Трагедия Врадиевки кричит о реформах!

У власти пока достаточно инструментов, чтобы сдержать протесты. Но самым эффективным и надежным стало бы поднятие доверия к власти, то есть укрепление ее легитимности. Для этого нужна огромная работа по преодолению властью своих никчемных инстинктов, повышение солидарности в обществе, а не его фрагментация, антикоррупционная борьба, контроль за поведением представителей власти. Но результат — стабильность государства — того стоит.

Милиция «героически» разогнала митинг врадиевчан на Майдане, и обещает сделать это еще раз. Причина — нарушение времени проведения митинга на месте, где нет жилищных помещений. Обвинение в «непунктуальности» митингующим выдвинула та же милиция, представители которой почти регулярно попадают в какую-то криминальную историю.

Та же милиция, которая во время бунта во Врадиевке до последнего скрывала преступление, покрывала преступников, а пресс-служба областного МВД заявляла, что протестовать против милицейского своеволия собралась не общественность, а только лишь алкоголики.

За преступлениями милиции в одной Врадиевке десятки поломанных судеб и тишина на протяжении лет — со стороны судов, милиции, прокуратуры, президентской вертикали.

Для чего этот символический разгон символического (по размерам) митинга? Ответ очевиден: чтобы показать силу. Мол, последние скандалы и сама дискредитация никак не повлияли на способность милиции защищать режим.

Между тем, если бы МВД действительно исходило из интересов страны, оно должно было бы поблагодарить общественности Врадиевки, ведь без активного участия местного населения ряд преступлений остался бы нераскрытым, а многочисленные «оборотни» продолжали бы «внедрять закон». То, что этого не произошло, значительно важнее, чем митинг на небольшом пятачке после 23.00, и даже испорченный метр тротуарной плитки.

Тот факт, что коррумпированное милицейское начальство «крышует» разнообразную преступность и занимается преимущественно добычей денег для подкорма «взяточнической пирамиды» в стране — вряд ли для кого-то является секретом.

Высокий уровень протестных настроений не взялся ниоткуда, он обусловлен некомпетентной и коррумпированной политикой. А самое главное — тем, что морально-этические стандарты, которые задаются властью наверху и подхватываются на низших уровнях власти внизу, кардинально не соответствуют понятиям украинского общества о справедливости. Интересно, что последние протесты, несмотря на бедность населения, вызваны в первую очередь вопросами справедливости. Это несколько более высокая мотивация, которая хорошо характеризует украинское общество. Наше общество со всеми своими болячками уже в настоящий момент значительно лучше, чем власть.

Например, в соседних с нами Беларуси и России было немало не менее резонансных преступлений со стороны власти, однако нигде общественность не вступилась за себя так, чтобы штурмовать участки милиции. Кстати, люди, не перейдя грань, сделали все, как оказалось, лучшим образом и с самым лучшим возможным результатом. На «ютубе» я недавно видел, как местная община выгоняла из храма на Кировоградщине бритоголовых из Московского патриархата, которые захватили его. Как-то так в XVII—XVIII веках или в 1920-х гг. у нас начинались восстания. Очень интересно видеть живую историю перед глазами.

Также интересно, что наибольшая демократия в стране в небольших населенных пунктах — обычно лишь в тех, где сохранилось или возобновилась община. Еще древние греки считали самым лучшим количество избирателей для демократии в несколько тысяч людей, — чтобы все могли вместиться на площади.

У власти пока достаточно инструментов, чтобы сдержать протесты. Но самым эффективным и надежным стало бы поднятие доверия к власти, то есть укрепление ее легитимности. Для этого нужна огромная работа по преодолению властью своих никчемных инстинктов, повышение солидарности в обществе, а не его фрагментация, антикоррупционная борьба, контроль за поведением представителей власти. Но результат — стабильность государства — того стоит.

Ситуация, при которой закон как дышло, угрожает тем, что политическая надстройка прекратит что-либо значить. Это не новость, привнесенная последними событиями, а вполне очевидные вещи. Вот, например, что я говорил в эфире ТВ за две недели до событий во Врадиевке: «Если, грубо говоря, в райцентре или областном народ сожжет суд, прокуратуру, милицию, что власть будет делать? Ну, направит туда ОМОН, который получит кирпичом по голове. Все это может закончиться для нынешней власти и вообще для страны очень плохо. Для Украины срочно нужен «транзит в нормальность». Когда выборы — это выборы, когда суд — это суд».

Милиция (а также суды) являются одним из главных факторов возмущения в силу того, что они наиболее часто контактируют с населением. Это как с коррупцией в медицине и образовании — население наиболее возмущено коррупцией в этих сферах, хотя крадут тут несколько меньше по сравнению с госзакупками, строительством, энергетикой и так далее.

Что касается гипотетической способности нынешнего министра исправить ситуацию. А кто ему даст? До сих пор власть только разлагала и коррумпировала правоохранительную систему, и с чего бы им делать разворот на 180 градусов?

Однако возникает вопрос: что делать дальше, неужели для того, чтобы добиться справедливости каждый раз нужно будет разносить милицию и суд? А затем восстанавливать за счет налогоплательщиков?

Политика становится все более архаичной. Как в Италии 20-х или Германии 30-х, нанятые с улицы гопники бьют лицо активных граждан и журналистов. Милиция, словно в какой-то стране Африки на юг от Сахары в 50—60 годах, принимает участие в провокациях против политических оппонентов власти, или, вместо того, чтобы наказывать преступников, похищает протоколы голосования.

Вместо прогресса, как во всем мире, у нас в стране деградация буквально во всех сферах. Это — результат того, что власть стремится унизить страну до своего уровня.

Страна нуждается в быстрых решениях, а не разговорах о них, а вместо них получает хлам лоббизма, который потом еженедельно переписывают.

Власть долго носилась с цифрами, лепила их везде, выдавая за свои достижения конъюнктуру международной торговли.

Конъюнктура изменилась и достижения сдулись.

В 2010-м правительство обещало выход из кризиса через три месяца, потом через год, потом через 3—5 лет, а недавно Азаров заявил, что «кризис будет мучить украинцев еще десять лет».

Уровень народовластия и реального влияния народа на власть стремительно сокращается. Судебная реформа, коррупционный контроль над правоохранительной системой, избирательная система, формирование ЦИК и Конституционного Суда, тотальное господство денег при сохранении их исключительно у олигархов — все это консервирует систему.

Государственные органы деградированы и дискредитированы. Суды принимают написанные заранее безумные решения. Главное, на что способен этот режим — это организовать взяточническую пирамиду размером с государство ради выкачивания из него ресурсов. Понятно, что это ведет к деградации продуктивных возможностей страны.

Если рыба гниет с головы, то чего ждать от других органов? Если такие образцы видит перед глазами милиционер, то стандартный ли характер ему нужно иметь, чтобы удержаться от искушений?

За последние три года на глазах общества осуществлено множество правонарушений, при прямом содействии муляжа «правоохранительных органов». Власть думает, что загнана в угол, дороги назад нет и после всех своих чудес нужно держаться за власть до последнего вертолета. В то же время, власти нужно напомнить, что украинский народ незлобивый и милосердный, и не заинтересован мстить.

Ведь, сам допуск конкуренции в те сферы, где ее до сих пор нет, одно лишь устранение присосок от казначейства, вместе с введением честных правил для всех, дали бы колоссальный прорыв стране. И, кстати, эти идеи вполне могли бы получить известность даже среди львиной части бизнеса Партии регионов, которая тоже начинает пугаться, чтобы ее вдруг не «улучшили».

В то же время, нужно понимать, что власть предержащие даже если разворуют все, все равно будут держаться за власть. Во-первых, можно торговать еще и людьми и самой страной. А во-вторых, здесь дело уже не меркантильное, а психиатрическое. Кто такие нынешние власть предержащие без своих должностей и возможности «решать вопросы»? Этот вопрос их очень беспокоит!

Судя по предыдущему опыту власти, она может пойти наиболее разрушительным и самым бессмысленным для себя и страны путем провокаций. Хотя этот путь уже превратил нынешнюю власть из того, чем она была три года назад, в «кривую утку», которая опирается уже даже не на часть народа, а на деградированный и коррумпированный силовой аппарат.

Риски дестабилизации, к которым власть толкает страну, для такого государства, как Украина очень серьезные в нынешнем нестабильном мире. Эти риски было бы значительно легче обойти, не имея внутренней дестабилизации.

Однако просто указывать пальцами на власть будет непродуктивно.

Уже сейчас следует подготовить реформу, исходя из критериев максимальной очистки системы от коррупции.

Необходима максимальная кадровая очистка и обновление судебной системы, максимально широкое разрешение занимать судейские должности для граждан, реформирование процедуры назначения судей, установление системы многоступенчатого отбора судейских кадров, при которой кандидатуры судей предлагаются общественными и профессиональными организациями, а в дальнейшем отбрасываются поочередно государственными органами и парламентской оппозицией, усиление ответственности судей за заведомо незаконные решения, внедрение возможностей отзыва судей после серии приговоров, отмененных судами высших инстанций, или по результатам местных референдумов.

Необходимое увеличение контроля Верховной Рады за назначениями и освобождениями заместителей генерального прокурора и прокурорами областей и районов.

Уже давно следует гуманизировать уголовную юстицию, в частности за счет сокращения сроков наказания за правонарушения небольшой тяжести до недель и месяцев и усиления ответственности за преступления против личности.

В повестке дня — внедрение единых методов опосредованного оценивания расходов судей, чиновников, работников правоохранительных органов и членов их семей, эффективная антикоррупционная борьба в образовании, в первую очередь профильном юридическом образовании.

Необходимое увеличение институционных возможностей быстрого кадрового обновления органов суда и правоохранительных органов; расширение допуска к должностям в правоохранительных органах и судах без профильного образования, по результатам специальных курсов.

Нужно внедрение максимально открытого конкурсного отбора руководителей для управления объектами государственной собственности, эффективность которых должна регулярно проверяться по объективным критериям.

Необходима легализация методики провоцирования взятки как средства выявления потенциальных взяточников, установления единой методики проверки государственных расходов на соответствие цен рыночным, ликвидировать или максимально ограничить процедуры и административные барьеры, выступающие в качестве ограничения конкурентности при государственных закупках, экономической деятельности в целом и предоставлении социальных услуг. Нужно внедрение надлежащего и независимого от чиновников уровня зарплат судей и работников правоохранительных органов, внедрение системы поощрения для работников правоохранительных органов, расследующих нарушения высокопоставленных должностных лиц, в частности запрещение освобождения работников правоохранительных органов в течение определенного времени после успешного расследования дела против высокопоставленных должностных лиц.

Необходимо внедрение практического права граждан обращаться с жалобами на конкретных чиновников с требованием возмещения убытков, нанесенных коррупционным поведением и депутатов… Таких рецептов множество.

Немало из них являются известными и испытанными мировым опытом. Но власть упрямо не хочет их реализовать!

КСТАТИ

«Центр противодействия своеволию милиции» в Виннице ищет руководителей

Активисты планируют сделать его вспомогательной организацией МВД для охраны общественного порядка

В Виннице объявлено о планах создания общественной организации, которая будет противодействовать своеволию в милиции. К участию в создании «Центра противодействия своеволию милиции» приглашаются все желающие общественные структуры и политические силы. Организаторы уверяют, что пять таких уже откликнулись.

Однако пока новую организацию представляли только два винницких активиста: председатель Винницкой областной организации Европейской партии Украины, директор спортивной сети «Максимус» Борис Максимчук и главный атаман казацкого полка им. Богуна, директор ООО «Подольская сечь» Владимир Воловодюк.

— Вскоре «Центр противодействия своеволию милиции» станет помощником МВД для охраны общественного порядка, а в будущем этот орган может стать серьезным конкурентом самой структуре коррумпированной милиции, — говорит Борис Максимчук. — Хочу, чтобы это движение возглавили несколько лиц, потому что боюсь давления на себя. К сожалению, сейчас это возможно. Если же будет несколько руководителей, все будет демократично.

Для членов Центра организаторы планируют разработать специальные удостоверения и значки.

Кстати, Борис Максимчук на протяжении восьми лет арендовал у винницкой милиции спортивный зал «Максимус», где оборудовал тренажерный зал. Но в этом году в результате конфликта с руководством правоохранительных органов он этой возможности лишен.

Максим ЗОТОВ, Винница

 Автор: Александр ПАЛИЙ, политолог, историк, кандидат политических наук,  ДЕНЬ

You may also like...