Фотографом лучще быть в России, а фотомоделью – в Украине. Правовые аспекты запрета на фотосъемку
Покупая любительскую камеру, мало кто из нас задумывается, что создание портретной фотографии человека и ее использование неразрывно связано с неимущественными правами физического лица. Речь идет о таких конституционных правах, как неприкосновенность частной жизни и право на уважение чести и достоинства. Между тем для защиты соответствующих прав законодателями Украины установлены специальные требования, в т. ч. применительно и к процессу фотосъемки.
В частности, в Гражданском кодексе Украины урегулированы правоотношения, возникающие в момент проведения фотосъемок со всеми вытекающими из этого процесса последствиями такими, как, например, воспроизведение, под которым подразумевается изготовление одного или больше экземпляров произведения в любой материальной форме, а также их запись для временного или постоянного хранения в электронной, в т. ч. цифровой, оптической или другой форме, пригодной для считывания компьютером.
Кроме того, из фотосъемки могут вытекать такие правоотношения, как:
– распространение – правоотношение, предполагающее собой любое действие, с помощью которого объекты творчества непосредственно или опосредованно предлагаются публике (в т. ч. таким образом, что люди имеют доступ к этим объектам из любого места и в любое время по собственному выбору):
– публичный показ – любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения, непосредственно или на экране с помощью пленки, слайда, телевизионного кадра и т. п. или с помощью других устройств или процессов в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, которые не принадлежат к кругу семьи лица, осуществляющего показ, или близких знакомых этой семьи.
Иными словами, фотографируя понравившихся прохожих и размещая их фото на своей страничке в сети, вы рискуете нарваться на гражданский иск. Согласно ст. 307 ГКУ, посвященной защите интересов физического лица при проведении фото-, кино-, теле- и видеосъемок, физическое лицо может быть снято на фото исключительно с его согласия.
Впрочем, если съемка проводится открыто (на улице, на конференциях, митингах и других мероприятиях публичного характера), согласие лица на нее считается формально полученным. Выражаясь юридически, существует презумпция такого согласия, и бегать за каждым из митингующих, изображенным на групповом снимке, фотографу совершенно не обязательно.
Однако физическое лицо, которое согласилось на съемку его на фото, может требовать прекращения его публичного показа в той части, которая касается его личной жизни. При этом расходы, связанные с демонтажем выставки или записи, возмещаются этим физическим лицом. Проще говоря, если вы со своей пассией решили станцевать откровенный танец на рок-фестивале, а потом увидели фотографию этого «безобразия» на выставке в центре современного искусства, имеете полное право попросить убрать ее со стенда, заплатив за такой демонтаж в случае, если для этого понадобится рабочий со стремянкой.
В то же время, согласно ст. 308 ГКУ, охраняющей интересы физического лица, изображенного на фотографиях и других художественных произведениях, такие произведения могут быть публично показаны, воспроизведены или распространены без согласия изображенного на них лица, если оно позировало автору за плату.
И опять же, такое физическое лицо может требовать прекращения публичного показа, воспроизведения или распространения фотографии при условии возмещения связанных с этим убытков. Кроме того, фотография может быть распространена без разрешения изображенного на ней физического лица, если это вызвано необходимостью защиты его интересов или интересов других лиц. Т. е. для представления, к примеру, фотографии убийства в качестве доказательства в суде разрешение изображенного на ней убийцы не требуется. Однако в остальных случаях законодательство бдит интересы фотомодели.
И хотя ст. 54 Конституции Украины гарантирует право человека на свободу художественного творчества, т. е. право на свое усмотрение и соразмерно своим возможностям свободно выбирать сферы, содержание и формы (способы, приемы) творчества, без ограничения цензурой, для фотографа творить когда и где захочется – роскошь недоступная. Как, впрочем, и для художника или оператора. Поэтому, если не хотите рисковать, переходите исключительно на пейзажи.
Анатолий Петренко, специально, «Судебно-юридическая газета»
TweetЗарубежный опыт
Фотосъемка на российских улицах более либеральна, чем в Украине
В Гражданском кодексе соседствующей с нами Российской Федерации указанные правоотношения урегулированы ст. 152.1 «Охрана изображения граждан», согласно которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускается с согласия этого гражданина. Но такое согласие не требуется в преимущественном большинстве случаев: при использовании изображения в государственных, общественных или иных публичных интересах, проведении съемки в местах, открытых для свободного посещения или на публичных мероприятиях (за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования), а также в случае, когда гражданин позировал за плату.
Т. е. если в Украине мы говорим о существовании согласия по умолчанию, которое в любой момент может быть отозвано, то законодатель РФ вообще не предусматривает необходимости в таком согласии. Кроме того, наше законодательство предусматривает право гражданина, фотографируемого на массовых мероприятиях, требовать прекращения съемки, не вдаваясь в причины своего несогласия, а российское не регламентирует правоотношения в процессе съемки вообще, предпочитая сосредоточиться на обнародовании результатов процесса. Причем для того, чтобы избежать такого обнародования, фотомодели нужно доказать индивидуальность каждого конкретного снимка применительно к общему характеру мероприятия. Мало того, законодательство РФ не предоставляет платной модели права напрямую препятствовать публичному показу, воспроизведению или распространению фотографии.
Из этого легко сделать вывод, что фотографом намного удобнее быть в РФ, а моделью – в Украине.