Следствие ведут репортеры
Частные детективные агентства в Киеве оформлены как СМИ. С корочкой журналиста столичные Шерлоки Холмсы могут найти мобилку или проверить порядочность невесты.
Частным сыском в Украине заниматься нельзя, потому что он у нас не легализован, то есть не регулируется никакими законами. Но в сыщики идут люди сообразительные, и они легко нашли выход: регистрируют свои конторы как… средства массовой информации. Практически каждое детективное агентство – это какое-нибудь криминально-аналитическое издание с целым штатом «журналистов»-сыщиков. И работа их – слежка, сбор компромата или проверка информации – по документам значится как «журналистское расследование».
– В своей работе мы пользуемся лишь общедоступными методами, – говорит руководитель «Украинской группы поиска» Алексей Бушаков. – Но наши люди имеют специальную профподготовку и опыт для качественного сбора информации. Половина – бывшие сотрудники МВД, многие учились на следователя пять лет в Академии внутренних дел.
Как сыщики спасали семью от скуки
Впрочем, опыт работы не всегда является страховкой от «проколов». Так, к сыщикам детективного агентства «СБД» на протяжении трех месяцев несколько раз обращалась женщина с просьбой проследить за ее мужем, которого она подозревала в супружеской неверности. Перед каждым заказом говорила, что у нее «предчувствие»: благоверный точно идет к любовнице. Но супруг, находясь под наблюдением, вел себя, как заправский шпион, прошедший разведшколу.
– Ох, и намучил же он нас! – жалуется детектив агентства Владимир Иванов. – Мужчина профессионально запутывал следы, пытался уйти от наблюдения, терялся в толпе, звонил с мобильных телефонов чужих людей, выпрыгивал на ходу из отходящего с остановки автобуса и вытворял прочие «фокусы». Но при этом всегда возвращался домой, супружеской изменой здесь и не пахло.
В конце концов, заказчица призналась, что муж был предупрежден о слежке, да и вся эта «заварушка» для них – любовная игра. Супруги придумали ее после посещения семейного психолога. Со слов женщины, история с детективами укрепила семейные отношения, внесла новизну в отношения.
Найти мобильник? Дешевле купить новый
Часто на помощь сыщикам приходит их милицейское прошлое. Например, найти украденную мобилку для частных детективов не составит особого труда, утверждает сотрудница детективного бюро «Конрад» Евгения Сиверская (фамилия изменена по просьбе Евгении, чтобы бывшие коллеги из МВД не узнали о ее нынешнем месте работы).
– Хозяин приносит нам документы на украденный телефон, мы переписываем его специальный номер, IMEI, а дальше через знакомых в МВД пробиваем его по базе номеров на специальном приборе («сотах») – и вычисляем местонахождение пропажи, – рассказывает Евгения. – За помощь бывшим коллегам отдаем половину гонорара. Если телефон включен, то сразу «светится». После этого остается только приехать на место и изъять пропажу.
Неудивительно, что в милиции не спешат искать украденные мобилки. У знакомой автора этих строк перед Новым годом украли телефон, только-только купленный за 2160 грн. В Оболонском райотделе милиции, куда она обратилась, только пожаловались на маленькие зарплаты и сказали ждать. В частной конторе пообещали разыскать буквально за месяц. Однако стоить такая услуга будет $300, что на $30 дороже стоимости пропажи. Получается, что искать имеет смысл только те телефоны, которые стоят дороже $300.
По словам агента сыска Евгении Сиверской, милиция не находит украденные вещи, потому что не ищет: «Я сама – бывший работник угрозыска. И как расследуются подобные кражи, знаю не понаслышке. У детективов же есть финансовая мотивация – вот и ищут. Если «заинтересовать» милиционеров парой сотен долларов, то стимул к поиску появится и у них, будут искать, – объясняет она.
Невеста из гостиницы
Новые заказы частных сыщиков находят с помощью «сарафанного радио» – через хорошо обслуженных старых клиентов. Рекламируются в основном в «сети» – их можно легко найти в поисковых системах интернета. В каждом таком бюро твердят, что только у них можно получить услуги настоящих сыщиков. А остальные, мол, шарлатаны. Вывод: по общему мнению опрошенных детективов, можно доверять тем конторам, которые легализировали себя, оформив бюро как частное СМИ. Также немаловажно, чтобы в прошлом сыщики были оперативными следователями милиции или адвокатами.
Впрочем, вопреки всем статусам и заслугам, детективам нередко приходится заниматься бытовой слежкой. Это связано с тем, что частным сыщикам закон запрещает расследовать столь серьезные дела, как убийство или вооруженный грабеж. Вот им ничего другого и не остается, как сосредоточить свой пылкий взор на любовных страстях.
Частным детективам «Украинской группы поиска» пришлось проверять невесту заказчика на порядочность. Молодого человека смутил странный график работы невесты – с 6 вечера до 4 часов утра. Парню девушка представилась как менеджер одной из крупных гостиниц столицы. Сыщики поехали в отель, но ни в отделах кадров, ни в штатах обслуживающего персонала компаний, арендующих помещения отеля, девушка не значилась.
– Я обратился за помощью в службу безопасности этого отеля,– говорит сыщик Алексей Бушаков. – В охране нашлись мои бывшие коллеги из МВД, я показал им фотографии девушки, и они тут же ее узнали. Оказалось, она работала в отеле… проституткой. После такой информации свадьба клиента не состоялась.
Двойных агентов разоблачают и увольняют
Впрочем, в последнее время больше любовных проблем киевлян волнуют деловые. Сейчас самые частые клиенты приватных детективных агентств – бизнесмены. Они заказывают проверку своих деловых партнеров на честность. Если в чем-то подозревают, поручают сыщикам провести расследование. Ведется фото- и видеонаблюдение за человеком, проверяются помещения на наличие «жучка». Нередко в ходе расследования обнаруживают «двойных агентов» – работников фирмы, «сливающих» за вознаграждение информацию конкурентам.
– Был у нас случай – одна из крупных киевских фирм (в интересах клиента мы не разглашаем названия) наняла работника, которого со временем стали подозревать в работе на конкурента, – рассказывает сыщик Евгения Сиверская. – Расследовать дело пригласили наших детективов. Мы через свои каналы и связи в разных структурах получили информацию об этом работнике. Оказалось, что он – «засланный казачок» непосредственного конкурента нашего заказчика. Впоследствии его уволили, а фирма сохранила секретную информацию.
По словам Евгении, детективам приходилось заниматься и проверкой подлинности документов – в этом случае детективы-посредники обращаются к графологам.
Нередко богатенькие клиенты требуют провести «прослушку» телефонных разговоров и просмотр корреспонденции конкурента. Близкие к преступному миру бизнесмены вполне серьезно просят вколоть подозреваемому в измене работнику «сыворотку правды». Но, как правило, за такие дела частные детективы не берутся. А вот проверить человека на «детекторе лжи» – всегда пожалуйста.
В прейскуранте сыскных агентств всегда найдется проверка нянь и гувернанток на порядочность. Так детективам из сыскного агентства «Конрад» довелось распутывать следы таинственных любовных писем, которые с постоянной регулярностью приходили супругам с неизвестных адресов. Оказалось, что их домработница – молодая девушка Ирина влюбилась в хозяина квартиры.
Но он был женат. И чтобы добиться его благосклонности, она решила поссорить молодую пару. Для этого Ира взломала электронную почту супругов и начала засыпать их любовными письмами. Жена заподозрила неладное и обратилась за помощью в детективное агентство. Сыщики проследили IP-адрес компьютера, с которого были отправлены письма, и вышли на девушку. После любвеобильная няня получила расчет.
Девушку без адреса нашли по вокзальным видеокамерам
Самая дорогая услуга детективных агентств – поиск человека. Только один день розыска может стоить до $1000. Разыскивают как пропавших детей, взрослых, так и просто людей, с которыми волей судьбы оборвались контакты. Но попадаются и более романтические заказы.
– Был у нас случай под кодовым названием «Девушка без адреса». Молодой парень ехал транзитом через Киев. На столичном вокзале познакомился с девушкой. Погуляв с ней несколько часов, он сел на поезд и уехал домой. Уже в Тернополе понял, что влюбился в девушку с вокзала. Обратился к нам, но ни имени, ни ее адреса парень не знал, – вспоминает агент Евгения Сиверская. – Проанализировав ситуацию, мы решили начать поиск с видеозаписей камер наблюдения, коих на вокзале немало. Всеми правдами и неправдами добывали кассеты за ту ночь.
Просмотрев километры пленок, нам все же удалось найти именно ту, которая зафиксировала заказчика с девушкой. После этого наши поиски немного упростились. По видеокамерам мы проследили путь незнакомки и установили, что она села в поезд на Москву. Узнав это, парень поостыл и отменил дальнейшие поиски. За все про все ему пришлось заплатить 2 тыс. грн и $500.
У детектива – как на исповеди
Частным детективам приходится раскручивать и международные головоломки. Дело в том, что за рубежом компании стараются привлекать официальных блюстителей правопорядка в крайнем случае. Все неурядицы пытаются замять своими силами или, если потребуется, с помощью частных сыщиков. Имидж компании дороже растрат на услуги детективов. К тому же частные конторы умеют держать язык за зубами и им можно доверить разные корпоративные секреты.
Так, в «Украинскую группу поиска» обратились сыщики из Англии. Они просили расследовать страховой случай некоего мистера Майкла Н. Пребывая на украинской земле, он умудрился получить ссадины и переломы, лечение которых обошлось ему в 58 тыс. грн.
– Бедолага то с трапа катера упал и сломал ногу, то ударился при входе в автобус, – поясняет Алексей Бушаков. – По возвращении на родину, когда все травмы по срокам должны были зажить, Майкл выставил страховой компании счет за медобслуживание в украинских клиниках. Наши детективы предъявили копии медицинских справок и чеков за медобслуживание руководству больницы. Там сразу же определили, что документы поддельные. Проверив журнал обращений граждан за медпомощью, выяснили: англичанин ни разу в больнице не был.
Собрав нужные справки, украинские детективы отправили материалы лондонским коллегам. Намерения мошенника получить страховку были раскрыты, и его предали суду в Великобритании.
Как оказалось
Детективам закон не писан
На сегодня в Украине не существует таких структур, как детективные агентства, – так же, как и агентств недвижимости. Просто потому, что нет законов об их деятельности.
Попытки принять такой закон о частных детективах предпринимались не раз, но неизменно оканчивались провалом (последний раз – в марте прошлого года, автор – депутат Мойсык). Хотя международные организации давно и настоятельно рекомендуют Украине узаконить частный сыск как один из методов борьбы с коррупцией (может, именно поэтому закон до сих пор не принят).
Правда, при этом парламентский комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности среди прочего контролирует каким-то образом и эту несуществующую детективную деятельность. Да еще на законодательном уровне в Украине запрещено заниматься частной детективной деятельностью бывшим наемникам.
Основные положения всех законопроектов похожи. Так, частным детективом может быть гражданин Украины с профильным высшим образованием, психически здоровый, без судимостей, не пребывающий на госслужбе. Первые законопроекты (Кармазина, 2000 г., Кафарского и др., 2005 г.) требовали еще и опыта работы в правоохранительных органах, но в последнем (Мойсык, 2008 г.) это требование снято.
Частным сыщикам хотели разрешить искать пропавших людей, животных, имущество, информацию, собирать информацию для обращения заказчика в суд, для подготовки заказчиком переговоров (о финансовом состоянии партнера), биографические данные (родословную) и т.д. Позволялось опрашивать людей, переписываться с различными инстанциями, визуально наблюдать за людьми и зданиями, изучать документы. Но если в первых законопроектах предлагалось разрешить детективам использовать оптические и радиоустройства и прочие научно-технические средства – в последнем, напротив, запрещены прослушивающие устройства, а также кино- и фотосъемка, видео- и аудиозапись в любых помещениях без согласия их хозяев.
Кроме того, в первых законопроектах предлагалось разрешить сыщикам в ряде случаев использовать огнестрельное оружие, наручники, резиновые дубинки, слезоточивые вещества и т.п. В последней редакции об этом ни слова. Зато прямо запрещено использование психотропных и химических веществ.
Сергей Одаренко, «Газета по-киевски»
Tweet