Законопроект о высшем образовании: чего ждать вузам и студентам
Юрий Рашкевич, проректор университета «Львовская политехника», национальный эксперт ЕС по реформированию высшего образования, рассказал о плюсах и минусах принятия законопроекта о высшем образовании, разработанного группой экспертов во главе с ректором КПИ
Об этом он пишет в блоге портала «Дело».
1. Законопроект предполагает внедрение европейской кредитно-трансферной системы, что, безусловно, является позитивным моментом. (Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить
2. Законопроект предполагает, что студент может быть зачислен на магистерскую программу вне зависимости от того, какой бакалаврский диплом он имеет. В теории это хорошо. Однако не понятно как это будет реализовываться на практике, если отрасли знаний бакалаврской и магистерской программы будут сильно отличаться. На Западе есть такое понятие как Premaster program. Предполагается, что студент в рамках этой программы слушает дополнительные дисциплины, которые он не прослушал в рамках бакалаврской программы.
3. На уровне магистра предполагается существование двух видов программ: учебно-профессиональных и учебно-научных. Эти программы отличаются как наполнением, так и сроком обучения. Первая программа —
4. Необходимо дополнительно доработать механизм внедрения в Украине третьего цикла обучения (PhD программы). Законопроект сохраняет механизм государственной аккредитации, то есть защиты диссертаций на уровне государственной аккредитационной комиссии. Третий цикл образования должен проходить в университете, диссертация должна быть защищена в университете.
5. Один из самых позитивных моментов, содержащихся в законопроекте, — это возможность вузов самостоятельно организовывать учебный процесс. Это абсурд, когда министерство или Кабмин определяет, как организовывать учебу в конкретном университете. В зависимости от профиля вуза, учебной программы и материально-технического обеспечения, учебная программа должна строиться по- другому.
6. Не менее важный момент — расширение университетской автономии. Вузы получают право финансовой автономии. Они смогут на свое усмотрение распоряжаться заработанными деньгами. Это позволит вузам улучшить свою материальную базу и подготовку специалистов.
7. Также законопроект существенно упрощает мобильность профессорского состава. Ученый совет университета получает право признавать иностранные квалификации преподавателей, если этот преподаватель принимается на работу в указанный вуз.
Tweet