ЗАПОРОЖСКИЙ СЛЕД

В расследовании дела об убийстве криминального авторитета Валерия Прыщика появились новые и весьма интересные обстоятельства. «УК» уже писала о том, что был найден возможный изготовитель оружия, из которого был убит Прыщ. Это некий «оружейник Шульц», в миру Мельниченко. Покупателем оказался некто Ноздрин – криминальный персонаж из города Запорожье. Ноздрин был арестован две недели тому назад.Из имеющихся у следствия сведений выходит, что непосредственным исполнителем «заказа» на Прыща был некий «Сокира», запорожский авторитетный киллер, в миру – Сокира Александр Павлович, 1961 года рождения. Нужно заметить, что Сокира – киллер не простой. Он весьма серьезно «поднялся» на контроле над известной Запорожской «свалкой» и является одним из серьезных авторитетов этого города. Как правило его сопровождает пара телохранителей. Сокира принимает разные «заказы», но исполняет лишь особо важные. По слухам у него имеется целая бригада специалистов по «мокрому» делу.

Сокиру в течение прошедшего месяца оперативники пытались взять дважды. И оба раза неудачно. Один раз он ночью выскочил на улицу и умчался на автомашине. Через несколько дней опера засекли Сокиру в доме его любовницы. Примечательно, что и в этот раз Сокиру догнать не смогли.

О том, где сейчас находится запорожский киллер – существует две версии. По одной – он прячется где-то во Львовской области, по другой – отправился в Киев.

Стоит заметить, что особенностью запорожских бандитов издавна была отчаянная «безбашенность». К примеру, тот же широко известный в Запорожье Сокира вместе со своим напарником и другом «Сомом» (Самусевым) уже несколько лет терроризируют руководство металлургических предприятий города, отнюдь при этом не опасаясь сотрудников правоохранительных органов. Злые языки утверждают, что безнаказанность запорожских бандитов объясняется тем, что «менты» с ними в доле. Цель террора в отношении заводчан– металл. Директору завода просто говорят: «Завтра ты вывезешь в утиль 20 тонн нержавейки, содержание никеля должно быть столько-то». И вечером директор действительно вывозит чудненький «сляб», который может стоить десятки тысяч долларов.

Известно, что Сокира и Сом в начале своей «трудовой» биографии работали под крышей некоего «Попа». Когда между ними возник конфликт, крутая парочка просто вывезла свою «крышу» за город. Где в интимной обстановке «Попа» убили, а тело его сожгли в чистом поле. Затем Сокиру и Сома, якобы курировал известный авторитетный Николаевский вор «Лапа», в миру Лапюк. Однако, вскоре и «Лапа» скоропостижно скончался от нескольких пулевых ранений. Сейчас безбашенная парочка работает в тесном контакте с запорожской группировкой «Лысых» и с вышеупомянутым «Ноздрей» — Ноздриным.

Сокира и Сом стали известны за пределами родного Запорожья после скандала с бизнесменом Григоришиным. Поговаривают, что Сокира и Сом, вкупе с неким Сергеем Шереверей должны были по заказу Григоришина «исполнить» Игоря Суркиса.

Как бы то ни было, но достоверно известно одно – Сокира и Ноздря уже давно и тесно «сотрудничают» с некоторыми из акционеров рынка «Троещина». Причем, по версии наших источников, «сотрудничество» это якобы кончилось не только убийством Валерия Прыщика, но и «заказом», пока не исполненным, на брата Прыщика – Игоря Цишковского. Причина «заказа» — несогласие Цишковского на продажу рынка некоему «неизвестному» покупателю.

Ходят также упорные слухи о том, что в планы одного из акционеров рынка входит завладение контрольным пакетом акций «Троещины», продажа рынка и вложение средств в «свалочный» бизнес в Запорожье. Якобы именно такой была цена за убийство Валерия Прыщика, и таковы были планы «заговорщиков».

На «свалочном» бизнесе, пожалуй, стоит остановиться подробнее.

Вот что писал в свое время сайт “Укринформбюро”:

«Балка Средняя. Полигон шлаковых отвалов Днепровского промышленного комплекса. 230 гектаров земли с 1937 года – место захоронения отходов четырех крупнейших предприятий города: “Запорожстали”, “Днепроспецстали” “Запорожского завода ферросплавов” и “Запорожкокса”. Участки заводов заполнены: “Запорожсталью” и ферросплавным – на 90%, “Днепроспецсталью” – на 70%, “Запорожкоксом” – на 50%. Наиболее ценный участок балки, по мнению специалистов и “старателей”, находится у “Днепроспецстали” (отвалы с максимальным содержанием металлов и сплавов). Содержание металлов в шлаках в среднем – 6-7%, но есть зоны, где концентрация искомого превышает 20%. В СМИ (без ссылок на компетентные источники) фигурирует цифра в 37,4 млн тонн накопленных металлургических отходов. В пресс-релизах гособладминистрации времен губернатора Алексея Кучеренко (2000-2001 гг.) сообщается иная цифра – до 300 млн. тонн.

Первыми, кто положил начало “черной археологии” в балке в промышленном масштабе, были представители местной азербайджанской диаспоры. “Озадаченные” ими бомжи организованно приступили к извлечению кусков металла с последующей его сортировкой и сдачей “в утиль” еще в начале 90-х. Но “тему” быстро “пробил” местный криминалитет, изгнавший кавказцев, как утверждают летописцы промысла, не без помощи правоохранительных органов. Работа в отвалах закипела с новой силой, о чем свидетельствовал быстрый рост (счет пошел на десятки) пунктов про приемке лома металлов на прилегающих к свалке территориях.

О прибыльности бизнеса и его богатом потенциале свидетельствуют факты, приведенные еженедельником “Зеркало недели”: теневые “генералы” шлаковых карьеров, будучи не в состоянии самостоятельно “освоить” все богатство промыслов, уже в наши дни сдавали “прииски” в аренду всяк желающему: “всего” за $1 тысячу бригада из трех-пяти человек получала право на четырехчасовую(!) эксплуатацию “месторождения”.Еще от $40 до $90 – такса “старшему” за допуск в зону раскопок грузовика и выезд его с территории (“ЗН”, №40, 2002 г).

О масштабности и прибыльности бизнеса можно судить лишь по косвенным признакам. Например, в украинском интернете можно найти весьма любопытные предложения:

Продаю отходы литейных производств с содержанием стали марки 12Х18Н10Т(Ni+- 2%), 5-80% по цене $70 за тонну, из отвала “Днепроспецстали”, Г.Запорожье. Кол-во поставляемого товара 600 тонн в месяц. ООО “Алмекс”.

Звонок на фирму по указанным здесь же, в объявлении, телефонам мог значительно расширить интересующемуся спектр предлагаемых поставок: “А вам какая сталь? Больше хрома? Никеля?” и т.д. Нынешней “золотой лихорадке” способствовало былое несовершенство металлургического производства: не получилась сталь нужной редчайшей марки, сорвалось что-то в технологическом процессе – и ее прямо из печи в отвалы. Находка именно таких “самородков” подогревает и без того не малый ажиотаж старателей. А предпочтительность отвалов “Днепроспецстали” перед соседними отвалами “Запорожстали” кроется в совковом сокращении “спец”. Именно первое предприятие, крупнейшее в СНГ и единственное такого профиля в Украине, освоило за свою историю выпуск свыше 800 марок стали с высоким содержанием легирующих добавок: меди, хрома, кобальта, никеля, цинка, молибдена и т.д. Именно в то благословенное время – средина 90-х – наступило шаткое равновесие в стане как самих разработчиков залежей, так и их патронов, “крышующих” оригинальный бизнес. К числу последних местная пресса намеками относила и высокопоставленных правоохранителей, и отцов местного криминалитета. Не называя, правда, фамилий.» Следует заметить, что в настоящее время в Запорожье работает целая следственная комиссия, которая занимается именно проблемами «свалки».

Но хватит о свалке. Куда интереснее, смогут ли украинские правоохранители за почти год, который прошел со времени убийства Валерия Прыщика, наконец раскрыть это дело? Честно говоря, несмотря на то, что уже известен и заказчик и исполнитель и организатор этого преступления – в успешность раскрытия все равно не верится. Хотя бы потому, что заказчику так до сих пор ничего и не предъявлено и он, похоже, чувствует себя в полной безопасности. Потому, что того же Сокиру дважды упускали. И он, вполне вероятно, находится сейчас в Киеве, и возможно,готовится к очередному «исполнению».

Станислав Речинский, «УК»

You may also like...