Шестнадцать американских разведок
В отличие от европейских стран, имеющих две-три самостоятельные спецслужбы, в Соединенных Штатах их множество. В этих ведомствах работают десятки тысяч специалистов, они обходятся американским налогоплательщикам в десятки миллиардов долларов. Совокупный бюджет разведывательных и контрразведывательных органов США, пожалуй, превышает аналогичный показатель всех таких же учреждений государств – союзников Вашингтона вместе взятых. Впрочем, читатель наверняка встречал в различных печатных СМИ упоминание о так называемом «разведывательном сообществе» Америки, хотя вряд ли имеет полное представление о том, сколь оно разветвленное.
Два года тому назад вступил в силу закон «О реформировании американской разведки», которым предусматривалась крупнейшая за последние 50 лет реорганизация разведсообщества США. Теперь руководителем всех 16 входящих в него спецслужб и координатором их деятельности стал директор национальной разведки.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
Пожалуй, наиболее часто упоминается в журналистских материалах Центральное разведывательное управление США. Оно включает четыре главных управления: информации, науки и техники, административное и тайных операций. Кроме того, в его составе есть еще более 10 отдельных подразделений обеспечения деятельности спецслужбы в целом.
Штаб-квартира ЦРУ находится в расположенном рядом со столицей США городке Лэнгли. Общая численность постоянного состава 17–18 тыс. служащих, а с учетом лиц, работающих по контрактам открыто и нелегально, – более 40 тысяч. Бюджет у него засекречен.
Подготовка сотрудников ЦРУ ведется на армейской базе Кэмп-Пири (штат Вирджиния) и в учебном центре в Харвей-Пойнт (штат Северная Каролина).
Восемь отдельных разведывательных структур принадлежат Пентагону. Ими руководит заместитель министра обороны по разведке, который, однако, лишен права вмешиваться в их конкретную деятельность. Такое может себе позволить только сам министр. Согласно сведениям, недавно опубликованным в газете «Вашингтон пост», на долю Пентагона приходится около 80% из 45 млрд. долл., выделяемых ежегодно на разведку.
Разведывательному управлению Министерства обороны (РУМО) принадлежит ведущая роль в военной составляющей американского разведсообщества. Директор РУМО подчинен шефу Пентагона. Штаб-квартира управления находится в знаменитом здании-«пятиугольгике» в Вашингтоне, однако часть его подразделений размещена в других местах США.
В состав РУМО входят четыре отдельные спецслужбы и семь директоратов: агентурной разведки, инструментальной и технической разведки, аналитический, информационный, административный, разведобеспечения, людских ресурсов. В центральном аппарате, по неофициальным данным, служат около 8 тыс. офицеров и сержантов. Общая же численность персонала РУМО превышает 10 тыс. человек, из которых более 5 тыс. офицеров постоянно работают за рубежом.
Министру обороны подчиняется также директор Агентства национальной безопасности (АНБ), которое является самой крупной из американских разведслужб. Оно занимается контролем телеэфира, телефонных, компьютерных, факсовых аппаратов, радаров и любых других излучающих систем. Вторая группа задач АНБ – обеспечение безопасности линий связи, закрытой переписки государственных учреждений, расшифровка и разработка шифров.
В АНБ входят три основных подразделения: Управление радиоразведывательных операций, Управление защиты коммуникаций и Управление научных исследований.
Подготовкой кадров занимается Национальная школа криптологии. Численность персонала АНБ точно неизвестна, но, по данным американской печати, превышает 120 тыс. человек. Из них примерно 25 тыс. человек работают в центральном аппарате, остальные – в основном военнослужащие – на объектах по всему миру. Количество таких объектов, по разным сведениям, – сегодня свыше 4 тысяч.
МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ
А вот названия этих американских спецслужб и в отечественных, и в зарубежных СМИ встречаются крайне редко.
Национальное управление геопространственной разведки (УГР) предназначено для картографического и навигационного обеспечения войск, оценки информации по региональной геоситуации, координатам объектов и целей, оценки последствий стихийных бедствий и катастроф на планете. Штат персонала УГР около 10 тыс. офицеров и вольнонаемных служащих.
Национальное управление воздушно-космической разведки (УВКР). Его директор подчиняется министру обороны, но основные задачи УВКР определяет директор национальной разведки. Численность персонала УВКР в прошлом году составляла 25 тыс. человек, бюджет оценивался в 7–15 млрд. долларов, что составляет львиную долю ассигнований на разведку. Это ведомство обеспечивает запуски спутников-шпионов, их функционирование на орбитах, проектирование, координацию программ изготовления и закупки ракет-носителей и космических разведчиков.
Именно они, совершенствуясь на протяжении более 40 лет, позволили спецслужбам США в определенной мере возместить недостаток информации, связанный с ничтожной численностью агентов-нелегалов. По фотографиям, полученным из космоса, можно определить большинство деталей оперативной обстановки, в том числе – имеющих стратегическое значение.
Командование разведки и безопасности армии США является основным органом по добыванию и обработке сведений для сухопутных войск. Оно ведет агентурную, оптическую и радиоэлектронную разведку в звене дивизия–корпус. В состав командования входят четыре бригады и восемь отдельных групп военной разведки, служба информационных наземных операций, национальный разведцентр, другие структуры и подразделения. Численность личного состава – 11 тыс. военнослужащих. Штаб-квартира командования находится в Форт-Хуачука (штат Аризона), его бюджет, по неофициальной оценке, – до полутора миллиардов долларов.
Разведывательное управление военно-воздушных сил отвечает за оперативное руководство всеми видами космической, воздушной и наземной разведки ВВС. Оно также занимается радиоэлектронной борьбой, изучением обстановки в различных регионах планеты с помощью средств ВВС, в интересах этого вида вооруженных сил США. Штаб-квартира управления находится на авиабазе Келли (штат Техас). Общая численность личного состава – более 13 тыс. военнослужащих. Бюджет оценивается в 2 млрд. долларов.
Разведывательное управление военно-морских сил отслеживает дислокацию и деятельность ВМС иностранных государств и собирает информацию об их береговой инфраструктуре. В последнее время на него возложена также функция разведки деятельности террористических организаций в прибрежной полосе и на акватории Мирового океана. Штаб-квартира управления функционирует в городе Сьюленд (штат Мэриленд). Общая численность личного состава – около 16 тыс. военнослужащих и гражданских сотрудников. Бюджет оценивается в 1,5 млрд. долларов.
Разведывательный центр морской пехоты состоит из разведотдела в штабе корпуса МП и трех разведподразделений в экспедиционных дивизиях. Основной задачей центра является обеспечение боевых операций соединений и частей морских пехотинцев. Начальник подчиняется коменданту (командиру) корпуса МП. Сведений о численности и бюджете разведцентра в открытой печати нет.
Отдел разведки штаба Береговой охраны (БОХР) отвечает за сбор информации, относящейся к охране морских рубежей США. Береговая охрана организационно входит в состав Министерства внутренней безопасности (МВБ) и является военизированной структурой, которая борется с нелегальной эмиграцией, контрабандой, в первую очередь – наркотиков, с экологическими преступлениями в прибрежной зоне и морским терроризмом. В этом плане отдел разведки БОХР основную часть своего времени уделяет контрразведывательной работе.
Управление анализа информации Министерства внутренней безопасности (МБВ) – основной орган, отвечающий за информационное обеспечение реализации программ защиты важнейших объектов инфраструктуры МВБ. Особое внимание уделяется защите компьютерных сетей США. Более половины сотрудников управления выполняет задачи контрразведывательного плана. Непосредственно же разведывательной работой занимается лишь отдел анализа информации.
Разведывательное управление Федерального бюро расследований создано в 2005 году. Оно призвано обеспечивать информацией выполнение операций, проводимых подразделениями ФБР и координировать всю разведывательную деятельность в рамках Министерства юстиции, куда входит и бюро. Таким образом, кроме функций политической полиции, федерального уголовного розыска и федеральной контрразведки, у ФБР появилась задача чисто разведывательного характера, что не может не усложнить общую эффективность работы этого ведомства. Численность персонала разведуправления неизвестна.
Контрразведывательные функции в составе ФБР выполняет Главное управление по борьбе с терроризмом. Несмотря на то что титул головной структуры по борьбе с этим злом на американской территории были возложены на ФБР еще в 1982 году, самостоятельное подразделение для выполнения таких задач было создано совсем недавно: в 1999 году его выделили из состава другого органа, а в полную силу оно начало действовать лишь за полтора года до «черного вторника». Естественно, ни опыта, ни должного числа агентов это подразделение к тому времени не обрело.
В составе управления два отдела. Один – по борьбе с международным терроризмом, другой – с внутренним. Еще два отделения ведают защитой инфраструктуры и частных владений граждан от террористов.
Остальные девять главных управлений ФБР к контрразведке и борьбе с терроризмом отношения не имеют. Естественно, изобилие столь различных задач не может не размывать направленность деятельности ФБР на решение проблем, от которых зависит жизнеспособность государства. А самой серьезной из них, безусловно, сегодня является борьба с терроризмом, в первую очередь – исламским. Она встала на повестку дня еще в начале 1990-х годов, казалось бы, за 16 лет четко определилась острейшая необходимость сосредоточить основные усилия ФБР именно на данном направлении. И в первую очередь – создать самостоятельную структуру. Но этого-то и не произошло.
Всего же чисто контрразведывательные задачи в бюро в 2006 году решали около 2100 сотрудников, то есть не более 6% личного состава. Малочисленность контрразведывательного подразделения ФБР свидетельствует о недооценке важности непосредственной борьбы с террористическими ячейками на территории США.
Управление разведки и исследований Государственного департамента организационно входит в состав внешнеполитического ведомства США. Оно ведет досье на основных политических, военных, общественных деятелей, выдающихся ученых и конструкторов большинства стран планеты. Управление обеспечивает информацией центральный аппарат Госдепа и американские дипломатические миссии. В свою очередь, управление собирает сведения от зарубежных органов Госдепа, анализирует их и в обработанном виде распространяет в центральном аппарате и в посольствах. В 2006 году аппарат управления насчитывал около 500 сотрудников.
Разведывательно-аналитический отдел Министерства финансов США организационно входит в состав Управления по противодействию финансирования терроризма, которое было образовано в составе Минфина в 2004 году. В отличие от имеющихся в структуре министерства подразделений, ведущих расследование преступлений на американской территории, отдел занимается исключительно иностранной составляющей финансовой безопасности США.
Разведывательный отдел Министерства энергетики осуществляет сбор политической, экономической и научно-технической информации о состоянии дел в международной, в первую очередь – ядерной, энергетике, отслеживает поставки химических и технологических компонентов ядерного оружия в страны третьего мира. Отдел накапливает и анализирует информацию о деятельности зарубежных организаций и государств в области ядерной энергетики, ведет работу по оценке их возможностей создания ядерного оружия. Он также контролирует работу и безопасность главного российского хранилища ядерных материалов, построенного на Южном Урале. Штат отдела в 2006 году насчитывал более 500 сотрудников.
Разведывательный отдел Управления по борьбе с наркотиками создан в 2006 году и стал 16-м членом разведсообщества США. На него возложены задачи добывания информации о деятельности наркобизнеса, местонахождении основных центров производства, хранения и транспортировки наркотиков. Само управление организационно входит в состав Министерства юстиции, имеет 19 территориальных отделений в крупнейших городах Соединенных Штатов и около 50 представительств в различных странах мира. Теперь в этих отделениях и представительствах работают и сотрудники разведотдела.
УСПЕХОВ ПОКА НЕ ВИДНО
Итак, в результате последних реформ разведсообщества США изменения коснулись в основном числа спецслужб – к уже существовавшим прибавилось еще три. Кроме того, добываемая в ведомственных разведках информация теперь должна поступать в аппарат директора национальной разведки. Там она анализируется и в обобщенном виде передается директору. Ему надлежит оценить важность полученных сведений и доложить главные президенту США. Считается, что такой порядок существенно сократит возможность принятия ошибочных решений.
Вместе с тем в самое последнее время этой суперсложной структуре американской разведки не удалось своевременно определить уровень готовности Северной Кореи к ядерным испытаниям, оценить боевые возможности «Хезболлах», а также снабдить руководство США достоверной оперативной информацией о силах и планах боевиков в Ираке и Афганистане. По оценке ведущих аналитиков Лондонского института стратегических исследований, это происходит из-за невозможности обеспечить полноценное, а главное – своевременное использование данных, полученных таким большим числом разведорганов.
Неправильным также является выбор основных средств сбора информации. До сих пор почти вся тяжесть наблюдения за объектами и событиями переложена на технические средства разведки. А такого рода односторонность не позволяет постигнуть суть глубинных процессов в закрытых структурах тоталитарных режимов и – особенно – террористических организаций. Там, где правят диктаторы и лидеры экстремистских структур, только глубоко внедренная и законспирированная агентура способна разобраться в ситуации, определить размеры основных угроз и своевременно предупредить о конкретной опасности.
Марк Штейнберг , независимый военный эксперт, НВО