Реформа БТИ как катастрофа и анархия
В БТИ по всей стране опять появились громадные очереди. Не спасает даже ведение списков и записи «наперед». Психозом охвачены как посетители, так и сотрудники контор: все с ужасом ждут 1 января 2013 года, когда вступят в действие новые правила регистрации прав собственности на недвижимость.
По данным, имеющимся в распоряжении «Цензор.НЕТ», страна даже близко не готова к реформе. Департаменты государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество на местах готовы в среднем на 40-55%. А вот нотариаты, на которые, в сущности, и будет возложена миссия регистрировать сделки с недвижимостью, готовы к реформе в среднем едва ли на 30 процентов.
Единственный адекватный выход из сложившейся ситуации – отказаться от этой безумной затеи. В противном случае с 1 января 2013 года в сфере регистрации прав собственности на недвижимость нас ждет полный хаос.
В вопросе реформирования услуг, предоставляемых населению и юридическим лицам Бюро технической инвентаризации, Украина уже топчется третий год. Изменения в Закон Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений» были приняты еще в 2010-м.
Согласно этому документу, полномочия по регистрации и учету недвижимого имущества были разделены между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. И вступить новые правила должны были уже с 1 января 2012 года. Еще за полгода до вступления их в силу страну начало лихорадить. В БТИ собирались жуткие очереди: желающих оформлять свою недвижимость по новым правилам оказалось немного. Все стремились успеть переоформиться по давно устоявшейся практике. В то же время даже в БТИ толком никто не мог объяснить, что произойдет с нового года.
А с нового года – ничего не произошло. Ведь Верховная Рада так и не смогла окончательно урегулировать вопросы учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества. 16 июня 2011 года парламент принимает Закон «Об учете и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества», который был сориентирован на «…обеспечение удобного, оперативного и доступного предоставления учетных, инвентаризационных и информационных услуг в одном учреждении».
Однако документ был заветирован Президентом, а в обосновании сказано, что данный закон якобы приведет к монополизации рынка услуг, предоставляемых БТИ. А это – «…не отвечает принципу обеспечения государством конкуренции в предпринимательской деятельности…». И тогда были озвучены заявления о том, что часть полномочий БТИ передадут Минюсту, то есть нотариату, в том числе и частному. Дескать, так для людей лучше будет…
Серьезных аргументов в пользу грядущих нововведений, кроме того, что отныне регистрировать имущественные права будут не регистраторы БТИ, а нотариусы, которых в стране полным-полно, страна так и не услышала. Зато у органов местного самоуправления появились веские основания опасаться за состояние дел в этой сфере и за жуткие последствия, к которым может привести подобная реформа. В октябре 2011-го на имя Президента страны было отправлено открытое письмо, подписанное мэрами более 130 больших и маленьких городов Украины. В нем Ассоциация городов Украины (АГУ) от имени мэров аргументировала всевозможные риски, связанные с передачей системы регистрации прав собственности объектов недвижимого имущества в частные руки.
Так, по мнению АГУ, из-за этой реформы органы местного самоуправления потеряют достоверную информацию об объектах недвижимого имущества всех форм собственности. Эта информация крайне важная при начислении налога на недвижимость, формировании градостроительного кадастра, для разработки программ социально-экономического и культурного развития отдельных территорий. Кроме того, этой информацией органы местного самоуправления пользуются при начислении субсидий, при распределении жилья и предоставлении других, жизненно необходимых для населения услуг.
Второе. Введение подобной практики порождает огромный риск создания уже частной (а не коммунальной) монополии и, соответственно, неконтролируемый рост цен на предоставление данной услуги. Нет никаких гарантий, что частник, взвинтив цены ради собственной выгоды, сумеет предоставить населению высокое качество своей работы. Не исключено, что для того, чтобы поднять качество услуг, придется вводить лицензирование данного вида деятельности, а для того, чтобы понять ответственность – систему разрешительных процедур. А это неизбежно приведет к увеличению коррупционных рисков.
Далее. При всем желании любое частное лицо без специфических знаний и навыков данную услугу вряд ли сможет предоставить на высокопрофессиональном уровне, ведь этому никто в Украине не учит, то есть – кадров попросту нет (кроме доморощенных регистраторов БТИ, естественно).
Ну и самое главное. Открытым оставался вопрос содержания архива инвентаризационных дел и обмен информацией между архивом и несколькими субъектами, одновременно предоставляющими услугу по одному объекту. Что, в таком случае, мешает выдавать несколько пакетов правоустанавливающих документов на один объект недвижимости? Это – самый легкий путь к мошенничеству при отчуждении имущества и для рейдерских захватов недвижимости…
Практически «под занавес» 2011 года власть признала, что страна не готова к реформе, и введение новшеств отложили еще на год – до 1 января 2013 года. Сейчас до вступления их в силу остается чуть больше месяца. Готова ли теперь Украина к новым правилам регистрации недвижимости?
В распоряжении «Цензор.НЕТ» оказались письма, подготовленные на имя первого вице-премьер-министра Валерия Хорошковского (от руководителя Киевского БТИ) и на имя Президента от Александра Попова (главы КГГА). Оба письма датированы ноябрем текущего года.
В частности, В.Сенчук, начальник столичного БТИ, обращает внимание первого вице-премьера на необходимость «осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда» и обязательность проведения технической инвентаризации при новом строительстве объектов недвижимости, а также при их реконструкции и капитальном ремонте.
«…Для своевременного выявления случаев проведения самовольного строительства, реконструкции и капитального ремонта целесообразно закрепить в нормативных документах необходимость проведения осмотра (обследования) объектов недвижимости прежде, чем будет составлен правоустанавливающий документ или регистрация права собственности относительно этих объектов…».
Предварительный осмотр объектов недвижимости, по мнению специалиста, позволит выявлять самострои и своевременно реагировать на несоблюдение градостроительного законодательства. Кроме того, таким образом можно будет предупредить угрозу разрушения жилых домов и других строений после самовольного проведения строительных работ, в том числе – вмешательство в газовые коммуникации, разрушение несущих конструкций строений и так далее, ведь количество примеров самовольной перепланировки, приводившей к трагедиям, с каждым годом в Украине только увеличивается.
Без предварительного осмотра объекта недвижимости специалистом новые собственники практически не смогут отличить самострои и незаконную реконструкцию от легитимных построек. Фактически может сложиться ситуация, что покупатель будет брать «кота в мешке», а госбюджет и пенсионный фонд могут недополучать причитающиеся от сделок с недвижимостью поступления. Если пристройки не будут отражены в правоустанавливающих документах, то и налоги от продажи пойдут в «урезанном» виде.
Ну и, последнее: государство просто обязано создать надлежащие условия для функционирования рынка недвижимости и предупреждать мошеннические действия с недвижимым имуществом без ведома собственника, напоминает В.Сенчук представителю исполнительной власти и предлагает внести в соответствующие нормативные документы необходимые поправки.
Обсуждали реформу в БТИ и в киевской мэрии, в частности на одном из последних заседаний комитета по экономическим реформам КГГА. Именно на том заседании, после жарких дискуссий вокруг вопроса, было принято единогласное решение обратиться к гаранту Конституции с просьбой «…не допустить дестабилизации рынка недвижимости, возрастания социальной напряженности, ухудшения инвестиционного климата, снижения поступлений в государственный бюджет и ограничения конституционных прав собственников недвижимого имущества…».
О чем и просит Александр Попов в своем письме к Януковичу. Глава КГГА сомневается, что система органов государственной регистрации прав, которая должна заработать с 1 января 2013 года, готова принять «эстафету» от БТИ.
Чтобы избежать дестабилизации в вопросах регистрации прав на недвижимость, Александр Попов предлагает оставить эти функции в подчинении органов местного самоуправления, то есть – БТИ. По крайней мере, до 1 января 2014 года. Возможно, дополнительный год позволит привести законодательную базу в соответствие со здравым смыслом и убережет граждан Украины от необдуманных и поспешных реформаторских решений. В ином случае, нас ждет полная анархия в этом вопросе.
Автор: Виктория ВЛАДИНА Цензор.НЕТ
Tweet