Криминальная «постановка» в двух действиях от иммигрантов из бывшего СССР
15 января федеральная прокуратура Южного округа штата Нью-Йорк в Манхэттене сообщила об арестах иммигрантов из бывшего СССР Бориса Котлярского и Бориса Найфельда, которых обвиняют в вымогательстве. Оба арестованных хорошо известны в той части русскоязычной общины Нью-Йорка, а возможно и всей Америки, которая интересуется криминалом. 68-летний уроженец Гомеля Борис Найфельд по кличкам «Биба» и «Папа» появился в США в 1970-х годах и быстро стал видной фигурой стремительно росшей «русской мафии», словом и делом завоевав репутацию крутого бандита.
В 1994 году его с большой группой наших иммигрантов арестовали за контрабанду героина из Таиланда, и Найфельд согласился сотрудничать с ФБР и прокуратурой.
«Я об аресте Бибы узнал в первый же день, – рассказал мне через несколько лет в федеральной тюрьме Льюисбург, штат Пенсильвания, проходивший по тому же делу Дима Подлог. – Его сразу должны были отправить в тюрьму МСС в Манхэттене, но там не было ни одной свободной кровати, и Найфельда отправляют в тюрьму графства Вестчестер, там за федеральными зеками забронирован один этаж.
Я сидел в той же тюрьме и договорился, чтобы его поместили в один блок со мной. Куда там – утром за ним приехали, и он исчез. Его забрали, и с концами. Я же не знал, что Биба начал колоться сразу после ареста. Он сразу разобрался, что к чему». Подлог не признал себя виновным, получил 27 лет тюрьмы, отсидел 22 и вышел 30 октября прошлого года, а Найфельда, «в связи со значительным содействием, которое оказал обвиняемый», в мае 1998 года приговорили к уже почти полностью отсиженным 5 годам лишения свободы.
«Паровозом», то есть главным обвиняемым в героиновом деле был русскоязычный поляк Рикардо (Рычард) Фанчини по кличке «Франц», и в 2008 году это дело получило новое развитие, уже с контрабандой сигарет. Бибу снова арестовали и снова дали 5 лет тюрьмы, из которой он вышел в феврале 2014 года. 59-летний Фанчини получил 10 лет, сидит в федеральной тюрьме Лексингтон в Кентукки и должен выйти на свободу в июне этого года.
«Из дела Ричарда и его компании меня интересует только одно: как он, который жил в России, где общался и зарабатывал с людьми, понимающими, что такое мент, предатель и т.д., после этого спелся с ним (Бибой) опять? – написал мне в январе 2010 года из федеральной тюрьмы признанный авторитет «русской мафии» Моня Эльсон. – Или у него в голове было, что Биба Моню сдал, а меня не сдал и теперь тоже не сдаст? Все может быть. Саша, я сижу с людьми, которые за 2 грамма (наркоты), причем без отмывания денег, имеют больше 20 лет срока, а там были тонны и миллионы долларов, а Биба плачет, что ему много дали».
68-летний киевлянин Борис Котлярский в криминальных кругах известен куда меньше и кличек не получил. В Нью-Йорк он с родителями, женой и дочкой иммигрировал в 1979 году, поселился в Бруклине, работал механиком, водил «желтый кэб», по выходным торговал с лотка на «блошином рынке». Котлярский торговал летними дачами в Катскильских горах, был там совладельцем гостиницы…
В 1988 году, когда Котлярский стал гражданином США, перед ним открылись новые горизонты. «Я поехал (в СССР) и занялся там бизнесом, – рассказал мне Борис лет 15 назад в одной из многих наших бесед. – В Москве у меня уже 11 лет компания пароходных круизов. На теплоходе “Русь” между Москвой и Санкт-Петербургом. В 90-м году там вообще не знали, что и как делать. Ко мне на пароход приходили Шахназаров, Яковлев… В магазинах ничего не было, а я на пароходе устраивал для них банкеты».
В Киеве Котлярский работал на «номерном заводе», где делали космическую технику, и в Нью-Йорке с ним по этому по поводу беседовал агент «русского отдела» ФБР Майкл Маккол – тот самый, который арестовывал Славу Япончика и Павла Бородина. Маккол оставил Котлярскому свой телефон и, став владельцем теплохода «Русь», Борис позвонил ему и предложил поехать в Москву. «Я бы представил его своим партнером и он, если захотел, мог стать приятелем самого Горбачева.Через Шахназарова», – сказал мне Котлярский.
Маккол от этого предложения отказался, а в декабре 1998 года Котлярского с сообщниками арестовали и обвинили в отмывании денег. Как написала в конце 2000 года газета New York Post, «за два года тайной операции ФБР два оперативника, выдавая себя за связанных с мафией наркоторговцев, обменяли в общей сложности 2,7 млн долларов наличными на чеки, которые им приносил Котлярский и другие».
В январе 2001 года Борис Котлярский признал себя виновным в том, что «с октября 1994 года по день предъявления обвинения в Южном округе Нью-Йорка и других местах согласился помогать тайным агентам отмывать незаконно полученные деньги, познакомив их (агентов – А.Г.) с другим лицом, не агентом». Его приговорили к 18 месяцам тюрьмы, и после освобождения он продолжал доказывать, что не виновен, но с 14 января этого года снова оказался в федеральной тюрьме по новому обвинению.
То, в чем сейчас обвиняют Бибу Найфельда и Бориса Котлярского, в русскоязычной блатной среде называется «постановка», то есть афера, в которой в данном случае следующие действующие лица и исполнители: «Киллер» – Борис Найфельд; «Посредник» – Борис Котлярский; «Заказчик» – Анатолий Потик и «Жертва» – Олег Митник. По делу также проходит «Дочь» – Ронит Потик и «Родственник», он же «СС-1» («Сообщник-1) – не уточненная родня Бибы Найфельда.
«Постановка» получилась в двух отделениях – Найфельда и Котлярского обвиняют в вымогательстве, а Потика в организации заказного убийства. Судя по двум предварительным обвинениям (Complaints), которые с интервалом в неделю (14 и 22 января) представил манхэттенским федеральным судьям-магистратам Джеймсу Фрэнсису и Дебре Фримен следователь ФБР Люк Хардисон, дело было якобы так, и я настаиваю на слове «якобы», поскольку до решения суда обвиняемые считаются невиновными, а обстоятельства дела не доказанными.
Проживающий в поселке Рослин на Лонг-Айленде иммигрант из бывшего СССР и давно натурализованный гражданин США 67-летний Анатолий Потик в свое время выдал дочь Ронит, которой сейчас 42 года, за иммигранта из бывшего СССР Олега Митника, которому сейчас 44 года. Супруги живут в Манхэттене, и разводятся, деля имущество и активы общей стоимостью больше 20 млн долларов. Недовольный ходом развода и поведением зятя, Анатолий Потик решил убить Олега Митника, для чего обратился к Борису Найфельду, очевидно помня его старые подвиги, и заказал зятя за 100 тыс. долларов.
Опять же якобы, Биба прикинул, что к чему, и решил заработать не убийством, а «постановкой» убийства. Он связался с Котлярским, с которым вступил в «преступный сговор с целью вымогательства». Ставший «Посредником» Котлярский 31 октября прошлого года встретился в бруклинском ресторане с «Жертвой» Митником и рассказал ему о заказе на его убийство. Тогда же Котлярский сообщил, что знает «Киллера» и может устроить встречу с ним. Олег Митник согласился и тогда же сообщил об этом в ФБР. Всё дальнейшее походило под контролем агентов бюро и детективов полиции, Митник являлся на встречи с потайным диктофоном, а его телефонные разговоры с «Киллером» и «Посредником» перехватывались.
3 декабря 2015 года Олег и Ронит Митник встретились со своими бракоразводными адвокатами; Анатолий Потик присутствовал на этой встрече и в тот же день улетел в Москву, а Митник встретился с Котлярским в бруклинском ресторане. Их разговор был записан, и «Посредник» Котлярский сказал «Жертве» Митнику, что его «Заказчик»-тесть нашел «Киллера», который сейчас в Москве, а Потик полетел туда, чтобы окончательно договорится об убийстве. На следующий день Котлярский повторил это Митнику, а ФБР установило, что Потик действительно прибыл в Москву и 4 декабря остановился в гостинице. Добавлю, что к тому времени Олег Митник не знал, что «Киллер» – Борис Найфельд, который после освобождения из тюрьмы находится под надзором и ни в какую Москву попасть не мог.
Из перехваченного 7 января 2016 года телефонного разговора «Жертвы» с «Посредником» агенты ФБР узнали, что на следующий день Митник может встретиться с Найфельдом и решить проблему, но может и отказаться от встречи, подставив себя под пулю. Котлярский сказал Митнику, то если он договорится с «Киллером», тот не возьмет у Потика деньги и пошлет его куда подальше. 8 января Котлярский и Найфельд приехали на встречу с Митником в другой бруклинский ресторан, где также присутствовал «Родственник» Бибы.
Котлярский представил Найфельда Митнику и отсел за другой стол к «Родственнику», а беседа «Жертвы» и «Киллера», по данным наружного наблюдения, длилась примерно два часа. Найфельд рассказал Митнику, что Потик уже перевел ему 50 тыс. долларов аванса за убийство, но Биба уточнил, что убийц будет двое, поэтому заказ стоит не 100, а 250 тысяч долларов. Участники этой встречи разъехались – Митник в своей машине, «Родственник» в своей, а «Посредник и «Киллер» во внедорожнике Котлярского.
Следующая встреча «Киллера», «Посредника» и «Жертвы» состоялась 11 января в другом бруклинском ресторане, где снова был «Родственник» Бибы, с которым Котлярский ушел в другой ресторан через дорогу. Биба сказал Митнику, что вернувшийся из Москвы Потик звонил ему, что они встретились, и очень хорошо, что «Посредник» Котлярский вовремя вмешался в это дело. Найфельд предложил Олегу Митнику заплатить за свою жизнь 125 тыс. долларов, из которых 50 тысяч отдать до 15 января. 14 января Митник встретился с Найфельдом в ресторане, где они беседовали в первый раз и, по указанию агентов ФБР, попросил Бибу доказать, что заказ на его убийство отменен.
Тогда же Митник набрал на своем мобильнике номер Анатолия Потика и передал трубку Бибе, который четко и ясно сказал Потику: «Забудь о своем зяте»,.. «я получу с тебя все до копейки»… и «скоро увидимся». Тогда же Олег Митник выписал и подписал чек своей корпорации на 50 тыс. долларов без указания получателя и вручил его Борису Найфельду, который вышел из ресторана и был арестован. При аресте Биба нецензурно выругался и порвал чек. Вскоре к ресторану подъехал Котлярский, которого тоже арестовали.
20 января с агентами ФБР связался «Родственник» Найфельда, который сообщил, что у него есть аудиозапись беседы Бибы с Потиком, когда Потик предложил Бибе деньги за убийство Митника. «Родственник» согласился передать эту запись ФБР, пояснил, что она хранится у его адвоката во Флориде, и сообщил данные этого адвоката. 21 января агенты ФБР установили, что в 7.36 вечера Анатолий Потик с супругой заказали билеты на международный авиарейс из аэропорта Кеннеди с вылетом в 11 часов вечера. Потика арестовали в аэропорту перед посадкой, а на следующий день флоридский адвокат «Родственника» передал агентам бюро запись разговора «Киллера» Найфельда с «Заказчиком» Потиком.
Его адвокат Роберт Стал сказал газете New York Post, что «когда станут известны подлинные факты, некоторым из тех, кто сегодня дает показания, самим придется защищаться». Адвокат Тони Мирвис, который защищает Котлярского, и Джонатан Марвинни, адвокат Найфельда, от комментариев отказались. Об Анатолии Потике, которого обвиняют в организации заказного убийства и будут судить отдельно от вымогателей, известно, что 14 ноября 1986 года он был освобожден из федеральной тюрьмы, где сидел неизвестно за что.
Автор: Александр Грант, rusrek.com
Tweet