О реформе МВД: вы служите, а служба вас не забудет…

Эту известную офицерскую поговорку сегодня так и хочется дополнить словами «…но и не вспомнит!». Уже в который раз за последние двадцать лет говорят и спорят о реформировании правоохранительной системы нашей страны. Однако за годы независимости в ней так и не произошли кардинальные изменения. Провозглашенные реформы лишь декларировали коренные преобразования, но ничего не меняли по сути.

Между тем, многолетний опыт организации и функционирования государственных органов свидетельствует, что все реформы, которые длятся годами, приводят лишь к разрушению ранее созданного.

Больше ста лет назад один европейский наблюдатель заметил: «В России (как впрочем, и в Украине) много чего происходит, но почти ничего не меняется». Все благие намерения реформировать провоохранительную систему, в частности милицию, заведомо обречены на провал, поскольку это невозможно нельзя делать перманентно, а только сразу разом всюду в МВД, ПРОКУРАТУРЕ, СУДАХ, СБУ, НАЛОГОВОЙ и ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБАХ, Минюст, и т.п

А ведь еще с советских времен стабильность, не было ни кадровой чехарды, ни вопиющего подхалимажа и подобострастия. Люди шли на службу, видя свою перспективу, надеясь и веря в свой карьерный рост.

Каждое новое правительство создает комиссию по реформированию правоохранительного блока государственной власти. В независимой Украине, находящейся в состоянии перманентных выборов, а теперь и фактической войны, государству, как оказалось, не до милиции.

За последние двадцать лет не была выполнена в полном объеме ни одна программа по борьбе с преступностью и отдельными ее видами. Милиция Украины вынуждена в ряде случаев руководствоваться в своей повседневной деятельности основными актами, принятыми еще во времена Советского Союза.

Прежде всего, это касается двух нормативных актов, действующих, как ни странно, еще с советских времен, — Закона Украины «О милиции», принятого в декабре 1990 года, а также «Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Украины», принятого в июле 1991-го, т.е. до обретения Украиной независимости. С тех пор кроме названия и небольших, перманентных дополнений ничего не менялось. Между тем, многие их положения находятся в прямом противоречии как с Конституцией независимой Украины, так и с Кодексом законов о труде.

Не выполнено возложенное на Кабинет министров постановлением Верховной Рады Украины № 583-ХII от 25 декабря 1990 года поручение «привести все решения правительства республики в соответствие с Законом Украины «О милиции». Да и с каким законом сегодня надо приводить все в соответствие?

К сожалению, пережитки советского прошлого продолжают и сегодня держать нас в своих заложниках. Злополучным постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 ноября 1968 г. было раздроблено само понятие милиции как целостной структуры. Все составные ее части: уголовный розыск, патрульная служба, БХСС, следствие, ГАИ растворились в составе различных служб и подразделений, так называемых органов внутренних дел.

В результате этого акта милиция из организационно-целостного государственного органа превратилась в аморфную структуру с многочисленными главками, а теперь уже и департаментами в самом МВД. При этом на периферии, в районном и городском звене сохраняется старая структура. Каждая служба МВД «тянет одеяло на себя», в результате не выполняется основная задача — предупреждение и раскрытие преступлений. Вся эта управленческая махина как перевернутая пирамида давит своим острием на низовые подразделения, где все функциональные обязанности многочисленного аппарата МВД сходятся на одном человеке — участковом инспекторе милиции.

Встречаясь со своими зарубежными коллегами, я всегда стремился выяснить, почему там нет такой массовой коррупции, как у нас, в России, в других постсоветских странах? И пришел к твердому убеждению: в полиции, обществе и государстве создана система, исключающая саму потребность в мелком и унизительном крохоборстве.

Считаю, что сегодня необходимо переходить к полицейско-контрактному принципу комплектования кадров. Поступающий на службу подписывает полис-контракт на определенный срок, от которого зависит сумма выплаты кредита, например, на приобретение жилья. Этим двусторонним договором определяются условия регресса в случае досрочного прекращения службы, а также обязательства государства по социально-бытовому обеспечению сотрудника.

Во многих странах Запада действует своя специальная почасовая система оплаты труда, дифференцированная в зависимости от времени несения службы полицейским: день, вечер, праздник и т.п. Обязательно наличие так называемых полицейских привилегий: льготные, ипотечные или лизинговые квартиры, оплата домашних телефонов, детских садов, учеба в вузах, медицинская и стоматологическая страховки, оплата поездки в отпуск и т.д.

Наконец, самое главное — гарантированное достойное пенсионное обеспечение с сохранением всего пакета социальных благ, действующих для служащих полиции. Но стоит лишь нарушить условия двустороннего трудового договора и уволиться со службы по любым причинам (исключение — ухудшение состояния здоровья, вызванное прохождением полицейской службы), и бывший полицейский теряет все! К тому же, он еще в бесспорном порядке регресса будет выплачивать все материальные и финансовые средства, затраченные на него государством во время службы в полиции.

Кроме того, обязательным условием является периодическая ротация сотрудников из одной службы в другую, что полностью «ломает» коррупционные, клановые связи начальников и подчиненных. Рядовой полицейский, как и его начальник, должен быть универсален и не специализироваться то ли по линии ГАИ, то ли ППС. Несомненно, это исключит саму базу вымогательства, поборов и круговой поруки.

Любой сотрудник сто раз подумает: брать ему взятки, нарушать закон, злоупотреблять служебным положением, или честно служить до выхода на пенсию, обеспечив себе высокое денежное содержание и сохранение всех социальных гарантий, которые он имел на службе в полиции.

Наконец в целях укрепления общественного контроля следует ввести систему подписания двусторонних договоров между милицейскими подразделениями районных-городских отделов с аналогичными муниципальными структурами, в которых четко прописать взаимные обязательства как по обеспечению правопорядка с одной стороны и социальных гарантий с другой.,..

За последние десять лет из-за кадровой чехарды из МВД уволилось более ста тысяч человек. Кого взволновала их судьба? Кто проанализировал, можно ли было так легко «отпускать» сотрудников в возрасте 35 — 45 лет только из-за того, что у них льготная выслуга составила двадцать лет? Многие из уволенных случайно или намеренно раскрыли методы работы милиции, способы борьбы с преступностью…. Теперь вновь вынашиваются «смелые» идеи преобразований и сокращений правоохранительных органов.

Автор: В.КАРАСИК, заслуженный сотрудник МВД, Советник дипломатической службы Украины, Первый Председатель профсоюза милиции Украины, для «УК»

Читайте также: