Китай: страх потерять свою идентичность
Новому поколению китайских коммунистов предстоит разрешать множество проблем. От опасений самого Запада по поводу растущей мощи Поднебесной до опасений по поводу потери культурной идентичности внутри страны.
К власти в Китае приходит следующее поколение лидеров. Им достается совсем не та страна, какой она была десятилетие назад, когда ее лидером стал Ху Цзиньтао. Однако вместе с лидерством новые руководители получают и новые проблемы. Первая, и о ней особо говорил уходящий глава КНР, — коррупция, вторая — дальнейшие ресурсы для экономического роста и его направления, третья — социальные диспропорции и четвертая — место и роль Китая в мире.
«Пятое поколение» лидеров выбирает Компартия Китая, собравшаяся на свой XVIII съезд. Генсека Ху Цзиньтао сменит Си Цзиньпин (а уже в марте 2013 года он должен стать «президентом» страны), «премьером», как ожидается, станет Ли Кэцян, весной он сменит на этом посту Вэнь Цзябао.
Когда в Китае закончилось коммунистическое распределение бедности, лозунг enrichissez-vous!, хотя и не стал, по Шпенглеру, «политической моралью», но все же сильно изменил страну и определил ее будущие перспективы и трудности. В стране, во-первых, появился «рассерженный горожанин» — социальная прослойка граждан, которые начали зарабатывать, путешествовать по миру, пользоваться альтернативной информацией и заявлять о своих правах. Во-вторых, стремление к обогащению достигло высших слоев китайской элиты. О проблеме коррупции в Китае еще несколько лет назад не говорили ни сами китайцы, ни российские и американские синологи. Сегодня тема обсуждается на съезде Компартии как одна из ключевых.
Новые возможности
Накануне съезда The New York Times опубликовала материал о «скрытых миллиардах» семьи китайского лидера. Точнее, о 90-летней матери премьер-министра, бедной школьной учительнице, ныне вместе с зятьями, братьями, дочерью и прочими близкими родственниками премьера обладающей финансовыми активами на миллиарды долларов. Особенно хороши с точки зрения прибыльности инвестиций строительные и страховые сферы, а также отрасли, относящиеся к стратегическим: телекоммуникации, энергетика.
При этом закон не требует деклараций о доходах от родственников высокопоставленных функционеров. Таким образом, компания, оформленная на тещу, может дать чиновнику уверенность в завтрашнем дне. Оппоненты же говорят: если бы элита была лишена возможности улучшить жизнь, она не стала бы опорой режима и не поддержала рыночные реформы, которые и обеспечили многолетний рост, превратив страну в мировое экономическое чудо.
Возможность зарабатывать породила две проблемы, которые существуют во всех аналогичных странах: коррупцию и колоссальное расслоение. Первая еще не достигла масштабов, которые парализуют экономический рост, превращая развитие страны в имитацию, однако тот факт, что именно этой теме была посвящена значительная часть выступления действующего лидера на открывшемся съезде, свидетельствует о том, что коррупция становится серьезной проблемой Поднебесной.
Расслоение населения также не грозит пока социальным коллапсом — разгневанные китайцы не перекрывают железные дороги в силу, во-первых, совершенно иных традиций, во-вторых, в силу того, что разительное отличие Китая всегда было в том, что уровень социальных ожиданий стремился к нулю.
Однако и эти социальные характеристики меняются. Больше того, американские эксперты убеждены: уровень протестной активности в стране выше, чем пытаются представить китайские лидеры. Просто многие протесты носят локальный характер, поэтому их не включают в официальную статистику. Что касается расслоения, то, по данным американских синологов, разница в доходах между десятью процентами самых богатых и самых бедных китайцев в 1988 году составляла 7 раз, сегодня — 23.
Новые трудности
Перспектива пользоваться материальными благами мира вкупе с социальными новшествами, коих Китай никогда не знал, — пенсиями, страховками — породила еще одну, опять же знакомую на этих этапах развития проблему, а именно — страх потерять идентичность.
57% китайцев думают, что они «утрачивают свой образ жизни», а 71% считает, что необходимо защищаться от «иностранного влияния», показывает опрос Pew Research Center. В общем, настроения «Запад заполонит все» достигли и Китая.
Таким образом, новому поколению китайских коммунистов предстоит разрешать множество проблем. От опасений самого Запада по поводу растущей мощи Поднебесной до опасений по поводу потери культурной идентичности внутри страны. От повышения качества производимых для внутреннего рынка товаров — одна из проблем, которую обозначают сами китайцы, до стратегии экономического роста.
Вопрос, какие отрасли промышленности развивать, дабы не поддерживать «рост ради роста», и в то же время как стимулировать внутренний спрос, чтобы уменьшить зависимость страны от экспорта, всерьез стоит перед китайской элитой. От борьбы с коррупцией до энергетической стратегии.
Энергопотребление в Китае за десятилетие удвоилось, превысив даже потребление в Штатах. Есть множество неразрешенных, в том числе территориальных, проблем с соседями, что вкупе с военными планами Китая, включая развитие морских сил, так беспокоит сегодня демократический мир. Впрочем, все синологи подчеркивают: китайский дракон — существо миролюбивое. Да, он расправляет крылья. Но заставить его дышать огнем может лишь чей-то агрессивный выпад.
Новые испытания
А что представляет собой сам Си Цзиньпин? Он познал полуголодные годы, сосланный с семьей в отдаленную деревню, где не было ни электричества, ни транспорта, когда его отец, высокопоставленный партийный функционер, попал в опалу. Холод, земляные работы, штаны в заплатах, но дети распевали революционные песни и давали клятвы будущих коммунистов. Затем более сытое студенчество, отца реабилитировали и направили на высокий пост в одну из ключевых провинций страны. Именно там делались первые шаги по созданию китайского чуда, экспериментировали со свободными экономическими зонами.
Си характеризуют как человека, который всю жизнь старался избегать конфронтации, он не любит ссориться и старается все споры разрешить мирным путем. Любопытно, что те же качества приписывают его американскому визави Бараку Обаме, который, хотя и не пел революционных песен в ссылке, проработал многие годы в общинах, где требуются навыки слушать и убеждать, гасить споры и обращать разногласия в импульс для развития. Хотя критики говорят, что четыре года Обама не очень-то пользовался этими навыками, чтобы сгладить противостояние с республиканцами.
Перед будущим китайским лидером стоят иные задачи, но не менее масштабные. А его самого характеризуют весьма выразительно: «Я бы поставил его в один ряд с людьми типа Нельсона Манделы, — сказал экс-премьер Сингапура Ли Куан Ю. — Этот человек обладает огромной эмоциональной устойчивостью, он не позволит собственным невзгодам и страданиям повлиять на его воззрения».
Автор: Валерий Волков, газета Московские новости № 404 (404)
Tweet