Аэропорт «Борисполь»: взлетная полоса коррупции
Сдать самому себе в управление всю аренду аэропорта «Борисполь» додумался гендиректор этого государственного предприятия Александр Шишков. Цинизм этого чиновника и его глубокая вера в свою безнаказанность просто поражают. Крепкой опорой таким убеждениям матерого коррупционера служат: надежная «крыша» в Минтрансе и замечательное родство… Недавняя публичная гиперактивность высшего руководства аэропорта “Борисполь” поначалу вызывала удивление и озадаченность журналистов. Все оказалось просто. И объяснилось в день, когда в офисы компаний, арендующих площади на территории государственного международного аэропорта “Борисполь” пришло интересное письмо, подписанное гендиректором Александром Шишковым.
“В связи с подписанием Договора управления имуществом между ГМА “Борисполь” и ООО “Юридическо-коммерческое агентство”, начиная с 1.01.2006 г., права и обязанности по договорам аренды переданы от ГМА “Борисполь” ООО “Юридическо-коммерческое агентство”. Для дальнейшего сотрудничества по вопросам взятых на себя обязательств просим обращаться к директору ООО “Юридическо-коммерческое агентство” Симакову Станиславу Геннадиевичу, по телефону 8(050)….”
Сказать, что письмо шокировало юристов компаний, арендующих площади на территории госпредприятия, — не сказать ничего. Обескураживал уже тот факт, что письмо пришло только сейчас, то есть в начале февраля, а права были переданы еще месяц назад. Получалось, что уже больше месяца компании арендуют площади не у госпредприятия, а у не известного им общества с ограниченной ответственностью. Во-вторых, ставил в тупик факт переуступки прав и фактического разрыва договора аренды, который просто в данном случае невозможен по Закону об аренде коммунального и государственного имущества. В котором четко прописано, что в одностороннем порядке договор аренды разорвать нельзя. Получалось, что или у юристов компаний, арендующих площади, что-то со зрением, или же руководство “Борисполя” злостно нарушило закон.
Интернет-издание “Трибуна”, ранее уже писавшая о проблемах аэропорта, заинтересовалась, что представляет собой компания, которой государственный международный аэропорт “Борисполь” отдал в управление целый кусок весьма и весьма прибыльного бизнеса. Отметим сразу: узнать, в какую цифру измеряется прибыль аэропорта от сдачи в аренду площадей, нам так и не удалось. Можем только предположить, что цифра эта не с одним и даже не с пятью нулями — достаточно представить целостный комплекс аэропорта “Борисполь” – с терминалами, гостиницами и т.д. и т.п. Зато в полной мере удалось выяснить, что из себя представляет общество с ограниченной ответственностью “Юридически-коммерческое агентство”, “прописанное” в Борисполе по адресу улица Киевский шлях, 2 и представленное г-ном Симаковым С.Г. Но сперва о договоре управления имуществом, заключенным между ГМА “Борисполь” и ООО “Юридическо-коммерческое агентство”, который удалось раздобыть редакции.
Текст договора приводить не имеет смысла. Но для компетентных органов, вероятно, достаточно будет и выдержек. Например, очень интересен пункт 1.9 Договора, в котором расписывается плата за содержание имущества аэропорта ООО. Определяя плату как “вознаграждение, которое выплачивается Уставщиком имущества (ГМА “Борисполь”) Управителю в порядке и размерах, определенных этим Договором”, документ уточняет дальше, что плата не включает в себя выплаты относительно возмещения расходов на содержание имуществ — за ремонты, реконструкции и так далее. “А также какие-либо другие расходы Управителя в связи с управлением имуществом, которые возмещаются Уставщиком управления, за исключением расходов на персонал Управителя”. Пункт, как несложно заметить, замечателен именно этими “другими расходами” ООО, которое обязуется компенсировать госпредприятие. Что кроется за этой формулировкой, пожалуй, известно только руководству “Борисполя” и ООО “Юридическо-коммерческое агентство”.
Теперь о самой плате Управителю. Скажем сразу, что в договоре она, в принципе, божеская. По крайней мере “Борисполю” также что-то достается. Но и здесь есть нюансы. Плата определена как “25% от дохода, полученного управителем от деятельности по управлению сверх суммы дохода, которую Уставщик получал от совершения деятельности по управлению имуществом до момента передачи имущества”. Нюанс в том, что документ четко не говорит, сколько же получал Борисполь до передачи имущества, предполагая, что эта цифра “согласовывается в момент передачи имущества и подписания акта купли-продажи”. Уже сама необходимость госпредприятию “согласовывать” с ООО вполне конкретную цифру озадачивает.
Еще больше озадачивает дальнейшее чтение “согласовывания платы”. Оказывается, что если средств, которые заработает ООО, будет недостаточно для выплаты ему вознаграждения и возмещения необходимых убытков по управлению имуществом, и при этом Борисполь не усмотрит в действиях ООО “Юридическо-коммерческое агентство” “невыполнения или ненадлежащаго выполнения” обязательств, эти платежи все равно выполняются аэропортом — “за счет других собственных средств”. Расшифровываем: если ООО не пошевелит пальцем для увеличения поступлений “Борисполю” от аренды, фирма все равно получит вознаграждение.
Впрочем, это цветочки. А вот пункт, разрешающий ООО “получать кредиты и привлекать другие инвестиции (в том числе иностранные) под гарантию Уставщика” (для финансирования капстроительства или ремонтов) – уже ягодки. Согласитесь, что многие, несмотря на все свои добродетели, хоть раз в жизни мечтали отхватить кредит миллионов эдак в сто под гарантии госпредприятия (а международному аэропорту такой, не сомневайтесь, дадут) и махнуть со всем этим на Канары…
Впрочем, если ГМА “Борисполь” подписал такой рискованный договор, он, видимо, более чем уверен в другой договаривающейся стороне. Известно, что в мировой практике управление имуществом, тем более госпредприятий, доверяется исключительно солидным компаниям с именем и многолетним успешным опытом работы. Наверное, предположили мы, ООО “Юридическо-коммерческое агентство” также имеет безупречную репутацию и большой опыт. А чтобы отпали все сомнения, позвонили г-ну Симакову по тому самому единственному номеру мобильного телефона, который значился на всех официальных документах. И вот какой получился разговор:
-Станислав Геннадиевич, добрый день! Мы слышали, что ваша компания выиграла тендер по распоряжению всем недвижимым имуществом аэропорта Борисполь?
-Не всем, а только тем, что сдается в аренду. На меня возложена отдельная функция – заключение договоров аренды, то есть подписание. Все другие функции, то есть предоставление помещения и так далее – все осталось у бориспольского аэропорта.
-А почему “Борисполь” отказался от такого «куска счастья»?
-Это им задайте вопрос. А если вам интересно суть понять, есть в Гражданском кодексе раздел, называется “управление имуществом”. Который дает компаниям, передающим в управление, массу льгот и массу защитных моментов, делает безопасной работу аэропорта с кредиторами. То есть мы выступаем как защитный буфер.
-У вашей компании большой опыт управления подобными комплексами?
-Дело в том, что это управление не имеет аналогов. В Украине на сегодня нет ни одного предприятия, имеющего такой опыт, и нет предприятия, которое внедрило бы это. Аэропорт “Борисполь” первым ввел систему управления.
-Был какой-то тендер?
-Да, был тендер, публикация в “Бизнесе” была об этом тендере.
-А много компаний участвовало?
-Сколько компаний, я не знаю. Но вот наша компания оказалась наиболее выгодной.
В дальнейшей беседе директор ООО “Юридическо-коммерческое агентство” вкратце рассказал об условиях оплаты услуг по управлению (см. выше), сообщил о бизнес-плане ООО по управлению имуществом государственного аэропорта (вернее, об отсутствии такового) и пообещал поделиться опытом с желающими заняться таким же бизнесом. Видимо, после того, как он сам этот опыт (наверное – ведения крупного бизнеса без бизнес-плана) в “Борисполе” приобретет. А также пригласил журналистов на личную встречу — в аэропорт Борисполь, где ООО получило офис после подписания договора.
Почему именно в аэропорт, а не по адресу, где зарегистрировано ООО, “Трибуна” поняла чуть позже, когда отправилась в город Борисполь, на улицу Киевский шлях, 2, где зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью. Забегая наперед, скажем, что там-то как раз и ждал самый большой сюрприз всей этой истории.
Отыскать офис ООО оказалось делом нелегким. Киевский шлях, 2 сегодня активно отстраивается. Дома с таким номером (плюс бис) растянулись в Борисполе на добрый километр. Однако в добротных новостройках офис теперь уже преуспевающей фирмы обнаружен не был. Нашли мы адрес улица Киевский шлях, 2 случайно, спросив прохожего.
-Вам в компанию Шишкова? В “Авиаспецмонтаж”?.. — ошарашил бориспольчанин. Подумав, что ослышались, переспросили, какого такого Шишкова.
-Да директора аэропорта же! – удивлялся нашей непонятливости абориген.
В общем, новость, которую нам подтвердили еще с десяток случайных прохожих, оказалась круче всех договоров и плат вместе взятых. Выяснилось, что в Борисполе каждый знает, что “Авиаспецмонтаж” – “компания Шишкова”. А Станислав Симаков то ли родственник, то ли близкий товарищ директора аэропорта.
Да и, собственно, в “Авиаспецмонтаже”, на поверку оказавшемся заурядной конторой с грузовиками и сломанными тракторами на территории, не отрицали связь с начальником аэропорта. Вышедший из одноэтажной хибарки человек сообщил, что таки да, “это компания Шишкова”. А вот о “Юридически-коммерческом агентстве”, обитающем здесь же, он ничего не слышал.
В принципе, это объясняло все. И непонятное, на первый взгляд, желание госпредприятия отказаться от части бизнеса в пользу неизвестной фирмы с “ограниченной ответственностью” (что, кстати, также запрещено законодательством. Декрет Кабмина «О доверительных товариществах», датируемый еще 1993 годом и с тех пор пока никем не отмененный, предписывает, что в таких случаях юрлицо должно быть товариществом с дополнительной ответственностью). И очень неплохие условия для ООО, иногда выступающие за грань разумного. И, наконец, почему именно это ООО выиграло тендер (если он вообще был)?
В принципе, все эта история вполне претендует на статью в уголовном кодеке персонально для господина Шишкова. Оставалось только выяснить, как государство могло позволить собственному предприятию отдать права на аренду всего недвижимого имущества такому, по выражению С.Симакова, “буферу”. Компании с нулевым опытом управления сложным комплексом. Компании, у которой элементарно нет бизнес-плана по управлению правами аренды. И которая не имеет за душой не то что многомиллионных оборотов (чтобы защитить «Борисполь» от, не дай Бог, недобросовестных арендаторов), но даже собственного офиса и телефона.
Этим мы поинтересовались у главы постоянно действующей комиссии Госавиаслужбы по организации и контролю за договорной работой Александра Давыдова, подпись которого стоит под документом, дающим г-ну Шишкову разрешение на сделку с ООО. Увы, ранее личный пилот Павла Ивановича Лазаренко и Юлии Владимировны Тимошенко, а ныне первый замначальника Госавиаслужбы не был искренен, или же оказался по-девичьи забывчив. Неужто г-н Давыдов пачками подписывает документы, разрешающие сделки подобного масштаба в отношении обного из крупнейших стратегических объектов Украины и потому забыл об одной из них? Судите сами:
-Александр Николаевич, мы готовим публикацию по поводу опыта ООО “Юридическо-коммерческое агентство” по управлению арендой недвижимым имуществом аэропорта Борисполь. Это вы разрешение давали?
-Мы не разрешение давали, а давали согласование. Вообще-то договор в «Борисполе» нашими юристами прорабатывался…
-Но это Госавиаслужба дает или не дает разрешение на заключение договоров?
-Мы вообще на многие договора давали разрешение, я, честно сказать, еще не смотрел.
-А “Юридическо-коммерческое агентство” – серьезная компания?
-Я хочу сказать, что на конкретные компании мы разрешения не даем. Мы даем в общем, а там уже “Борисполь” определяет.
-То есть вы к этому вопросу отношения вообще не имеете?
-К конкретной структуре – нет.
-То есть не знаете, что за структура?
-Понятия не имею, сто процентов.
Признаемся, трудно вести разговор с человеком, начисто отрицающим свою собственную подпись под документом, где значится именно “конкретная компания”. Еще труднее понять, почему человек, не глядя подписывающий подобные документы, до сих пор остается на столь ответственной службе…
Интересно, знает ли трудовой коллектив о такой форме защиты его интересов, как передача имущества аэропорта в управление упомянутому ООО?
Источник:
А тем временем :Минтрансвязи примет кадровые решения по руководству “Борисполя”
Министерство транспорта и связи Украины намерено принимать кадровые решения по руководству аэропорта «Борисполь». Об этом вчера в ходе первой конференции представителей трудовых коллективов предприятий, которые базируются в аэропорту «Борисполь», сообщил министр транспорта и связи Виктор Бондарь.
По его словам, он разговаривал с президентом и премьер-министром. «… я буду докладывать, и по руководству аэропорта мы будем принимать кадровые решения». При этом министр добавил, что в субботу министерство примет более стратегические решения по авиационной отрасли.
В.Бондарь отметил, что если ситуация в «Борисполе», в частности по противостоянию с авиакомпанией «АэроСвит», в течение недели не войдет в нормальное русло, то министерство включит все рычаги «и серьезно займется аэропортом и проверкой его деятельности и всем, что касается аэропорта». Это относится к земельным участкам, компаниям, которые их обслуживают, купле-продаже имущества, – уточнил он.
Как считает министр, позиция руководства аэропорта не конструктивна и носит «сугубо личный характер».
«За год (2005 год) прирастить доходов на 100 млн. грн. и эффективно не показать это вложение – я такого руководства не понимаю. Сейчас мы поставили под вопрос всю деятельность в «Борисполе», и всю деятельность Государственной авиационной службы Украины. Такой подход, такие закулисные действия больше не будут происходить», – сказал он.
Напомним, что конфликт между аэропортом «Борисполь» и авикомпанией «АэроСвит» возник из-за нового терминала, который строит в аэропорту авиакомпания. Стороны настаивают на своем праве владения терминалом. //УНИАН