы со встроенным телефоном и сенсорным экраном

Появились недавно, позволяют выходить в интернет, как и любые другие современные мобилки… но какой экзаменатор ожидает такого от часов?

Букридер (электронная книга), КПК или мобилка, открывающая текстовые файлы

Самые ленивые не пишут их самостоятельно, а просто заранее копируют из Сети материал по всему учебному курсу.

Электронный органайзер

В него вводят информацию, которую трудно запомнить. Преподавателю же показывают встроенный калькулятор и «делают вычисления».

Фотоаппарат либо мобилка с фотокамерой

На нее переснимают чужие конспекты (и те же бумажные шпаргалки, которые передаются от курса к курсу).

Владимир Алифанов, «Газета по-киевски»

You may also like...