Гусинский, Чичваркин, Дуров… Как «кошмарят» чужой бизнес в России

«У нас всё чаще внутренние экономические конфликты сопровождаются уголовными делами. И для тех, кто серьёзно занимается бизнесом, в этом уже давно нет ничего удивительного – в условиях, когда в стране произошла фактическая приватизация государственных структур».

 …Уголовное дело Павла Дурова закрыли. Следственное управление СКР по Петербургу установило, что за рулём «Мерседеса», совершившего наезд на инспектора ДПС, находился основатель сети «В контакте». Но следователям не удалось собрать доказательства умысла Дурова на применение насилия в отношении сотрудников правопорядка.

Инцидент произошёл 5 апреля, и вскоре после этого сам основатель «В контакте» сообщил, что на него давят с целью отобрать компанию. «Чтобы начать здесь что-то менять к худшему, надо сначала избавиться от меня. Легальными методами это сделать невозможно», – написал предприниматель в соцсети. Примеров подобного давления новейшая история России знает немало. «Наша Версия» отобрала самые яркие, вспомнила, как развивались события и кто оказался в итоге выгодоприобретателем.

Известный ведущий Леонид Парфёнов в конце апреля заявил в своей программе на телеканале «Дождь», что Дуров находится в США и не собирается возвращаться. Опровержение последовало незамедлительно: на своей страничке в соцсети основатель «В контакте» написал, что поехал в Америку в связи с запуском нового проекта и об эмиграции речь не идёт. Тем не менее Дуров проигнорировал уже две повестки в питерскую прокуратуру.

Его подозревают в наезде на инспектора ДПС. В офисе «В контакте» и в квартире, где Дуров прописан, прошли обыски. А незадолго до этого в Интернет попала переписка с администрацией президента бывшего пресс-секретаря компании, из которой следовало, что руководство самой популярной российской соцсети сотрудничало с властью в борьбе с оппозицией. Одновременно стало известно о продаже двумя акционерами – Вячеславом Мирилашвили и Львом Левиевым – 48% акций «В контакте» инвестфонду United Capital Partners. В прошлом Дуров, имеющий, как акционер, преимущественное право покупки акций компании, уже блокировал подобные сделки, чем вызвал явное неудовольствие партнёров.

Олигархи старой школы

Летом 2000 года Владимир Гусинский был вызван на допрос в Генпрокуратуру по делу о мошенничестве. Тогдашний медиамагнат возглавлял ЗАО «Группа МОСТ», чьим основным активом была телекомпания «НТВ». Прямо на допросе олигарх был арестован и препровождён в Бутырскую тюрьму. На следующий день 17 крупных российских предпринимателей, в том числе Михаил Ходорковский, подписали письмо-поручительство.

С учётом этого документа уже через сутки Гусинскому была изменена мера пресечения на подписку о невыезде. А ещё через несколько дней было прекращено и само уголовное дело, позднее, впрочем, возобновлённое. Одновременно Гусинский подписал соглашение о продаже НТВ фактически подконтрольной государству компании «Газпром-медиа», причём свою подпись на документах поставил и тогдашний министр печати Михаил Лесин.

Это обстоятельство придало всей сделке неприкрыто рейдерский характер. Цель операции тогда особо и не скрывалась – время требовало более согласованной информационной политики. Гусинский в итоге эмигрировал в Испанию, где получил гражданство. Просьба России о его экстрадиции была испанским судом отклонена.

Окончательную оценку всей истории дал через несколько лет Европейский суд по правам человека, отметивший, что «лишение свободы заявителя использовалось в качестве стратегии ведения коммерческих переговоров, и такие институты публичного права, как уголовное преследование и содержание под следствием, не должны использоваться с данной целью».

25 ноября 2003 года в новосибирском аэропорту Толмачёво был арестован самый известный российский заключённый, основатель и бывший владелец нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский. В рамках первого «дела ЮКОСа» следствие обвиняло руководство крупнейшей на тот момент российской нефтяной компании в хищении, мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, оценив нанесённый ущерб почти в 25 млрд долларов, что превышало общую сумму выручки компании от продажи нефти.

В результате Ходорковский получил 8 лет колонии общего режима, а ЮКОС был обанкрочен. Его активы приобрела никому ранее не известная компания «Байкалфинансгруп», которая через несколько дней после сделки сама была куплена государственной «Роснефтью». С учётом вынесенного в 2011 году приговора по второму делу на свободу Михаил Ходорковский должен выйти 25 октября 2014 года.

Туда и обратно

В 2007 году основатель компании «Русснефть» Михаил Гуцериев был вынужден продать 100% акций компании структурам Олега Дерипаски за 3 млрд долларов. На тот момент бизнесмен обвинялся в уклонении от уплаты налогов и незаконном предпринимательстве. Свои претензии налоговики оценили в 17,1 млрд рублей.

Неофициально основными претензиями к Гуцериеву назывались приобретение «Русснефтью» части активов ЮКОСа перед банкротством последнего и нежелание передавать эти активы государству. Ещё одной причиной давления могло стать предполагаемое финансирование предпринимателем оппозиции тогдашнему президенту Ингушетии Мурату Зязикову, что в Москве могли истолковать как прямую поддержку боевиков.

В том же 2007 году в автомобильной аварии при странных обстоятельствах погиб сын Михаила Гуцериева Чингиз. В результате Гуцериев вынужден был уехать в Англию. Россия объявила его в международный розыск. Однако в 2010 году уголовные дела против бизнесмена были прекращены. Ему удалось не только вернуться в родную Ингушетию, но и восстановить контроль над «Русснефтью», правда, продав 49% акций АФК «Система», а ещё 2% – Сбербанку. По слухам, Герман Греф и Владимир Евтушенков ходатайствовали за его возвращение лично.

Чичваркин нашёл истину в вине

Для основателя сети магазинов «Евросеть» Евгения Чичваркина эмиграция в Великобританию в декабре 2008 года стала единственным способом укрыться от претензий правоохранителей, обвинивших его в похищении человека и вымогательстве. По версии следствия, руководство компании инициировало похищение экспедитора Андрея Власкина, обвинив его в краже сотовых телефонов, и заставляло компенсировать стоимость похищенного.

На фоне ведущегося следствия Чичваркин вместе со своим партнёром Тимуром Артемьевым были вынуждены продать 100% акций «Евросети» компании ANN, возглавляемой Александром Мамутом. Вскоре после эмиграции Чичваркина в Лондон следствие объявило его в международный розыск и направило британским властям просьбу о выдаче бизнесмена. Дело об экстрадиции рассматривалось в Вестминстерском суде Лондона до февраля 2011 года, когда российская сторона уведомила суд о прекращении уголовного преследования предпринимателя.

Тем не менее Чичваркин опасается возвращаться в Россию, по его словам, из-за возможности новых преследований. Не приехал он и на похороны матери в 2010 году. Людмила Чичваркина, по версии следствия, умерла в результате несчастного случая, сам бизнесмен считает, что это было убийство. В марте прошлого года вместе с Тимуром Артемьевым Чичваркин открыл в Лондоне компанию Hedonism drinks Ltd, специализирующуюся на винном бизнесе.

Замучили проверками

Против главы «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева никакого обвинения не выдвигали, однако в 2008 году компания подверглась проверкам из-за аварии на руднике. Она произошла в 2006 году, обошлось без жертв. Руководил проверками Игорь Сечин. В итоге в 2010 году Рыболовлев продал 53,2% компании ряду инвесторов, в первую очередь Сулейману Керимову и Филарету Гальчеву. На вырученные деньги купил 10% Bank of Cyprus. Вместе с «Беларуськалием» компания

Рыболовлева контролировала 30% мирового рынка калийных удобрений. Бизнесмен получил за основной пакет, по некоторым оценкам, больше 5 млрд долларов. Эксперты утверждают, что при всём величии этой суммы бизнес принёс бы больше.

После отставки Юрия Лужкова с поста мэра Москвы в сентябре 2010 года в поле зрения правоохранителей попал Банк Москвы. Его президент Андрей Бородин, согласно обнародованным результатам проверки Счётной палаты и аудиторской компании «Делойт и Туш СНГ», вывел в подконтрольные ему компании в виде кредитов более 366 млрд рублей, при этом оценка заёмщиков либо не проводилась, либо её результаты сознательно фальсифицировались.

В апреле 2011 года Бородин был вынужден продать свою долю акций (20,32%) структурам Виталия Юсуфова, сына бывшего министра энергетики Игоря Юсуфова, причём кредит на покупку был выдан частично Банком Москвы. Тогда же Бородин выехал в Англию, где после нескольких отказов получил политическое убежище.

Арест – проверенное средство

В 2008 году с претензиями налоговых органов столкнулось руководство сети парфюмерных магазинов «Арбат-Престиж». Создатель холдинга Владимир Некрасов и его партнёр Сергей Шнайдер (Семён Могилевич) обвинялись в уклонении от уплаты налогов на сумму более 115 млн рублей.

Проведя год под арестом, бизнесмены были выпущены под подписку о невыезде, но за это время все структуры холдинга инициировали процедуру банкротства – общие долги «Арбат-Престижа» банкам составляли почти 2 млрд рублей. Однако непосредственно налоговые претензии, на основании которых против Некрасова было возбуждено уголовное дело, в суде были признаны необоснованными. В 2011 году дело против Некрасова и Могилевича было окончательно прекращено.

После проведённых под арестом 6 месяцев в начале апреля этого года под подписку о невыезде был отпущен владелец известной сети обувных магазинов «Терволина» Вадим Степанов. Правда, следствие вменяет ему в вину действия, напрямую с обувным бизнесом не связанные: якобы в 2003 году организованная Степановым преступная группа похитила 26 гектаров земли в элитном Одинцовском районе Подмосковья, в результате чего был причинён ущерб в размере 3 млрд рублей.

В ходе проверок было установлено, что часть кадастровых документов неведомым образом сгорела, а земельные карты съели мыши. Несмотря на арест владельца, «Терволина» сумела сохранить своё положение на рынке – её стоимость, по оценкам экспертов, составляет порядка 156 млн долларов.

Тем не менее в данный момент компания ведёт переговоры о продаже миноритарного пакета акций со структурами МДМ-банка, детали предстоящей сделки не разглашаются. Адвокаты Степанова уверены, что следствие просто вмешивается в спор хозяйствующих субъектов: глава обувной компании не мог сам присвоить земельный участок, однако ни одного чиновника, ответственного за незаконное выделение земли бизнесмену, на скамье подсудимых нет.

Подозрение на борьбу с инакомыслием

В мае прошлого года МВД провело внеплановую проверку частного охранного предприятия «Пантан», входившего в охранное объединение «Оскордъ», владельцем которого был на тот момент депутат Госдумы от «Справедливой России» Геннадий Гудков. В результате ЧОП был лишён лицензии на оружие, а Следственный комитет усмотрел в деятельности Гудкова признаки предпринимательской деятельности, что противоречит закону о статусе депутата.

Летом 2012 года Геннадий Гудков был вынужден продать «Оскордъ» питерской группе предприятий «Арес», по его словам, «за копейки». Давление на бизнес Гудков связал со своей политической деятельностью, в частности с участием в уличных акциях оппозиции. В сентябре прошлого года Гудков был лишён депутатского мандата, а в феврале нынешнего Арбитражный суд по иску столичного ГУВД аннулировал лицензию «Пантана» на охранную деятельность.

В начале прошлого года в Национальный резервный банк, принадлежащий Александру Лебедеву, пришли с обыском сотрудники ФСБ, а Центробанк дважды в течение полугода провёл масштабную проверку деятельности НРБ. Сам Лебедев связал эти действия с финансированием им различных общественных фондов и оппозиционных СМИ, в частности «Новой газеты».

Одновременно банкир выдвинул в состав совета директоров «Аэрофлота», 15% акций которого он на тот момент владел, известного блогера и борца с коррупцией Алексея Навального. Однако в августе прошлого года Лебедев объявил о намерении свернуть весь свой бизнес в России из-за давления со стороны властей, в частности о сокращении своего пакета акций «Аэрофлота» до 4,7%, что автоматически лишает его возможности предлагать кандидатуру в совет директоров авиакомпании. Впрочем, прекратить полномочия Навального может и Ленинский районный суд Кирова, в котором сейчас слушается дело о мошенничестве в отношении оппозиционера.

Уроки вертикали

«У нас всё чаще внутренние экономические конфликты сопровождаются уголовными делами. И для тех, кто серьёзно занимается бизнесом, в этом уже давно нет ничего удивительного – в условиях, когда в стране произошла фактическая приватизация государственных структур, – сказал «Нашей Версии» независимый политолог Дмитрий Орешкин. – Те, кто этажом ниже, смотрят, какие правила формируются наверху, и используют их в своей практике.

И теперь бизнесмен, имеющий оправданные или неоправданные претензии к своему конкуренту, просто спокойно берёт напрокат государственную правоохранительную структуру для решения своей конкретной проблемы. Чтобы защититься, его контрагент должен сделать то же самое – прийти и взять в аренду «крышу», желательно более высокую. В противном случае его приглашают на нары, откуда он при благоприятном стечении обстоятельств через какое-то время выходит значительно облегчённым, а на оставшиеся средства может уехать в эмиграцию».

По мнению эксперта, всё это возможно благодаря системе, предполагающей ручное управление: самые важные вопросы решают крупные фигуры, дела помельче рассредоточиваются далее «по этажам» вниз. «И никого это не удивляет, а, наоборот, вызывает чувство доброй профессиональной зависти – молодёжь таким образом учится у старших товарищей правильно использовать государственные учреждения в своих коммерческих интересах», – отметил политолог.

Таинственный собственник

Особняком в этом ряду стоит история аэропорта Домодедово. В декабре 2010 года работу авиапредприятия более чем на сутки парализовал ледяной дождь, а месяцем позже в зале прилёта прогремел взрыв, устроенный террористом-смертником – тогда погибли 37 человек, 173 получили ранения. Были возбуждены уголовные дела, в частности по обвинению в неисполнении требований авиационной безопасности, в ходе расследования которых выяснилось, что конечный собственник аэропорта с пропускной способностью более 22 млн пассажиров в год просто неизвестен.

Допрошенный в качестве свидетеля владелец управляющей аэропортом компании DME Ltd. Дмитрий Каменщик заявил следователям, что лишь представляет интересы офшора Airport Management Company Ltd. Последнее обстоятельство возмутило тогдашнего президента Дмитрия Медведева, и на повестке дня встал вопрос об объединении государственных аэропортов Шереметьево и Внуково с частным Домодедовом – в том числе и с целью оптимизации воздушного движения в московском авиаузле.

Однако структура управления аэропортом была выстроена столь хитроумно, что Каменщику даже не смогли предъявить обвинение, а все попытки объединения окончились ничем (непонятно было в том числе, кто должен представлять Домодедово).

Тем не менее то, что не удалось следователям, сделала Лондонская биржа, где в 2011 году аэропорт собрался размещать свои акции в рамках IPO. Правила требовали раскрытия структуры собственников, и в результате было объявлено, что окончательным и единственным владельцем Домодедова является FML Ltd., на 100% принадлежащая тому же Каменщику. Из-за неблагоприятной конъюнктуры размещение акций было отменено, однако эксперты оценили стоимость сохранённого в частной собственности актива в 3,5–4,5 млрд долларов.

Справка

 Как продавали активы опальные бизнесмены 

Имя
Бизнес
Цена сделки
Кому ушло добро
Владимир Гусинский
Телекомпания «НТВ» и другие медиаактивы
70–120 млн долларов
«Газпром»
Михаил Гуцериев
НК «Русснефть»
3 млрд долларов
Группа компаний «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Сделка отменена 
в 2010 г.
Евгений Чичваркин
«Евросеть»
3 млрд долларов (реально заплачено 350 млн долларов)
Компания ANN Александра Мамута (50% выкуплены впоследствии компанией «Вымпел-коммуникации»)
Владимир Некрасов
«Арбат-Престиж»
400 млн долларов
Консорциум банков
Андрей Бородин
Банк Москвы (20,32% акций)
1,1 млрд долларов
Виталий Юсуфов
Вадим Степанов
«Терволина»
Нет данных (сделка 
не закрыта)
МДМ-банк
Геннадий Гудков
Охранное объединение «Оскордъ»
16,5 млн долларов
Группа предприятий «Арес»
Александр Лебедев
Национальная резервная корпорация
Нет данных
Пока ещё ничего 
не отобрали
Дмитрий Рыболовлев
«Уралкалий»
Около 5 млрд долларов
Группа инвесторов во главе с Сулейманом Керимовым и Филаретом Гальчевым
Дмитрий Каменщик
Аэропорт Домодедово
3,5–4,5 млрд долларов
Государство (с участием частных инвесторов). Сделка не состоялась

 Автор: Любовь Кисина, Наша Версия (№ 22)

You may also like...