Без суда и следствия: об отключении «серых» телефонов в Украине
«Хочешь завести друзей, заведи их подальше» (Иван Сусанин). Увы, очень часто законодательные инициативы украинских парламентариев оказываются очень далекими от заявленных целей и идеалов. Наверное, в этом заключается мастерство политика, чтобы под видом благого дела реализовать какие-то свои интересы.
Утилизация мобильных телефонов. Фото musingsofamodernhippie.me
Петр Чернышов, президент «Киевстара», рассказал изданию Hubs об отключении «серых» телефонов:
Я не политик (слава Богу!) и поэтому стараюсь не вникать глубоко в эту сферу. Как человек бизнеса, я обычно выступаю за прозрачные правила игры в экономике, устранение коррупции и инвестиционную привлекательность Украины. Но политику, очевидно, не устраивает мое к ней равнодушие, и она периодически пытается навязать мне дискуссию.
Тем более, подвернулась интересная тема с законопроектом с красивым номером 1888, который декларирует «защиту» интересов государства, потребителей телекоммуникационных услуг и усовершенствования государственного регулирования в сфере пользования радиочастотным ресурсом Украины. В частности, проектом вводят процедуру внесудебного отключения мобильного телефона от сети, если он ввезен контрабандой, а также усиливает влияние государства на отрасль.
Особенно интересно взглянуть на этот проект с точки зрения мантры наших нео-реформаторов — дерегуляции.
Итак, начнем с того, что мы идем в Европу. По крайне мере, представители всех ветвей власти заявили такую цель, и население это тоже очень поддерживает. Имплементацию именно европейских законодательных норм авторы законопроекта №1888 считают важной составляющей этой инициативы. И если вы откроете основополагающие соглашения Европейского Союза (EU Treaty, Constitutional Treaty, EC Treaty), то найдете там несколько главных пунктов, которые гарантирует ЕС. Давайте сравним их трактовку с предложениями «проевропейского» законопроекта №1888.
Свобода, безопасность и правосудие
Авторы законопроекта вынуждают мобильных операторов взять на себя карательную функцию. Нам предлагают отключать гаджеты абонентов без суда и следствия по причине отсутствия их в реестре УГЦР (Госпредприятие «Украинский государственный центр радиочастот»). Все это подается под громким слоганом борьбы с контрабандой.
Однако, насколько мне известно, в Европейском Союзе (и не только) контроль над незаконным ввозом чего-либо (телевизоры, сигареты, лекарства или мобильные телефоны) осуществляют таможня, спецслужбы и полиция.
Практика отключения мобильных телефонов есть только в Турции и Азербайджане — больше мне ни о каких странах неизвестно. Кстати, представьте себе что завтра операторов кабельного ТВ заставят отключать от вещания те телевизоры, которые ввезены без уплаты пошлин. Ведь они тоже имеют уникальные коды! При этом авторы громко заявив о борьбе с контрабандой, фактически признали , что против контрабанды ноутбуков и планшетов с WiFi можно не бороться. Там нет IMEI!
Защита прав человека
Украинские законодатели считают, что ограничение граждан в использовании личного имущества (мобильных телефонов и смартфонов), приобретенного законно, без какого-либо следствия и зафиксированного судом нарушения– вполне соответствует приведенной выше норме о защите прав человека. Хотя на самом деле – это пренебрежение презумпцией невиновности, зафиксированной в статье 62 Конституции Украины и священного права частной собственности.
Да, телефон у вас пока не планируют отнимать, но после блокировки в Украине он вам уже не пригодится… Я уже не говорю о праве человека на общение и получение помощи. Сегодня мобильный телефон, наверное, самый распространенный способ как для общения, так и для вызова экстренных служб.
Поддержка научного и технологического прогресса
Когда меня спрашивают, что нужно для скорейшего запуска 3G, я отвечаю – упрощение регуляторного давления и стабильность финансовой системы. И то и другое – вполне соответствует европейскому принципу технологического прогресса.
Авторы законопроекта №1888 отвечают нам переименованием разрешительных документов и введением новых процедур, которые лишь усложнят внедрение 3G в Украине и ввоз в Украину нового высокотехнологичного оборудования и устройств. Это я говорю о второй части закона — которая про расширение полномочий УГЦР, напомню это предприятие, — такую себе “дерегуляцию наоборот”.
Сбалансированный экономический рост и развитие
Законопроект №1888 совершенно точно гарантирует беспроблемное финансовое развитие «УГЦР» благодаря мобильным операторам, которые будут вынуждены платить дополнительно по около 300 млн гривен в год этому хозяйствующему субъекту, занимающему монопольное положение на рынке (напомню, это не орган власти — а просто фирма, которой на 100% владеет государство Украина через НКРЗИ). И как любая фирма — она хочет увеличивать свою выручку.
Особенно если бизнес высокомаржинальный. Когда нет конкурентов, это всегда легче получается. Всем пользователям радиочастотного ресурса придется доплачивать за расширение базы радиомониторинга, а операторам вместе с поставщиками оборудования запуск и ведение реестра IMEI-кодов (на платной основе за каждую единицу оборудования!).
«Хочешь завести друзей, заведи их подальше» (Иван Сусанин). Увы, очень часто законодательные инициативы украинских парламентариев оказываются очень далекими от заявленных целей и идеалов. Наверное, в этом заключается мастерство политика, чтобы под видом благого дела реализовать какие-то свои интересы. Как было бы здорово, если бы мне очень редко приходилось бы комментировать политику!
Источник: Hubs
Tweet