Соседу хуже, чем тебе: тяжела и неказиста жизнь в Москве автомобилиста
…ГАИ превратила техосмотр в пытку, пробки, скверная разметка, бензин дорожает не по дням, а по часам, штрафуют за все подряд, цену за ОСАГО грозятся поднять, платные дороги вот-вот появятся… Словом, тот еще наборчик. Одни угрозы и наказания. Но если задуматься: а что-нибудь хорошее для водителей в России кто-нибудь сделал?
На одних кнутах без пряников далеко не уедешь. Вопрос возник сам собой после того, как из Грузии пришла удивительная новость: тамошним водителям теперь не нужно возить с собой ни водительские права, ни техпаспорт на автомобиль.
Само собой, Грузия нам не указ. Но на информацию для размышления эта новость вполне тянет. Как же собираются тамошние полицейские проверять, есть ли права у сидящего за рулем человека и техпаспорт на автомобиль? Очень просто: по полицейскому компьютеру, который там есть в каждой патрульной машине. Водителю достаточно лишь назвать свое имя, и на экране у контролера появляются не только все данные о шофере, но еще и его фотография. Что ни говори, а удобно ведь. И полиции, и, главное, водителю. Раньше там за то, что водитель забыл водительские права или техпаспорт дома, штрафовали на 10 долларов и отправляли авто на штрафстоянку.
Известно ли вам, читатель, сколько у нас было заплачено штрафов за отсутствие этих документов? Сколько зарегистрировано водительских инфарктов, когда вдруг выяснялось, что эти документы человек просто забыл дома на комоде? Встречаясь с такими забывчивыми автолюбителями, наши гаишники, как правило, отыгрываются на них по полной. Никакие объяснения в ход не идут. Лица служивых в такие моменты бронзовеют, глаза непримиримо и холодно блестят.
Какой же выход нередко находят из этой ситуации? В народе недаром гуляет такой анекдот. Конец рабочего дня. Усталый сотрудник ГИБДД тормозит очередную машину: «Здравствуйте, старший лейтенант Иванов. Предъявите, пожалуйста, ваши деньги».
Разрешение не носить с собой водительские права — это еще и солидный вклад в борьбу с коррупцией. Вспомните-ка, куда обычно водители кладут деньги, предназначенные для умасливания служивых? Правильно, в права. Теперь там, выходит, взятки класть некуда. А открыто всучить купюры не всякий решится — опасно.
Но главное в разрешении не возить с собой права и техпаспорт — облегчение водительской жизни. Вот придумали же там, в ближнем зарубежье, что-то хорошее, позаботились о сидящем за рулем гражданине и избирателе! Почему же у нас в отношениях представителей власти с водителями всего лишь только один уклон: обвинительный и карающий? Штрафы за нарушения правил растут, соревнуясь с ценами на бензин. Водительские права теперь отбирают за гораздо большее количество нарушений, чем когда-нибудь. В чем тогда у нас выражается забота об автомобилистах?
Мне скажут: ну как же, сейчас вот право на проведение техосмотра у ГАИ забирают и передают в руки частников.
— Я вам прямо скажу, — размышляет водитель с
Так почему же в любой бочке меда у нас должна обязательно присутствовать даже не ложка, а целая бадья препротивнейшего дегтя? Похоже, кого-то просто жаба душит от той мысли, что народу станет легче жить после введения для него чего-нибудь хорошего.
Между тем в существовании российских автомобилистов есть немало аспектов, которые без ущерба для безопасности на дорогах можно было бы элементарно упразднить. Да все та же доверенность на управление автомобилем, например. Владельцы автомобилей пишут ее обычно на коленке. Честно говоря, изготовить ее может и любой угонщик.
Однако если вас остановит инспектор и выяснится, что вчера у вас истек срок действия в написанной неизвестно кем доверенности на управление этим авто, приготовьтесь к тому, что машину отправят на штрафстоянку, а с вами будут долго разбираться. Столько нервов потратите, столько времени!.. Но зачем она, эта доверенность, если ваше имя уже вписано в страховой полис на автомобиль владельца? Получается масло масляное.
В большинстве цивилизованных государств мира институт доверенности на вождение авто как таковой вообще отсутствует. Потому как глупость эта старомодная — доверенность, факт. Ничегошеньки она не дает. У нас же доверенности в почете, но при этом угонов автомобилей гораздо больше, чем в любой другой стране мира. В одной только Москве десятком в сутки не обходятся. Зачем же лишнюю канцелярию разводить? Вот отменили обязательное ношение при себе водительской медсправки, и мир не перевернулся. И обстановка на дорогах не ухудшилась. Разве что сократилось количество поводов для взяток и придирок к шоферской братии и ослабились усилия по расшатыванию их нервной системы.
Впрочем, кто у нас думает о водительских нервах? Начальство про отечественных водил ведь как про идущих в бой солдат рассуждает: прижать их порезче, и вся недолга, а если что — бабы, мол, еще нарожают! А потом мы удивляемся: почему это на российских дорогах все такие нервные? Именно поэтому человека за рулем нужно сначала пожалеть, помочь ему, а потом уж наказывать.
Стоит напомнить, что о водителях заботятся не только в Грузии. Не все, наверное, знают, что в Эстонии, например, необходимость наличия у водителя прав и техпаспорта отменили еще раньше. Цивилизованный стиль общения инспектора с водителем не в почете разве что где-нибудь в Африке. Зато у нас все по-старому, лозунг в отношении водителей взят из начала прошлого века: «Держать и не пущать!» Как будто в мире нет ни компьютеров, ни интернета, ни иных современных технологий.
Автор: Александр ДАНИЛКИН, МП
Tweet