«Шнеер» – высшая степень криминального мастерства
Грабежи нью-йоркских ювелиров никогда не были редкостью, но грабителей из русскоязычной общины можно сосчитать по пальцам. Самое дерзкое «русское» ограбление ювелирного магазина в центре Манхэттена было совершено 16 июля 2004 года в бутике «Michael Ashton Fine Jewelry» на Мэдисон-авеню. Ограбить ювелира всегда было для преступника делом желанным, поскольку речь шла о крупной наживе, но для «русских» профессионалов в США это было слишком грубой и опасной работой.
В прошлую субботу примерно в 2.30 дня двое мужчин в прозодежде рабочих-строителей и желтых касках явились в ювелирный магазин Jewelry Patch на 7th Avenue рядом с West 37th Street в центре Манхэттена.
Там один строитель потребовал у продавца ювелирные изделия, а другой для пущей убедительности показал пистолет. Набив пакет товарами магазина, грабители ушли, никого не тронув, и их видели идущими на юг по Седьмой авеню.
Грабежи нью-йоркских ювелиров никогда не были редкостью, но грабителей из русскоязычной общины можно сосчитать по пальцам. Оглядываясь назад, можно вспомнить, как в апреле 1989 года 27-летний Роберт Гаспар, он же Робик, и 41-летний Григорий Злочевский ограбили и убили 34-летнего ювелира-израильтянина Майкла Безнера, забрав у него примерно 500 необработанных алмазов общей стоимостью от 500 тыс. до миллиона долларов. Обоих судили и сначала приговорили к пожизненному лишению свободы, но затем наказание смягчили, и Злочевский отсидел 17 лет и вернулся домой в Нью-Йорк, а судьба Гаспара неизвестна.
Самое дерзкое «русское» ограбление ювелирного магазина в центре Манхэттена было совершено 16 июля 2004 года в бутике «Michael Ashton Fine Jewelry» на Мэдисон-авеню между 74 и 75 стрит. Около полудня три вооруженных грабителя ворвались туда, разбили витрины и забрали 55 ювелирных изделий и дорогих часов.
Две продавщицы бутика рассказали полицейским, что грабители переговаривались на языке, «похожем на русский», позже к расследованию подключилось ФБР и были арестованы члены «русской» банды иммигранта-бакинца Гидона Абрамова, которые, по их признанию, также ограбили ювелирные магазины на ограбила ювелирные магазины на Брайтон-Бич а нью-йоркском Бруклине и в Брукфилде, штат Висконсин. На приговоре Абрамов заявил, что был тайным осведомителем ФБР, но все равно получил 25 лет лишения свободы и должен выйти на свободу 15 августа 2026 года. В тюрьме он написал мемуары на хорошем английском языке.
Ограбить ювелира всегда было для преступника делом желанным, поскольку речь шла о крупной наживе, но для «русских» профессионалов в США это было слишком грубой и опасной работой. Наши предпочитали действовать умнее – лучшие умы и руки этого жанра преступности занимались так называемым «шнеером» – ловкой подменой дорогого ювелирного изделия, в основном кольца с крупным бриллиантом или «голого» бриллианта на точно такую же копию-подделку.
Для подделки в основном использовали синтетический камень фианит (названный в честь советского ФИАН – Физического института Академии наук), где его изобрели и получили), который часто называют цирконом. «Шнеер» требовал тщательной подготовки и безукоризненного исполнения. Крупные бриллианты как правило запечатывались в пластиковые пакеты, и в том же пакете был сертификат с указанием веса камня в каратах, его цвета, чистоты и номера, а также название лаборатории, подтвердившей эти данные.
Сначала наши «шнееристы» узнавали, где продается подходящий камень (или кольцо с таким камнем), и это чаще бывали магазины в Европе, чем в США. Остроглазый разведчик заходил в это магазин и взглядом – подобной техники еще не было, «фотографировал» изделие, рассматривая его со всех сторон. По его описанию изготавливали копию-фианит, и в магазине появлялся респектабельный покупатель, который просил показать ему данный камень и незаметно подменял его.
Один из таких «шнееров» подробно описывает в своей книге «Записки афериста-антиквара» проживающий в Нью-Йорке с семидесятых годов прошлого века бывший питерец Борис Могилевский, который в дорогом костюме и с так же дорого одетой спутницей, явился в заранее выбранный ювелирный магазин в Европе.
«Мы выбрали тот камень, дубликат которого был у меня в рукаве, – пишет Могилевский. – Взятый у хозяина бриллиант я передал моей партнерше посмотреть и потом, когда она мне его возвращала,– это было какое-то еле заметное движение, когда я перекладывал его из одной руки в другую, – вместо него возвращал хозяину дубликат. Надо было взять го одной рукой, а передать другой. – Посмотри, дорогая. Нравится он тебе? – спросил я и передал моей красивой спутнице бриллиант.
– О, очень. По-моему, он прекрасно подойдет к брошке, которую ты подарил мне к Новому году.
Пока все это говорилось, я успел подменить камень, и она возвратила хозяину искусственный бриллиант.
– Мы готовы его купить, – сказал я, и слова мои звучали искренне, потому что главное уже было сделано. – Но прежде нам хотелось бы поговорить с ювелиром, который нам вас рекомендовал…
В тот же день мы улетели их Нью-Йорка».
Гроссмейстерами «шнеера» тех лет Борис Могилевский назвал «лихих, милых и умных джентльменов» Юру и Толю, которых уже нет в живых.
Могилевский поясняет, что «на тот спектакль» его пригласили другие и только потому, что он говорил на идише. «А это очень важный момент,– поясняет он в своей книге, – когда ты народном языке говоришь с родным евреем». Действительно, великое множество евреев всего мира веками занимаются ювелирным бизнесом, и недаром некоторые исследователи, анализируя исторические источники, выдвигают версию происхождения еврейского имени Шнеер от латинского слова senior – «господин».
С годами община русскоязычных и прочих преступников Америки забыла «шнеер» – грабить стало проще, а «ловкость рук и никакого мошенства» перекочевала в киберпреступность. И вот, надо же, недавно ювелиры с манхэттенской 47 стрит, той самой, которую называют «Бриллиантовым районом», сообщили в полицию о появлении «шнеериста», который с конца июля обобрал их на десятки тысяч долларов.
«Всюду одна и та же история, – рассказал Ешкель Сиг, один из четырех пострадавших и заявивших об этом ювелиров. – Он говорит: Здравствуйте, меня зовут Давид. Жмет вам руку. Рассказывает, что обручается и ищет кольцо тысяч за двадцать. Ждет, пока ваше внимание отвлечется, на минуту оборачивается, чтобы позвонить, а затем уходит».
32-летнего Джастина Абрамовица, а по-нашему Давида Абрамовича, арестовали 4 сентября, он обвинен в четырех эпизодах кражи в крупных размерах и содержится под стражей с правом освобождения под залог в 50 тыс. долларов. 24 июля «шнеерист» Абрамович пришел в ювелирный магазин в доме 29 на 47 стрит, попросил посмотреть кольцо с бриллиантом в 2 карата и подменил его таким же кольцом с цирконом. Через три дня он появился в магазине Diamond Exchange на Пятой авеню рядом с 47 стрит и так же ловко подменил кольцо с бриллиантов, стоящее 15 тыс. долларов. 29 июля он посетил магазин 63-летнего Ешкеля Сига на 47 стрит и подменил цирконом бриллиант, стоивший 25 тыс. долларов. 31 июля «шнеерист» таким же образом украл кольцо с бриллиантом за 15 тыс. долларов в магазине дома № 20 на 47 стрит.
4 сентября Йешкель Сиг случайно увидел Абрамовича на 47 улице. «Я узнал его лицо, – пояснил Сиг репортеру газеты New York Post. – Тут же позвонил своему работнику, а тот побежал и вызвал охрану. Те позвонили в полицию, прибыл сержант и арестовал его. Вот, чем он занимался. Жулик. Проводишь с ним больше часа, показываешь разные изделия, в он вон что с нами делает!».
При аресте у «шнеериста» нашли 4 поддельных камня из циркона, но украденных бриллиантов не обнаружили. В полиции Ешкелю Сигу сказали, что украденное у него кольцо с бриллиантом Абрамович продал в магазин-ломбард. Следующее заседание суда по делу Джастина Абрамовича назначено на 28 сентября. «Шнеерист» Абрамович, конечно, энтузиаст, а не профессионал своего дело.
Лебединой песней настоящего «шнеера» можно считать сообщение в феврале 2013 года, когда в манхэттенское отделение Верховного суда штата Нью-Йорк поступил иск владельцев израильской ювелирной компании Yondor Diamonds. Истцы обвиняли в халатности Gemological Institute of America – не коммерческую организацию, которая была создана в 1931 году и считается авторитетным экспертом при оценке качества и стоимости драгоценных камней.
Истцы утверждали, что летом 2012 года они обнаружили, что представившийся покупателем мошенник незаметно подменил пятикаратный бриллиант чистой воды, который стоил 300 тыс. долларов, камнем с коричневым нацветом. По характеристикам и идентификационному номеру похищенного бриллианта тель-авивские ювелиры установили, что похититель отдал его на экспертизу в отделение Gemological Institute of America на 47 стрит в манхэттенском «Бриллиантовом районе» (Diamond District). Однако когда они обратились туда, им отказались сообщить данные нового владельца камня, который позже забрал его и исчез. В Гемологическом институте Америки признали, что камень находился в их лаборатории до того, как стало известно, что он ворованный.
Автор: Александр ГРАНТ, news.rusrek.com
Tweet