За насилие в семье – усиленное наказание
В парламенте не так давно был зарегистрирован законопроект №4036ао внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно усиления ответственности за совершение насилия в семье, авторами которого являются народные депутаты Валерий Сушкевичи Сергей Каплин. Главная цель данного проекта – обеспечение большей эффективности противодействия преступлениям против жизни и здоровья путем введения ответственности за осуществление насилия в семье.
Насилие в семье – отдельное преступление?
Насилие в семье является одной из наиболее распространенных форм нарушения целого ряда прав человека. По большому счету, мы говорим о: равной защите перед законом и защите от дискриминации по половому признаку; праве на защиту от жестокого обращения; праве на жизнь и физическую неприкосновенность; праве на высокие стандарты физического и психического здоровья и т. д.
Насилие в семье определяется как противоправные действия против кого-то из членов своей семьи, которые включают акты агрессии, унижения и жестокого поведения. Однако когда жертвы решаются сообщить о насильственных действиях против них, они не всегда сразу же получают помощь. Чаще всего представители разных служб, включая милицию, не решаются вмешиваться, выставляя ситуацию как семейное недоразумение.
Законопроектом №4036а предлагается внести изменения к ст. 67 Уголовного кодекса, а именно уточнить обстоятельства, которые отягощают наказание за совершения преступлений. В частности, пп. 6 ч. 1 этой статьи предлагается дополнить словами: «совершение преступления по отношению к члену своей семьи». Более того, редактируется раздел II «Преступления против жизни и здоровья личности» УК – планируется добавить в него новую статью, которая определяет ответственность за преступления против жизни и здоровья членов своей семьи.
Усиленное наказание как мера предотвращения преступления
Итак, изменениями, предлагаемыми законопроектом №4036а, вводится новая ст. 128-1 УК «Совершение насилия в семье», которая определяет данное преступление как: «1. Совершение насилия в семье, т. е. умышленное нанесение любых действий физического характера члену своей семьи, которые привели к легким телесным повреждениям».
Уголовное наказание за такое преступление предусматривается в виде общественных работ сроком от 150 до 240 часов, или исправительных работ сроком от 1 года, или ареста на срок до 6 месяцев, или ограничения свободы сроком до 2 лет. Совершение таких же действий, но с нанесением телесных повреждений средней тяжести влечет за собой наказание в виде лишения свободы от 3 до 5 лет. Такие же действия, результатом которых является умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, будут караться лишением свободы на срок от 7 до 10 лет.
Отметим, что в случае неосторожного нанесения тяжких средней тяжести телесных повреждений следует наказание в виде ограничении свободы на срок от 2 до 5 лет. Намеренное нанесение члену своей семьи ударов, побоев или совершение других насильственных действий, которые принесли физическую боль, но не привели к возникновению телесных повреждений, наказывается лишением воли сроком до 5 лет или ограничением свободы на тот же срок.
Штраф – не выход
Стоит отметить, что недавно Верховной Радой был принят в первом чтении законопроект№1181 о внесении изменений в КоАП касательно урегулирования вопроса ответственности за совершение насилия в семье. Напомним, совершение насилия в семье, согласно ст. 173-2 Кодекса, влечет за собой штраф, или общественные работы, или исправительные работы с отчислением 20% заработка в доход государства, или административный арест. Как показывает государственная статистика за прошлые года, административное взыскание в виде штрафа – самая распространенная мера наказания за такой вид правонарушения; менее распространенная – исправительные работы с отчислением 20% заработка.
Однако, как считают авторы законопроекта №1181, использование таких видов наказания не является эффективным, так как они в большей мере влияют не непосредственно на нарушителя, а на семью в целом. Штраф оплачивается из семейного бюджета, а в случае, если нарушитель нигде не работает, и вовсе из дохода самой жертвы.
Применение же к лицам, которые совершили насилие в семье, общественных работ или административного ареста создает негативные последствия личностного характера именно для правонарушителя. Следовательно, предлагается исключить из перечня санкций ст. 173-2 КоАП наказания в виде штрафа и исправительных работ как такие, которые не соответствуют цели наказания, т. е. перевоспитанию правонарушителя и предотвращению повторного совершения такого правонарушения.
Также законопроектом №1181 предлагается применять привод к лицу, которое привлекается к админответственности за совершение насилия в семье, в случае отказа явиться в органы внутренних дел или суд. Присутствие правонарушителя при рассмотрении такого вида дел, по мнению авторов проекта, позволит суду точнее определить обстоятельства дела, обнаружить причины и условия, которые способствовали совершению правонарушения, и предупредить его в дальнейшем.
Автор: Кристина Левчук, «Судебно-юридическая газета»