Государственные исполнители – полный развал

«Нам легче не исполнять решение суда, чем исполнять его! Если мы не будем исполнять решение, будет подана только одна жалоба – жалоба на бездействие. А если мы будем исполнять решение – на нас посыплется куча жалоб!». Это – реальная мораль и руководство к действию государственных исполнителей сегодня. Итак, лейтмотивом деятельности государственных исполнителей в Украине является неисполнение решений суда. Законное неисполнение решения суда возможно в случае приостановления исполнительного производства. Вот и стремятся государственные исполнители, во что бы то ни стало, приостановить исполнительное производство.

Одной из «выручалочек» для государственных исполнителей является дело о банкротстве должника. После того, как он узнает о существовании такого дела, тотчас же приостанавливается исполнительное производство. Производство по делу о банкротстве в отношении приостановления исполнительного производства является для государственного исполнителя чем-то подобным «священной корове» для индуса. Однако, соответствует ли требованиям действующего законодательства Украины действия государственного исполнителя по приостановлению исполнительного производства в связи с существованием производства по делу о банкротстве в отношении должника?

Попытаемся ответить на этот вопрос на ярком примере Отдела государственной исполнительной службы управления юстиции города Алчевска Луганской области (далее – ОГИС Алчевска).

В июле 2003 года в ОГИС Алчевска обратилось юридическое лицо (далее ООО) с заявлением о принудительном исполнении решения суда о взыскании с крупнейшего предприятия города ОАО «АМК» денежной суммы по договору, которую последний задолжал еще с 1999 года. Государственный исполнитель, а именно – заместитель начальника ОГИС Алчевского городского управления юстиции С.А.Сидоренко – открыл исполнительное производство по принудительному исполнению указанного решения суда. И тут же приостановил его в связи с тем, что (оказывается) еще в 1997 году было возбуждено производство по делу о банкротстве ОАО «АМК».

Судебный исполнитель приостанавливает исполнительное производство – не взирая на то, что долг возник после введения моратория. И с этого момента у ООО появляется еще одна проблема – бороться с ОГИС. Но как же, ОГИС олицетворяет Государство, или, точнее, одну из ветвей его власти. А если спуститься на землю, то ОГИС – это забубенная контора, в которой работают простые люди, которые получают зарплату, их кабинеты требуют ремонта, у них есть родственники и друзья – и все это в городе Алчевске. А ОАО «АМК» – градообразующее предприятие, которое платит жителям Алчевска зарплату, помогает городу. Вот и возникает у простых людей – государственных исполнителей – дилемма. Исполнить решение суда –значит, забрать деньги у своего родного предприятия и отдать какому-то ООО. Да еще и поработать при этом надо; возможно, даже с кем-то вступить в конфликт, получить кучу неприятностей. Или, что проще, приостановить исполнительное производство.

А как бы вы поступили на месте С.Сидороенко и его начальника Н.Афониной? А злополучное ООО пишет жалобы на неисполнение своих законных требований, и опять приходит в суд. Только судится теперь уже не с должником, а с ОГИС. Время идет. А как иначе, ведь каждый знает, что ООО, выиграв суд в Алчевске, все равно не получит свое. Появится апелляция. И вопрос уже решается в Апелляционном суде Луганской области. Сколько сил, сколько задействовано людей, сколько времени уходит, сколько работы проделано, за которую государственные люди получают зарплату. И вот уже есть решение Апелляционного суда Луганской области, которое однозначно гласит, что бездействие исполнителей неправомерно, ОГИС обязан осуществить взыскание с ОАО «АМК». А сам ОГИС должен возместить ущерб, нанесенный ООО своей бездеятельностью, государственными деньгами в размере 5500 гривен.

И что же: приостановлено исполнительное производство риостановлено, и все? А за этим скрываются, с одной стороны, прямые убытки ООО. А с другой стороны – упущенно время, за которое реальный должник ОАО «АМК» успевает закрыть одно дело о своем банкротстве. И буквально на следующий день открыть… новое! И теперь ОГИС с чистой совестью приостанавливает дело о взыскании «кровных» с реального должника. Чистый «кидок»!

На примере этого дела видна явная заинтересованность судебных исполнителей в невыполнении своей непосредственной работы. Наоборот, ОГИСу выгодно всячески помогать должнику, и даже бездействие влечет положительные для «чвоих» результаты. Огромное «спасибо» получили С.Сидоренко и Н.Афонина от должника, а ООО осталось со своим долгом.

Итог: несмотря на то, что решение суда, которым государственный исполнитель обязан осуществлять взыскание с должника, вступило в законную силу, является обязательным для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, служебных лиц и граждан, подлежит исполнению на всей территории Украины, а за его неисполнение установлена уголовная ответственность, государственный исполнитель ОГИС Алчевска не исполняет это решение. Более того: он готов не исполнять еще множество других судебных решений.

А что остается делать ООО? Единственный выход – обращаться с соответствующей жалобой в Европейский суд по правам человека. Похоже, именно Европейский суд становится неотъемлемой частью исполнительного производства в нашей стране.

Андрей Зенченков, Алчевск, специально для «УК»

You may also like...