Мобилизация как фактор раздора?

Чем ближе к Западу Украины, тем больше люди недоумевают, почему жители Донбасса, считающие себя патриотами, так легко отдали родную землю врагу. Почему они вдруг стали пассивными наблюдателями происходящего и не взяли в руки оружие, чтобы изгнать из родного дома предателей и наемников.

 

Ответ на этот вопрос и прост, и сложен. Простой ответ – потому что сама «региональная» власть распахнула врагу все двери, в том числе – буквально, когда «правоохранительные органы» сдали террористам райотделы милиции с оружием, военкоматы – со всеми списками военнообязанных, и фактически за несколько дней отдали терористам в заложники население практически всего Донбасса.

На Львовщине понимают ситуацию проще. Здесь все — не только крепкие мужчины призывного возраста, но и старики, и женщины – одинаково заверяют, что если бы на их землю пришел враг, никто бы не искал оправданий, а все бы просто поднялись как один, «с вилами бы пошли…».

Но на Донбассе, где почти половина населения – русские даже по переписи, а многие остались советскими независимо от национальности, такого не произошло. Насколько в этом виноваты сами люди, а насколько власть, всячески внушавшая им чувство региональной особенности и неукраинскости – кто-то когда-то ответит. Но так случилось, что сейчас значительная часть военнообязанного населения региона находится либо на оккупированных ДНР и ЛНР территориях, либо распылена в виде беженцев по всей Украине. И как теперь воевать донецким?..

То, что украинская армия все еще плохо снабжается, давно не секрет. Прибывшие на короткую побывку солдаты даже не из зоны АТО, а из районов, прилегающих к ней, жалуются, что пьют воду из реки, а едят, чуть ли, не раз в три дня. Сложно в это поверить, если бы об этом не говорили сами солдаты. И им самим, и их родителям, и всем нам тяжело привыкнуть к мысли, что еще вчера все было мирно и спокойно, а теперь — сплошные военные лишения и тревога. Но как успокоить мать, единственный сын которой ушел с Львовщины, Ивано-Франковщины или Волыни отвоевывать у врага Донбасс? Как успокоить жену с двумя, а то и тремя детьми, что с их мужем и папой из волынского села все будет в порядке в бою под Луганском?..

Уже месяца два назад на похоронах солдат на Львовщине матери роптали: почему убивают наших ребят, а донецкие сидят дома или эвакуировались? Уже через несколько недель матери перешли «от слов к делу», когда стали блокировать трассы, требуя от руководства страны вызволить из окружения бойцов львовской 80-й аэромобильной бригады, окруженных под аэропортом Луганска. Генералы подсуетились, и львовских десантников выручили. Но вопрос никуда не ушел. На днях ситуация повторилась с бойцами 24-й механизированной и 72-й и 79-й аэромобильных бригад, когда губернатору Львовщины Ирине Сех пришлось снова просить высшее военное руководство страны усилить поддержку этих подразделений, ведущих тяжелые бои в Луганской области, потому что губернатор получает от родителей тревожные сообщения. И в этот раз замминистра обороны Петр Мехед заверил Ирину Сех, что львовским военным доставили продукты, воду и другое необходимое.

Но матерей солдат это не успокаивает. 24 июля жители Самборского и Старосамборского районов провели акцию протеста, в частности, блокировали Самборский объединенный городской военкомат, потому что, по информации Львовского облсовета, были возмущены «скоплением на курортных территориях переселенцев с оккупированных территорий мужского пола призывного возраста, не желающих выполнять конституционный долг по защите территориальной целостности государства».

В ответ на реакцию местных жителей, глава облсовета Петр Колодий обратился к начальнику УМВД и областному военкому с просьбой «всеми законными методами обеспечить прибытие в районные военные комиссариаты области для постановки на военный учет жителей восточных областей, которые являются военнообязанными».

Кроме того, председатель Львовского облсовета направил главе парламента Александру Турчинову письмо с предложением сократить срок для постановки на воинский учет призывников и военнообязанных по прибытию на новое место жительства, а также усилить ответственность за нарушение законодательства о воинской обязанности и военной службе.

Глава облсовета в своем письме отмечает, что сейчас в Украине насчитывается около 80 тысяч лиц, которые переселились из Донецкой и Луганской областей в другие регионы Украины.

«При этом значительное количество переселенцев составляют военнообязанные и призывники. Пользуясь ненадлежащим контролем со стороны уполномоченных органов и незначительными санкциями за нарушение законодательства о воинской обязанности и военной службе, указанные лица не становятся на воинский учет, а следовательно, уклоняются от выполнения своего долга…», – отмечает в письме Турчинову председатель областного совета.

При этом Колодий подчеркивает, что данная проблема стала еще более актуальной в результате принятия Верховной Радой закона, которым утвержден Указ Президента Украины Петра Порошенко «О частичной мобилизации».

В связи с вышесказанным Львовский облсовет попросил Верховную Раду сократить до одного дня время для постановки на военный учет призывников и военнообязанных по прибытии на новое место жительства, а также усилить ответственность за нарушение законодательства о воинской обязанности и военной службе.

Страсти вокруг мобилизации в Львовской области получили отчасти и скандальный оборот. Председатель Львовской облгосадминистрации Ирина Сех обратилась к председателю СБУ и Генпрокурору с обращением, в котором попросила проверить «на соответствие Конституции Украины и Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» некоторые публичные высказывания известного львовского журналиста Остапа Дроздова. Как говорится в документе, к Ирине Сех обратились представители общественности Львовщины, которых возмутило «антигосударственное содержание очередной программы авторского проекта тележурналиста Остапа Дроздова» в эфире очень популярного на Львовщине телеканала ЗИК.

Журналиста обвинили в стремлении «навязать зрителю мысль, что якобы общество массово настроено против мобилизации гражданского населения», в том, что журналист «откровенно призвал к организации общественного бойкота и саботажа мобилизации».

Пока Львовские власти и журналисты пререкались, российские СМИ тут же смекнули, что это «бомба» – типа «львовские не хотят воевать за донецких»…

Уже с учетом того, что про скандал пронюхали российские телевизионщики, телеканал ZIK выступил с заявлением, в котором признал, что «материалы телеканала и его автора Остапа Дроздова начали использовать российские СМИ, в частности, телеканал «Россия24», с целью пропаганды бойкота процесса мобилизации в украинскую армию».

Телеканал ZIK вынужден был заявить, что ни сам телеканал, ни автор Остап Дроздов «никогда не призывали к тому, чтобы игнорировать призыв в армию в трудное для страны время».

«Темы, затронутые в наших материалах, вызвали в обществе широкий резонанс, касаются не бойкота мобилизации как таковой, а наоборот – проведения качественной мобилизационной кампании с привлечением кадровых силовиков, профессионально подготовленных кадров и добровольцев», – говорится в заявлении телеканала ZIK.

А сам Остап Дроздов вынужден был объяснить: «Мое журналистское внимание к проблемам с мобилизацией продиктовано огромным количеством обращений зрителей, которые просят поднять тему несправедливой, по их мнению, мобилизации. Как журналист, я не мог обойти вниманием те настроения в обществе, которые требуют от украинской власти мобилизовать НЕ всех подряд, а прежде всего подготовленных силовиков и добровольцев. Поэтому я считаю, что враждебные СМИ цинично выдергивают отдельные мысли из общего контекста дискуссии».

Страсти по мобилизации заставили высказаться и Львовского мэра Андрея Садового, который призвал львовян мобилизацию не бойкотировать. По мнению Садового, дестабилизация проводимой в Украине частичной мобилизации на руку врагам Украины.

«Если вы будете иметь доступ к технологии преподавания в Академии Генерального штаба России, то вы увидите, что это один из этапов диверсионной работы, чтобы создавать беспорядок и хаос в стране. Есть информационная война, терроризм, есть диверсионная работа. Очень часто сознательно или бессознательно человек используется для определенной волны протестов. Таковы реалии нашего времени. Надо проводить серьезную разъяснительную работу, надо заботиться о военных, чтобы они были максимально защищены. Чтобы они чувствовали, что о них заботятся. То, что может сделать город, мы сделаем максимум. Но это война и она касается каждого из нас персонально…», – сказал мэр Львова журналистам, комментируя ситуацию.

Так или иначе, пока кипят страсти вокруг «несправедливой» мобилизации, Львовские власти заверяют: ни один военнослужащий со Львовщины не поедет в зону АТО без средств индивидуальной защиты. На днях заместитель председателя Львовской ОГА Владимир Харчук встретился с матерями солдат и сообщил, что в области выделено три миллиона гривен для нужд украинских военных, вдобавок облгосадминистрация разработала программу материально-технического обеспечения воинских частей, находящихся на территории Львовской области…

Между тем, спешить упрекать «донецких» в том, что они не хотят записываться в армию, кажется, нет особых причин. В пользу этого свидетельствует случай с жителем Донецка Вадимом, который второй месяц безуспешно пытается оказаться в рядах защитников Украины.

Вадим немолод — ему уже немного за 50, но у него есть аргумент в пользу призыва в армию — около 10 лет он уже отслужил когда-то контрактником. «Я – все же лучший вариант по сравнению с необученными 20-летними хлопцами», – думал Вадим.

Вадим задался целью как можно скорее записаться в один из добровольческих батальонов – «Донбасс» или «Азов», поскольку военкоматы в Донецке захвачены сепаратистами и у них там свой «набор». Но не тут-то было…

«Я раза четыре заполнял интернет-анкету, чтобы попасть в батальон «Донбасс» или «Азов», но безрезультатно», – рассказывает Вадим. Ему удалось дозвониться до тех, кто записывал в добровольцы. «По телефону записали все мои данные – где служил, в каких войсках, в какие годы. Правда, при этом сказали, что таких, как я, желающих резервистов в списке около 4 тысяч. Попросили ждать – мол, в течение месяца мы вам или смс-сообщение пришлем, или позвоним. Но так мне никто и не позвонил — тихо и глухо», – констатирует Вадим.

«Я не понимаю, – возмущается он. – Людей ищут воевать, при том, что тысячи добровольцев остаются не у дел. Для меня загадка, почему люди хотят идти воевать, а их не берут. Все совершенно запутанно…». С тем Вадим и остается…

Тем временем из Мариуполя 31 июля пришли свежие «мобилизационные» новости от пресс-службы губернатора Донецкой области Сергея Таруты.

В сообщении говорится, что на совещании с руководителями южных районов Донецкой области уполномоченный представитель областного военкомата сообщил, что выполнение недавнего указа Президента Украины о частичной мобилизации на Донетчине «станет возможным только после стабилизации ситуации».

«Представитель военкомата подчеркнул, что распространяемая в области информация о принудительной мобилизации в регионе не соответствует действительности. Если человек стал свидетелем того, что кого-то против его воли забрали якобы в армию, нужно сообщать в правоохранительные органы», – говорится в сообщении.

При этом Сергей Тарута добавил: «Нужно разъяснять людям, что никакой мобилизации сейчас в области не проводится. В то же время, если человек сам изъявил желание служить, ему необходимо обратиться в военкомат. Оттуда он будет перенаправлен в мобилизационный пункт одной из соседних областей, где примут решение о его пригодности или непригодности к воинской службе».

Все бы хорошо, но ведь ВСЕ военкоматы в том же Донецке и целом ряде городов области все еще контролируются террористами ДНР!

А набор в добровольческие батальоны Нацгвардии власти остановили.

И что после этого делать дончанам, которые хотят воевать за Украину?

Автор: Ярослав Колгушев, «ОстроВ»

You may also like...