Детки без клетки. Сыновья авторитетов 90-х контролируют российский интернет и питерскую недвижимость
В первые годы реформ существовало два взгляда на эволюцию новорусского криминального бизнеса. Либералы считали, что как бы не были дики и преступны первопроходцы отечественного капитализма, их отпрыски, отправленные тщеславными папашами в Оксфорд и Кембридж, вырастут совсем другими людьми и превратят страну в оплот цивилизации и гуманизма. Граждане коммуно-патриотической ориентации мрачно возражали, что, мол, яблочки от яблони недалеко падают. Прошли годы, и, проследив судьбу детей влиятельных ранее судимых петербуржцев, можно подвести некоторые итоги.
Михаил Мирилашвили («МММ») вместе с родственником Мишей Мирилашвили
В Интернете наибольшую известность среди наследников богатых питерских сидельцев завоевал 25-летний Вячеслав Мирилашвили. Его отец, Михаил Мирилашвили, известный в авторитетных кругах, как Миша Кутаисский, получил 8 лет за организацию похищения двух мелких бандюганов, которых впоследствии прикончили неизвестные, а до того прославился не только в бизнесе, но и в общественной жизни.
Контактный Мирилашвили
Вступив в Российский Еврейский Конгресс, будущий узник вскоре стал заместителем председателя РЕК Владимира Гусинского, а его компания «Русское видео» заняла в Питере ту же нишу, что и гусинское НТВ на федеральном уровне. На фотографиях тех лет Михаила Михайловича можно было увидеть рядом со многими известными либералами от Галины Старовойтовой до Аслана Масхадова. Когда «МММ» отправили за решётку, среди защитников медиа-мецената обнаружились Михаил Боярский и Александр Розенбаум.
Пока Мирилашвили-старший топтал зону, закончивший элитный американский вуз «Tufts University» Мирилашвили-младший смело осваивал новейшие сферы электроники. Фамилию отца связывали главным образом со знаковыми предприятиями игорного и торгового бизнеса, вроде универмага «Гостиный Двор» и казино «Конти».
Сын выступил в качестве учредителя самой популярной русскоязычной социальной сети Вконтакте.ру, располагая 60% уставного капитала (владельцем ещё 10% числился отбитый у похитителей дедушка). Личная анкета Вячеслава зарегистрирована на сайте Vkontakte.ru под «золотым» номером 3. Это при том, что к началу нынешнего года портал насчитывал более 23 миллионов подобных анкет. Авторитетный номер 68 зарезервирован молодой российской израильтянкой Викой Мирилашвили (девичья фамилия – Мичаели).
Впрочем, появлялась информация, что выпускник «Tufts University» решил дистанцироваться от своего проекта. Права собственности на сеть Вконтакте.ру якобы формально переданы бывшему сподвижнику Ходорковского Юрию Мильнеру и директору компании NCH Advisors Григорию Фингеру.
Не менее перспективным выглядит для семей ного бизнеса ООО «Пассажир-ТВ», где Мирилашвили-младшему также принадлежал контрольный пакет. Предприятие, ныне переименованное в «Первое популярное телевидение» (PR ПTV) приобрело более тысячи мониторов в петербургских автобусах, закрепив за собой этот вид рекламы. В течение всего рабочего дня пассажиры могут любоваться роликами вперемешку с мультфильмами, и даже те, кто не смотрит на экран, всё равно слышат настойчивые призывы купить продвигаемый товар. Согласно прогнозам двухлетней давности, оборот компании Вячеслава Мирилашвили должен был превысить 10 миллионов долларов. Однако, по имеющимся данным, кризис изрядно скорректировал эти радужные мечты. Впрочем, вышедший недавно на свободу папа, если понадобится, наверняка поможет.
Муниципальный Ефимов
В 1990-е годы Александра Ефимова, среди петербургских «тамбовцев» более известного как Фима-банщик, упоминали немногим реже, чем таких основоположников жанра, как Кум или Костя-Могила. Начинал Александр Евгеньевич скромно – буфетчиком в кинотеатре «Охта» и сантехником в бане №25 (отсюда и прозвище). Вскоре ленинградский ремонтник душей и унитазов стал фактическим хозяином Красногвардейского района. Как ранее писали в прессе, под крышей его охранного предприятия «Скорпион» одно время находилось целых 88 объектов. В отличие от либерала Мирилашвили господин Ефимов считался убеждённым национал-патриотом, держал дома иконы и любил появляться на публике в форме генерала неведомых войск.
Александр Ефимов («Фима Банщик»).
Со сменой караула в Кремле временно закатилась и звезда Фимы-банщика. В 1999 году ему дали 6 лет за вымогательство, но по причине примерного поведения освободили на 2 года раньше срока. С тех пор Александр Евгеньевич ведёт себя тихо, чего нельзя сказать о его сыне, ставшем известным местным политиком. Сейчас большой авторитет в области тхэквондо Сергей Ефимов – один из влиятельнейших депутатов муниципального объединения «Большая Охта», на территории которого некогда начинал его отец.
Поговаривают, что ни одно важное решение в этих краях нельзя принять без Ефимова-младшего, которому, по слухам, благоволит депутат Законодательного Собрания, профессиональный борец за возрождение дворянства и казачества Игорь Риммер. Правда, раньше в районе регулярно появлялись листки, где против Риммера печатались материалы за подписью близкого к Ефимову-младшему нынешнего председателя муниципального совета «Большой Охты» Николая Паялина. Но теперь конфликт, кажется, исчерпан.
Добиться столь прочного положения Сергею Александровичу было нелегко. В ходе прошлых муниципальных выборов троими гражданами в спортивных костюмах был избит некто Дмитрий Петров, заподозренный в распространении листовок против Ефимова. Ни кастетов, ни бейсбольных бит не применялось, но агитатору столько всего наломали и порвали, что можно предположить хорошее знакомство нападавших с восточными единоборствами – например, с тхэквондо.
Расследование ни к чему не привело. Хотя пострадавший через газету «Тайный Советник» вроде бы настаивал, что один из спортсменов походил на Ефимова, дело спустили на тормозах. Ничем не закончилась и загадочная история с пропажей документов избиркома 14-го округа, где баллотировался Сергей Александрович. Заявив, что победители выдавали избирателям по 200 рублей, часть проигравших кандидатов обратилась в суд. Но член избиркома, доставлявший туда необходимые бумаги, был остановлен неизвестными в милицейской форме. После короткого общения с этими господами документы исчезли, зато муниципал Ефимов-младший остался, проживает вместе с отцом по соседству с семьёй главного «тамбовца» Кумарина-Барсукова и депутатствует вовсю.
Тем не менее, в районе неспокойно. Городские СМИ неоднократно сообщали об угрозах спортивного вида молодых людей местным общественным активисткам Татьяне Красавиной и Алле Луценко. По данным прессы, Ефимова там не было, однако один из «спортсменов» мог напоминать другого влиятельного муниципала Михаила Риммера, приходящегося знатному казаку Риммеру родным сыном.
Строительный Петров
Девять месяцев назад испанская полиция арестовала знаменитых питерских авторитетов Александра Малышева и Геннадия Петрова, а также их многочисленных подельников. Западная пресса стонала от восторга, а назначенный вести процесс судья Балтазар Гарсон гордо объявил о разгроме «тамбовско-малышевского» международного преступного синдиката. Однако, благодаря ошибкам правоохранителей ключевые фигуры из структуры Петрова избежали ареста, и дело застопорилось. Обвинение буксует, а судья Гарсон недавно слёг на больничную койку с медицинским диагнозом «приступ паники».
Сыну арестованного в Испании Геннадия Петрова (на фото) принадлежит половина Петербурга и элитная недвижимость в Москве и Сочи
Если сеньор Гарсон окончательно потерпит фиаско, друзья смогут выйти на свободу с гордо поднятой головой и культурно отдыхать на курортах дальше. Судя по бизнесу, записанному на детей Геннадиоса Петрова (наш земляк жил в Испании по греческому паспорту), достойная пенсия ветеранам первоначального накопления обеспечена.
Ещё в 90-е годы Петров вместе с околожелезнодорожным православным бизнесменом Игорем Найвальтом стоял у истоков создания ЗАО «Балтийская строительная компания». Впоследствии бизнес разделился, часть акционеров организовали холдинговую компанию «Балтийский монолит», соучредителем и председателем Совета директоров которой стал 27-летний Антон Геннадьевич Петров.
На счету «Балтийского монолита» много проектов. В самом центре Москвы его стараниями возведён элитный комплекс «Онегин». На Васильевском острове идёт строительство квартала «Новая история» совместно с ЗАО «Ферро-строй», подконтрольным инвестфонду олигарха Александра Абрамова. Несколько других зданий должны быть возведены на углу проспекта КИМа и Уральской улицы. Неподалёку от Казанского собора гордо блестит стеклянными стенами торговый комплекс «Vanity Opera», а в 2012 году планируется завершить обустройство ультрасовременной гостиницы на Английской набережной.
Общая площадь объектов «Балтийского монолита» в Москве и Петербурге уже превысила 300 тысяч квадратных метров, и это далеко не всё! Например, во Всеволожском районе Ленинградской области концерн уже после ареста Петрвоа-старшего выкупил 22 гектара под жилой квартал «Румболово». Компания также проникла в олимпийский Сочи, где на паях с тем же «Ферро-строем» строится элитное жильё неподалёку от кремлёвской резиденции Бочаров ручей.
Представляется, что Петров и партнёры не просто нацелены на получение крупных строительных подрядов, но мыслят куда более широко. По упоминавшимся в прессе данным ЕГРЮЛ, Антон Геннадьевич проходит в качестве соучредителя ювелирной сети «585» и ЗАО «Бюро техники кондиционирования и охлаждения», специализирующегося на холодильных технологиях.
О последнем предприятии можно судить по присутствию среди его подрядных объектов государственной резиденции К-2 и комплекса зданий Смольного. Интерес к отрасли кажется весьма последовательным, если учесть, что российское ООО «Ремак дистрибьюшн», занимающееся реализацией вентиляторов и другой продукции чешского концерна Remak, тоже включено в сферу интересов Антона Петрова. Равно как и «Северо-Западная инжиниринговая компания», тесно связанная с довольно известной в определённых кругах «Балтийской инжиниринговой компанией».
В то же время нельзя сказать, что деятельность «Монолита» и других структур Петрова развивается без противоречий. Например, непростая ситуация сложилась с домом на Фонтанке, 78, где сейчас находится знаменитое детское издательство «Детгиз». Дочернее предприятие петровского ЗАО «ПетроСтройГруппа» планирует переделать здание под гостиницу, но отношения с трудовым коллективом не складываются. Детгизовцы жалуются на постоянное давление с целью ускорить их переезд. То после шести вечера внутрь не пускают, то электричество вырубят, причём чтобы включили обратно, приходится обращаться непосредственно к губернатору.
А тут ещё всплыла информация, что одним из главных деловых партнёров Антона Петрова по «ПетроСтройГруппе» оказался очень авторитетный бизнесмен и старый друг Петрова-старшего Андрей Ваничев. Он же учредил элитный спортклуб «Ультимэйт» совместно с неким Алексеем Геннадьевичем Петровым 1977 года рождения, параллельно числившимся в руководстве ООО «Зелёная ферма». По данным СМИ, совладельцем последнего предприятия остаётся Антон Петров. Оба молодых однофамильца упомянуты среди аффилированных лиц консалтинговой группы «Балтийские системы управления». Там же можно обнаружить ещё одного авторитетного питерского юриста Артёма Бегуна, которого журналисты информагентства «Вокруг Новостей» называли личным адвокатом Кумарина (впрочем, законовед всё отрицал и даже добился публикации своего ответа).
Можно с уверенностью предположить, что Алексей и Антон Петровы – родные братья. Что касается Ваничева, то в 2005 году на квартире этого видного мецената после дня рождения хозяина был убит и расчленён гражданин Сергей Новичков, причём признанный убийцей кандидат в мастера по боксу Дмитрий Павлов получил всего 3,5 года тюрьмы. Смехотворный срок и ряд нестыковок в материалах дела создают почву для самых смелых предположений.
Если, не дай Бог, у кого-то из детгизовцев начнутся проблемы, СМИ могут попытаться увязать бизнес Петрова-младшего с давними похождениями его отца, дважды осуждённого за убийство Малышева, и других арестованных в Испании россиян. Тем более, связей можно обнаружить немало. Например, учредителем петербургской юридической фирмы «Илвес Профи» наряду с Антоном Петровым стала мама ещё одной жертвы Балтазара Гарсона – испанского узника Леонида Христофорова. Поэтому лучше бы уважаемым строителям не ссориться с тружениками детской литературы, а, как положено по закону, отремонтировать им новое помещение, помочь перевезти пожитки, да и расстаться друзьями.
Уверены, так оно в конце концов и будет. Не зря же знающие люди характеризуют Антона Петрова, как скромного молодого человека, а его отца – как одного из самых даровитых питерских финансистов.
(Публикуется в сокращении. Полный вариант текста напечатан в газете «Наша Версия на Неве», № 69, 23 – 29 марта 2009. Фото «Интерпресс», Фонтанка.ру, Dailymail)
Прасковья Пшеничная, «Наша Версия на Неве»
Tweet