В КГБ СССР. Памфлет Владимир Куземко
Некоторое время назад (писалось в 1990-м году) в Москве, в одном из помещений КГБ СССР, состоялось партийное собрание резидентов советской разведки за рубежом. Вот запись происходящего на этом собрании.
В президиуме за накрытым красным сукном столом – члены партийного бюро Разведывательного управления КГБ СССР: ПЕРВЫЙ (начальник разведупра), ТРЕТИЙ (председатель месткома) и ПЯТЫЙ (старейшина советской разведки, возглавляющий Совет ветеранов управления). Не было приболевшего ЧЕТВЁРТОГО (самый популярный в управлении человек – кассир, ибо именно он выдавал зарплату сотрудникам), ШЕСТОГО (первый заместитель ПЕРВОГО, уж третью неделю напряжённо трудящегося в утомительной служебной командировке на Гавайях), и, что самое удивительное, ВТОРОГО (секретарь парткома управления).
Собрание открыл ТРЕТИЙ. Чей-то то ли племянник, то ли двоюродный брат, попавший в разведку по блату, и ни на что не пригодный, кроме общественной деятельности. Но зато какая монументальная внешность!
– Товарищи резиденты! – привычно откашлявшись перед говорильней, начал он. – От имени и по поручению партбюро объявляю партийное собрание разведывательного управления открытым!.. Мы посовещались и решили рекомендовать избрать почётный президиум собрания в составе следующих товарищей: Ленин, Сталин, Андропов, Горбачев, Ельцин, академик Сахаров, президент США Джордж Буш – старший… Будут какие-либо возражения, замечания, уточнения?..
Гул голосов. Отдельные выкрики:
– Николая Второго сюда впиши!..
– Почему про Мао забыли?!.
– А Лаврентий Павлович Берия где?!.
– Ввиду единодушного одобрения собравшимися предлагаю считать почётный президиум избранным единогласно! – для приличия выждав несколько секунд, важно объявил ТРЕТИЙ.
Заглянул в лежавшие перед ним на столе бумажки:
– Товарищи, партбюро вносит на утверждение следующую повестку собрания: «1. Организационный вопрос. 2. Партийные взносы. 3. Разбор жалоб и заявлений. 4. Персональные дела. 5. Разное.» Кто за утверждение повестки?.. Так… Принято единогласно, при одном воздержавшемся… Слово для доклада по первому вопросу предоставляется товарищу ПЕРВОМУ!
Под жидкие аплодисменты ПЕРВЫЙ взбежал за трибуну остро глянул в зал:
– Товарищи резиденты!.. Безусловно, вас удивило отсутствие ВТОРОГО… Ведь согласно Уставу партии, именно он должен открыть и повести это партсобрание… Дело в том, что сегодня на рассвете ВТОРОЙ предательски изменил Родине, и на служебном самолёте, вместе с экипажем, бежал в одну из близлежащих от нас стран, оставив после себя записку возмутительного содержания. Позвольте зачитать её, заранее извинившись за хулиганский текст: «Продажные суки!..
Политические шавки, шлюхи и шакалы!.. Все последние годы вы усердно помогали Иуде-Горбачёву и стоявшему за его спиною Западу гасить факел бессмертных идей марксизма-ленинизма как в нашей стране, так и во всём мире!.. Не 30-тью ли серебренниками оплачен ваш подлый труд?!. Не желаю соучаствовать в продаже советского народа в рабство к западным монополиям…
Тьфу на вас!.. Немедленно ухожу в отставку, и улетаю политическим эмигрантом в последнюю подлинно социалистическую державу мира, откуда до конца жизни, в меру своих скромных сил, буду решительно бороться с империализмом. ревизионизмом и оппортунизмом горбачёвских «перестройщиков»!.. В последний раз смачно харкаю в ваши постылые рожи… С дружеским приветом искренно ненавидящий вас ВТОРОЙ». Что скажете в ответ на вражескую выходку, товарищи?..
Шум в зале. Общее движение, перешёптывание, отдельные голоса:
– И где ж это он нынче «подлинно социалистическую» державы выискал – в Китае, что ли?..
– Нет, наверняка это – Куба…
– И не Куба вовсе, а одна из средне-азиатских республик… Он что – дурак, чтобы в Среднюю Азию убегать?!.
ПЕРВЫЙ постучал карандашом по трибуне, привлекая всеобщее внимание.
Скупо усмехнулся:
– Любопытствующим сообщаю, что изменник – ВТОРОЙ бежал в Швецию! (Общий хохот). И удрал туда вовсе не с пустыми руками, как подобает столь искреннему радетелю идеалов Великого Октября, а прихватив всю валютную наличность разведуправления… Это – к вопросу о том, кто из нас действительно продажен… (Оживлённые аплодисменты). Парторганизация обязана как-то среагировать на произошедшее… Какие будут предложения?..
Шум в зале. Отдельные выкрики:
– Айда все вместе с ним…
– А сколько инвалюты он уволок?..
– Позор, он не имел права бежать на Запад, не снявшись перед этим с партучёта!..
– Выговор ему объявить за незаконный угон казённого самолёта!
– Строгий выговор – за матюки в служебной переписке!..
– Исключить из партии навечно, если немедленно не вернётся с покаянием…»
ПЕРВЫЙ, оживившись:
– Поступило предложение исключить ВТОРОГО из партии за измену Родине… Ставлю вопрос на голосование: кто «за»?.. Так… так… Принято единогласно, при одном воздержавшемся!.. Теперь по поручению партбюро перехожу ко второму вопросу повестки… Положение с партийными взносами критическое!.. Некоторые партийцы-резиденты не платят их вовсе, другие платят неаккуратно, несвоевременно, и лишь после неоднократных напоминаний, ну а отдельные несознательные товарищи норовят выплачивать их не со всех своих доходов, что явно противоречит Уставу… В качестве примера приведу товарищей 15-го, 19-го. 24-го, 31-го, 68-го, 119-го… Какой пример вышеперечисленные товарищи подают коллегам и подчинённым?.. Или вам партийный Устав уж не указ?!.
Смех в зале. Крики:
– Безобразие!..
– Строго спросить с них за это!
– Все платят, а они уклоняются – позор!..
– Пусть объяснят мотивы своего поведения!»
ПЕРВЫЙ одобрительно сощурился:
– Это мысль… И в самом деле: выйдите на трибуну и объясните причины, а мы послушаем!..
И он вернулся на своё место в президиуме.
По требованию зала на трибуну поднялся взъерошено – бледный от волнения 19-й (резидент в одной из западно-европейских держав). Шмыгнул носом, кинул вокруг себя затравленный взгляд:
– А чё объяснять… И так всё понятно!.. Все прекрасно знают, что действовать нам приходится в весьма специфических условиях… Возьмём меня, к примеру. В стране своего пребывания я являюсь не только Премьер-министром, но ещё и главой правящей в стране Партии Народной Справедливости… Какое же я имею и моральное, и политическое право платить взносы в кассу КПСС, одновременно не только состоя в другой (не-коммунистической!) партии, но даже и возглавляя её?!. Согласитесь, товарищи, это было бы не совсем этично… Да и потом, никакой зарплаты не хватит, чтобы из неё вычитать взносы сразу двум партиям!.. А я – не ворую, взяток не беру, фальшивы ассигнаций, как некоторые – не печатаю…
Из зала возмущённо закричали:
– Да ты всегда был жилой, даже когда ишачил рядовым заместителем генерального секретаря НАТО!..
– Лишнюю копеечку на венок застрелившегося по пьяни товарища по Школе КГБ – и ту из тебя, помнится, не вытрясешь…
– В шею гнать за скупердяйство – и из нашей партии, и из их ПНС!»
19-й обиделся:
– Попросил бы некоторых, безответственных, мне не «тыкать»!.. в конце концов, я – Премьер-министр суверенной державы!.. А кто меня только что предлагал гнать отовсюду?!. Всего лишь – полотёр в сингапурском отеле!..
Сингапурский полотёр, насмешливо свистнув, тут же обматюкал суверенного Премьера в сто этажей. Раздосадованный 19-й, сплюнув, вернулся на своё место.
Вместо него трибуну оседлал 68-й (резидент в Испании), – изнемождённый, болезненный, шатающийся от слабости. Поминутно извиняясь, казнясь и чуть ли не падая на колени перед родной парторганизацией, он слёзно сообщил, что платить взносы не имеет никакой физической возможности. Главная причина – семья. А точнее аж целых три семьи, ибо по соображениям конспирации живущий одновременно по трём паспортам 68-й вынужден завести себе и трёх совершенно не подозревающих про его разведывательную деятельности жён-испанок: в Мадриде (3 детишек), Барселоне (четверо) и Кордове (уже двойня, и супруга опять беременна).
Понятно, что всех домочадцев надо содержать, «а вы же знаете, товарищи, какова дороговизна на Апеннинах!» В связи с этим, напомнил 68-й, в прошлом году Центр, учитывая его затруднительное материальное положение, в порядке исключения разрешил ему платное сотрудничество (по совместительству) с разведками Канады, Венесуэлы и Нигерии, «но этого – мало!..» И теперь он вынужден обратиться к руководству с убедительной просьбой разрешить ему предложить свои услуги агента ещё девяти разведкам как империалистических, так и развивающихся стран, «иначе платить партвзносы будет просто не из чего!»
Но затурканный вид и слезовыжимальные речи зал не растрогали. Отовсюду зазвучало:
– Ишь какой хитрозадый!..
– Три жены… Да у некоторых, может, жена хоть и одна, но – такая, что по транжирству сто обычных жён за пояс легко заткнёт, однако они ведь не рыдают на публику!..
– Многоженец, неужели тебе не стыдно за своё аморальное поведение?!
– Не прикрывай конспирацией свою растленность!..
– И не стыдно ли тебе, советскому разведчику, пахать на спецслужбы других государств, в том числе и капиталистических?!.
– Отозвать его на Родину вместе со всеми жёнами, и пусть помучается с ними на одну лишь зарплату!..
– Стыдно!.. Очень стыдно, дорогие товарищи!.. Но надо же как-то детей прокормить!.. – грустно ответил на все обвинения 68-й.
И – уступил трибуну 31-му – величавому, породистому как королевский бульдог, с унизанными брильянтовыми перстнями пальцами, и толстенной сигарой во рту.
– У нас не курят! – рявкнул из президиума ТРЕТИЙ.
– Разве? – удивился 31-й. и т а к глянул через плечо, что ТРЕТИЙ тотчас застегнул рот на все пуговицы.
А 31-й, постукивая брильянтами по трибуне, задумчиво известил зал, что платить партийные взносы со всех своих доходов он не то чтобы отказывается, а просто не будет – и точка. Со своей полковничьей зарплаты в разведывательном управлении – пожалуйста, хоть всю забирайте, но с остальных прибылей – шиш!..
– По Уставу партии – обязан… – насупившись от подобной наглости, сдержанно напомнил ПЕРВЫЙ.
В зале тихо загомонили. Ссориться с влиятельным 31-м никто не хотел.
Пыхнув сигарой, 31-й тонко усмехнулся:
– А это видел?! – и, полуобернувшись, показал ПЕРВОМУ роскошный брильянтовый кукиш. ПЕРВЫЙ побагровел от ярости, но одёрнуть подчинённого -миллиардера не посмел.
Между тем 31-й, вновь повернувшись к залу, спокойно изложил свои контраргументы. 20 лет назад юным лейтенантиком он был заброшен в страну своего нынешнего местопребывания, имея в кармане на все оперативные расходы каких-то несчастных 35 тысяч долларов. После этого из кассы разведупра он не брал ни цента!..
Удачно вёл и расширял бизнес, удачливо играл на бирже, женился на уродливой дочурке одного из финансовых тузов, крупно заработал на вложении средств в недвижимость… Короче, к его нынешнему (одному из крупнейших в мире!) состоянию разведуправление не имеет ни малейшего отношения! Так что юридически всякое посягательство на его капиталы он отвергает с порога. Теперь – моральный аспект. За счёт чего сформировано его нынешнее состояние?…
В конечном счёте за счёт того же, что и у остальных богатеев в странах с капиталистической экономикой – путём жестокой эксплуатации трудящихся!.. Это ведь не деньги даже – это жизненные соки, высосанные из западных пролетариев!.. Читайте «Капитал» Маркса, там про это всё сказано… Так вот, с точки зрения коммунистической нравственности деньги эти – нечестны и неправедны, и потому брать их в кассу коммунистической партии – значит компрометировать авторитет и честь коммунистов! «А ведь мы, товарищи. свою коммунистическую честь должны блюсти как зеницу ока!» – с прямо – таки комиссарским надрывом известил 31-й.
От такой демагогии нервы у присутствовавших не выдержали.
– Кончай лапшу вешать насчёт чести! – завопили и завизжали со всех сторон.
– Скажи откровенно: 300 миллионов партвзносов отдать жалко, вот и кочевряжишься! – крикнул кто-то из задних рядов.
Другой поддержал:
-Прикрываешься «Капиталом», а ты сам хоть раз после окончания Высшей школы КГБ его открывал?! Тебе Маркс до фени! Самого уж экспроприировать пора!..
31-й заставил зал умолкнуть своим сверкнувшим взором, потом тихо заметил:
– Понимаю, кто воду мутит… Это те товарищи варежку разинули, чьим странам пребывания недавно Международный Валютный Фонд по моей рекомендации отказал в кредитах!.. Почему я рекомендовал такое?.. Потому что в тех странах народ обленился, и типичному обывателю там даже водочную бутылку лень откупорить – нанимает с этой целью иностранного рабочего!.. Ну зачем ТАКИМ – ещё и кредиты?!. Но если я не прав – пожалуйста, возражайте… А я послушаю!..
Зал угрюмо отмалчивался. Слишком у многих из присутствовавших страны их пребывания были по уши в долгах перед контролируемыми 31-м финансовыми структурами, так что тут сто раз подумаешь, прежде чем решиться вызвать его недовольство!..
– И ещё… – невозмутимо добил оппонентов 31-й. – В настоящий момент по договорённости с Советским правительством мои корпорации финансируют возведение на территории СССР следующих объектов: 2 химкомбината, 5 крупных заводов. 11 фабрик по производству ширпотреба, 14 отелей класса «люкс», 32 ресторана, 53 закусочных… Но если некоторые из моих уважаемых коллег не умерят свой критический запал, то я могу обидеться, и тогда работа на этих объектах неминуемо застопорится!.. Так что или немедленно заткнитесь, или советская экономика понесёт весомый урон!..
Все немедленно заткнулись. Насладившись произведённым эффектом, 31-й уже другим, проникновенно-товарищеским тоном сообщил, что не партийных обязанностей ради, а токмо из сыновьей преданности к родному КГБ он заместо взносов, о которых он больше не желает слышать ни слова, готов предподнести в дар своей партии чертовски доходный публичный дом на Ямайке…
– Борделем от родной партии откупиться хочет! – потрясённо ахнул кто-то в задних рядах.
Но остальные дружно помалкивали, справедливо рассудив, что лучше уж КПСС заиметь публичный дом, чем всей стране не иметь дополнительно 2 химкобината, 11 фабрик и всё остальное.
На этом прения по данному пункту повестки завершились. По предложению ТРЕТЬЕГО единодушно (кроме одного воздержавшемся) было постановлено:
19-му – строгий выговор с занесением, и пусть не выкаблучивается. Ежели он Премьер-министр другой страны, то это вовсе не значит, что ему всё можно.
68-му – строгий выговор с занесением, одновременно разрешив (в порядке особого исключения) пойти на содержание к разведкам Эквадора, Туниса, Филиппин, Ирана и острова Кипр. Но чтоб больше – ни – ни!..
31-му – поставить на вид устно, обратив внимание на то, что основоположник научного коммунизма Фридрих Энгельс тоже неплохо зарабатывал, но при этом не забывал вовремя делиться доходами с тем же К.Марксом, да и в личном быту вёл себя скромнее…(А за подаренное партии доходное коммерческое предприятие – большое коммунистическое «мерси»!)
Всем прочим нарушителям Устава КПСС – по строгому выговору!
– А кто это у нас при голосовании всё время воздерживается?- спохватился ТРЕТИЙ.
Стали выяснять, и вскоре установили, что постоянно уклоняется от участия в голосовании один и тот же человек – лысоватый толстячок в переднем ряду. Причём он не только воздерживался, но и вообще… спал!.. Ещё и похрапывал во сне, смешно причмокивая губами, и благоухая в разные стороны коньячными ароматами. Прийти на партийное собрание пьяненьким и преспокойно дрыхнуть в переднем ряду – такой наглости ещё не позволял себе никто!..
– Отозвать в Союз, лишить офицерского звания, уволить из органов без права на пенсию! – побелев от гнева, решил судьбу выпивохи ПЕРВЫЙ. Проголосовали за это единогласно (при одном воздержавшемся), и уж хотели занести в протокол, но тут неожиданно выяснилось, что никто этого толстячка не знает, и непонятно, в какой именно стране он – резидентом, и откуда его, соответственно, следует отзывать. ПЕРВЫЙ был плох памятью на лица, а прекрасно знавший все разведкадры в лицо ВТОРОЙ бежал в последний оплот социализма на планете… Все же прочие друг друга знали плохо. Тем более, что многие из них чуть ли не ежегодно из соображений конспирации делали себе пластические операции, кардинально меняя внешность. – тот и родные мамы их не припомнят, не то что сослуживцы…
Но наконец-то в пятом ряду нашёлся некий эрудит, который, присмотревшись, громогласно известил присутствовавших, что храпит в переднем ряду никто иной, как директор ЦРУ США собственной персоной!..
Окончание следует
Автор: Владимир Куземко, специально для «УК»
Tweet