Новая гонка вооружений – 2014

На Международном авиашоу в британском городе Фарнборо американские компании впервые представили экспортный вариант своего самого нового истребителя F-35. До этого самолет поступал только в военные части армии США и не вывозился за границу. Теперь же его планируют продавать и в другие страны. За неделю, пока длился авиасалон, компания Lockheed Martin, по словам ее представителей, сумела подписать несколько контрактов на поставку этих истребителей на общую сумму в $12 млрд. Основные заказчики — из стран Ближнего Востока и Европы.

По мнению многих аналитиков, такой успех американского истребителя не удивителен. Под влиянием активизации боевых действий в Ираке, Израиле, Сирии, Украине страны этих регионов начали думать над перевооружением и тем, насколько они готовы, если войны с территории соседей смогут переброситься на них.

Еще одним важным фактором, который может оттолкнуть рынок вооружений от дна прибылей, стала напряженность на Тихом океане, где КНР, Япония, Вьетнам и Тайвань в этом году начали наращивать свои военные расходы. И если в Китае не жалеют денег на разработку собственного оружия, то остальные государства предпочитают покупать уже готовую продукцию у известных производителей. По прогнозам института SIPRI, государства Юго-Восточной Азии в 2014 году потратят на оружие на 14% больше чем в прошлом. Гонка вооружений на Тихом океане толкает на траты и Индию, которая борется с Китаем за первенство в Азии и не хочет проиграть ему в количестве и качестве военной техники.

Наконец, агрессивная политика России в Восточной Европе заставила страны НАТО задуматься над экстренными перевооружением. "Надежда только на силы США была ошибкой. Сейчас Штаты сокращают свою зарубежную активность и урезали военный бюджет на 10%", — рассказывает Delo.UA Фредерик Эриксон из European Centre for International Political Economy. По его мнению, теперь военные бюджеты будут наращивать страны ЕС, даже несмотря на продолжающийся кризис и общую политику экономии.

Очевидно, к концу 2014 года рынок вооружений оттолкнется от дна (сейчас обороты составляют $250 млрд), и к 2020, по прогнозам The Economist Intelligence Unit, достигнет рекордной отметки в $300 млрд. При этом сама структура рынка оружия может претерпеть изменения — в моду входят более дешевые образцы техники и двойные контракты в военных и гражданских сферах одновременно.

Прощай, оружие

В конце 2013 года, казалось, оружейная индустрия переживает самый большой кризис со времен завершения Холодной войны. Казалось, золотые годы военной промышленности остались позади и больше никто не даст денег на разработку дорогих авианосцев и истребителей. По прогнозам института Брукингса, до 2018 года прибыли оружейных корпораций должны были упасть минимум на 40%. В основном причиной падения прибылей было снижение военного бюджета США на $50 млрд, и значительная часть этих денег не досталась именно производителям.

Кроме того, Штаты уже завершили войну в Ираке и пытались вывести свои войска из Афганистана. Война с мировым терроризмом, которая, по оценкам исследовательской службы Конгресса США, обошлась американцам в $1,4 трлн, почти закончилась, и 60% американцев не поддерживали никаких внешних операций штатов. Настало время экономии, и потому компании уже не надеялись повторить свои достижения в конце нулевых, когда, по данным Совета по внешней политике, прибыли пяти крупнейших оружейных компаний США с 2002 года выросли на 450%, достигнув $13,4 млрд в год.

Наконец, традиционно в 2002-2010 годах процветали рынки Азии и Ближнего Востока. Особенно в этом преуспели нефтяные монархии Аравийского полуострова. Так, ОАЭ в 2009 году заняли третье место в рейтинге военных закупок. Затраты этого государства росли, по информации института SIPRI, приблизительно на 5-6% в год, а общие затраты стран Персидского залива на закупки нового вооружения составили более 10% мировых расходов, хотя эти страны ни с кем не собирались воевать.

Но с 2012 рынок сбыта военной продукции начал стремительно падать, и к 2013 году достиг своего минимума в $200 млрд, что было самым большим падением с начала XXI века. В The Economist Intelligence Unit прогнозировали, что в 2014-м общемировые расходы на оборону сократятся на 5-10%, и потому компании смогут только завершить уже подписанные контракты — нового роста ждать не стоит.

Переломный 2014

Но уже весной 2014 года геополитическая ситуация начала меняться. Первым о потребности покупать больше высокоточного оружия заговорили в Японии и на Тайване. Это случилось после очередного обострения борьбы за острова Сенкаку, на которые претендуют в Токио, Тайбее и Пекине. Вокруг нескольких скал в Южно-Японском море, которые стоят в богатых нефтью регионах, уже несколько раз происходили пограничные инциденты.

Потому в июне 2014-го премьер Японии Синдзо Абэ заявил, что хочет изменить конституцию страны и внести туда статью об армии. До этого Япония не могла иметь собственную армию и полагалась на охрану американскими военными. Если конституцию изменят, Токио потребуется очень много военной техники. "Это новый и незаполненный рынок. Его объем можно оценить в $5-10 млрд ежегодно", — считает Таня Шлиман из International Institute for Strategic Studies. По ее мнению, новым заказам также способствует и экономика Японии, которая начала пробуждаться после десятилетий застоя.

Пытается не отставать от Токио и Тайвань, где также попросили США продать им новейшую технику и готовы платить за это более $300 млн в год, чтобы на равных противостоять Китаю.

Следующим стимулом рынка оружия могут стать гражданские войны на Ближнем Востоке. Неожиданное возвышение в Ираке суннитских сепаратистов заставило традиционные страны региона усиленно вооружаться. По мнению экспертов, это в основном делается чтобы сохранить влияние в регионе. Так, в Саудовской Аравии уже заявили, что готовы закупить в США новые истребители и танки.

Наконец, война на востоке Украины и агрессивная политика России в Европе показали, что многие страны не готовы защищать свою территорию без военных из США. Потому в 2015 году Польша собирается увеличить свои военные закупки на 10%, в Венгрии и Болгарии говорят о том же. Начать крупную программу перевооружения хочет также Великобритания, которая уже договорилась о закупках американских военно-транспортных самолетов на сумму в $100 млн за следующие пять лет.

Новые предпочтения

При всем росте спроса на военную продукцию, компаниям-производителям не стоит думать, что возвращается золотое время закупок. По мнению Фредерика Эриксона, клиенты сейчас стали более переборчивыми и больше думают о том, как купить оружие высокого качества подешевле. Потому одним из фаворитов авиасалона Фарнборо стал бюджетный штурмовик Scorpion компании Textron AirLand. Этот самолет может выполнять разведывательные функции и наносить удары по наземным целям. И главное, он будет стоить, по предварительным данным, на 40% меньше, чем аналогичные боевые машины.

В ходе авиасалона правительство Великобритании уже заказало себе минимум 10 таких машин. Они пока будут учебными. Позднее последует и большая закупка. Примерно таким же образом пошла и европейская монополистская оружейная компания EADS. Там заявили, что готовы удешевить истребитель Eurofighter минимум на 30% только чтобы продать его монархиям Ближнего Востока и в Европу.

По мнению многих экспертов, сейчас западные компании, чтобы не потерять заказы, будут активнее конкурировать с поставщиками из России и Китая, продукция которых хуже по качеству, но дешевле. И выиграют те, у кого уже есть гражданские контракты и кому доверяют в странах-покупателях. Потому что рост заказов за границей пока не подержался спросом Пентагона на военную технику, так как в США продолжают настаивать на экономии. Хотя вскоре ситуация и там может измениться, так как конфликты в мире становятся все более частыми, а значительная часть стран начинает вооружаться.

Автор: Автор:Иван Морозовицкий, ДЕЛО

 

You may also like...