Играет ли роль одежда обвиняемого в зале суда
Размышления главного критика моды The New York Times на фоне дела против крупной русской мошенницы Анны Сорокиной, действовавшей в США. 25 апреля в США признали виновной мошенницу из России Анну Сорокину, которая несколько лет жила под вымышленным именем Анна Делви и украла по меньшей мере 200 тысяч долларов у друзей и банка. История Сорокиной привлекла мировой интерес: Netflix объявил о планах снять фильм по мотивам её жизни, а судебный процесс над ней быстро превратился в реалити-шоу.
Как у героев любого шоу, у Сорокиной был свой стилист. Он подбирал ей наряды на процесс, которые потом попадали в отдельный аккаунт в Инстаграме для «судебной одежды» мошенницы. Но такое появление — это не уникальный метод Сорокиной, а давняя традиция американских звёзд. О значении этого метода в борьбе за внимание в зале суда размышляет главный критик моды в The New York Times Ванесса Фридман.
На судебное слушание 24 апреля Сорокина пришла в белом платье чуть выше колена с V-образным вырезом, чокером и распущенными волосами. На следующий день, когда её признали виновной, она встретила эту новость в Верховном суде в лёгком чёрном платье с волосами, забранными на затылке. За время суда она сменила множество нарядов, каждый из которых был подобран со вкусом и знанием толка.
Большую роль в этом сыграла профессиональная команда юристов девушки, которая незадолго до суда присяжных начала планировать её облик. Адвокат опасался, что стандартная тюремная одежда на девушке создаст ей облик виновной и лишит возможности повернуть дело в свою сторону. По задумке, Сорокина должна была появляться в зале суда на высоких каблуках, но власти этого не разрешили, посчитав, что шпильки можно использовать как оружие.
За обликом девушки стоит стилист Анастасия Уокер, которая работает с актрисой Кортни Лав, исполнителями T-Pain и G-Eazy. Она воспользовалась одеждой из домов высокой моды, в том числе Saint Laurent, Wolford и Chloé.
На первый взгляд кажется, что одежда обвиняемого в зале суда не играет роли, но это не так. Бывший советник Дональда Трампа по имени Роджер Стоун, обвинённый в нарушении запрета о неразглашении информации, прямо говорил о важности облика на процессах.
Как считает критик моды Ванесса Фридман, Сорокина — это лишь одна из «моделей» судебных показов в США. Параллельно с её делом внимание прессы сконцентрировано на основательнице компании Theranos Элизабет Холмс, которая благодаря своему облику и дару убеждения годами обманывала инвесторов ради своего несбыточного проекта.
Во времена восхождения своей компании она почти всегда появлялась на публике в чёрной водолазке, копируя облик Стива Джобса, но на свежих кадрах она одета в светло-серый брючный костюм и светло-синюю рубашку с белым воротничком. «Она изменилась! Буквально. Перешла с тёмной стороны на светлую», — иронизирует Фридман.
Другой пример с рэп-исполнительницей Карди Би, которая прибылав суд по делу об участии в драке в длинном белом платье без рукавов и широких брюках с приглаженными волосами. При этом в своих клипах она использует агрессивный и вызывающий образ.
Но у такой стратегии бывают просчёты. Как писал New York Post, в один день Сорокина отказалась присутствовать на процессе, потому что ей не понравился подобранный для неё наряд. В ответ судья обязал девушку появиться, отметив, что она слишком переживает из-за своего внешнего вида. Облик девушки действительно являлся одним из её главных приёмов манипуляции. Как писал GQ, ещё на свободе Сорокина, родившаяся в Подмосковье в год развала СССР, с помощью одежды создала себе в США образ богатой и зажиточной девушки.
Размышляя о попытке россиянки манипулировать судом, Фридман вспоминает, что этим же с давних пор пользовались американские звёзды. В 2002 году актриса Вайнона Райдер пришла на суд по делу о магазинной краже в «консервативном, но шикарном наряде», как описывали это в The New York Times.
В 2004 году бизнесвумен Марта Стюарт появилась на процессе по обвинению в мошенничестве с дамской сумкой торговой марки Hermès, стоимость которой варьируется от шести до 80 тысяч долларов. Фридман считает, что так женщина хотела убедить собравшихся в своей репутации и финансовом благополучии. Но люди увидели в этом ещё одно доказательство «вредного» богатства Стюарт. В тюрьме она отсидела пять месяцев.
Хотя Сорокину признали виновной, в каком-то смысле её меняющийся облик в зале суда сыграл свою роль. В материале GQ, названном «Судебный процесс стал последней возможностью Анны Сорокиной поиграть в переодевания», автор Рейчел Ташджиан указывает на наличие у девушки группы поддержки. «Я шокирована количеством людей, которые хвалили Сорокину за её стиль словно светского Робин Гуда». Последнее замечание особенно верно — сторонники и сочувствующие девушке оправдывают её действия тем, что она крала у богатых, а не у бедных.
Показательно и появление в Инстаграме фанатского аккаунта, посвящённого нарядам, которые Сорокина носила в зале суда. На профиль подписано чуть больше шести тысяч человек, а фотографии в среднем набирают десятки одобрительных комментариев. Пока такой способ фиксировать «судебные наряды» в соцсетях только зарождается, но, скорее всего, не закончится на одной лишь Сорокиной.
В каждом из этих случаев обвиняемые претерпевали какие-то изменения перед залом суда, используя различные архетипы женственности, которые ассоциировались с мифологическими образами невинности, молодости, чистоты, трудолюбия, хороших манер, уважения к суду и понимания серьёзности ситуации. […]
Суть заключается в том, чтобы с помощью визуального образа противодействовать любой картине, которую создают о человеке: «Как может тот, кто выглядит так, сделать что-то подобное?»
9 мая Сорокиной вынесут приговор, ей грозит до 15 лет тюрьмы.
Пересказ и адаптация: Roman Persianinov; TJOURNAL
Tweet