Извоз с риском для жизни: пьяные таксисты гробят украинцев
Неделю назад киевлянин Сергей Андреев, воспользовавшись услугами такси, едва не угодил в больницу. Пьяный извозчик не справился с управлением, и машина угодила в кювет. Клиент не пострадал, но все равно пожаловался на нерадивого водителя в фирму. Каково же было удивление Сергея, когда в компании ответили, что они не несут ответственности за безопасность пассажира. Милиция задерживает пьяных таксистов
Сейчас в Киеве работает около 80 таксофирм. Их названия хорошо известны горожанам. Но, как рассказал «24» глава киевского представительства Госкомпредпринимательства Виталий Апостолов, почти все эти компании только предоставляют информационные услуги водителям – обеспечивают передачу заказов по рации. И ничего более. На самом деле перевозчиком является таксист, а не фирма. Поэтому последняя не несет никакой ответственности за пассажира. И если что случится, компенсировать ущерб клиенту должен будет водитель. «Да, у меня есть страховка на пассажиров, – подтверждает таксист Андрей. – Например, в случае смерти клиента его семья получит 375 гривен».
Компанию, нанимающую таксиста, не интересует его квалификация или лицензия, единственное условие приема на работу – наличие автомобиля. После подписания контракта никаких претензий к работнику не будет, пока он исправно платит 10% от каждого заказа. Фирме безразлично, что перед рейсом водитель не проходит медицинское обследование, а машину не осматривает механик. А уж тем более не интересны ей проблемы пассажира, разбившегося из-за отказавших тормозов или пьяного таксиста. Как рассказал Евгений Кравец, начальник пресс-службы управления ГАИ в Киеве, в прошлом году во время проведения операции «Перевозчик» правоохранители задержали немало водителей в нетрезвом состоянии, среди которых были и таксисты.
95% водителей без лицензии
В Киеве насчитывается до 20 тыс. таксистов. Но как рассказали «24» в отделе лицензирования киевского территориального управления Глававтотрансинспекции, 95% столичных извозчиков не имеют разрешения на предоставление услуг. За последние четыре года было выдано всего 552 лицензии. Хотя, по словам специалистов, получить такой документ совсем не сложно. Во-первых, нужно быть частным предпринимателем, иметь машину и страховку. Во-вторых, водитель обязан заключить договор на обслуживание в каком-нибудь АТП, где проведут необходимый медицинский и технический контроль перед рейсом. Стоимость разрешения составляет всего 340 грн, причем его срок годности – пять лет.
Почему никто не покупает лицензии? Таксисты уверяют, что основная загвоздка – в АТП: они не желают брать на себя ответственность за частников. Кроме того, зачем платить дополнительные деньги, если никто не наказывает за отсутствие лицензии? «Я постоянно в городе вижу машины такси, которые не соответствуют ни одному из требований закона, – возмущается Василий Попик, глава Украинского профсоюза таксистов. – И никто их не ловит, не штрафует. Вот почему 70% таксистов Украины работают в тени».
За отсутствие лицензии полагается штраф от 510 до 1700 грн. Ежедневно на патрулирование киевских улиц направляется карательный отряд инспекторов в количестве… трех человек. Но они уже давно отчаялись бороться с десятитысячной армией нелегальных таксистов, поэтому, в основном, занимаются лишь маршрутками и фурами. По рассказам самих извозчиков, изредка лицензией интересуются гаишники, хотя это и не их дело. Но стандартным ответом служит купюра в 10 или 20 грн.
Автопарки умирают
Впрочем, по словам Попика, есть в Киеве и такие компании, которые заботятся о своей деловой репутации: «Я знаю, что в службе «594» и «Экспресс-такси» наказывают проштрафившегося водителя, хотя и не обязаны этого делать. Могут даже прекратить сотрудничество». В случае с Сергеем, который угодил в кювет с пьяным шофером, так и сделали. Но, понятное дело, никто ему не запретил сотрудничать с другой фирмой.
Остались в столице и предприятия, имеющие собственный автопарк. В отличие от «информационщиков», они работают по счетчику, который зарегистрирован в налоговой инспекции. Кроме того, в случае аварии компания выплачивает пассажиру компенсацию в 25 тыс. грн. И, наконец, в АТП следят за здоровьем водителей, исправностью машин, проводят инструктаж по технике безопасности, охране труда…
Правда, с каждым годом подобных компаний становится все меньше. Государство, устанавливающее высокие поборы, и нелегалы, отбирающие клиентов, не оставляют им шанса на выживание. «Несколько лет назад у нас было больше сотни машин, сейчас же их всего 25, – сетует Александр Яцюк, заместитель директора по таксомоторным перевозкам ОАО «Киевское АТП-2240». – Работать трудно. Конкурентов-нелегалов становится все больше, и их никто не наказывает. Конечно, ведь большинство «информационных» фирм имеют «крышу» в городских верхах».
Как опознать нелегала
По закону, вы можете попросить таксиста предъявить вам лицензионную карточку. Если ее нет – ответ на вопрос: легален он или нет – очевиден. Определить статус водителя можно также по машине. Каждое легальное такси должно иметь оранжевый фонарь на крыше, счетчик, сигнальные фонарики зеленого и красного цвета в правом верхнем углу лобового стекла. Обязательным является и традиционный шахматный узор из квадратов на дверцах авто.
Мировой опыт
Во многих европейских странах такси оснащают GPS-навигаторами, которые позволяют определить точное местонахождение автомобиля и отследить маршрут его движения. Пассажир может расплачиваться за поездку пластиковой картой: в машине установлены POS-терминалы с возможностью авторизации в режиме on-line. Есть и другие особенности. Например, в Финляндии не принято останавливать такси на улице взмахом руки – сесть в машину можно только в специально отведенном для этого месте. А в Лондоне извозчик легко может совмещать функции водителя и экскурсовода. В британской столице кандидату на получение лицензии нужно сдать экзамен на знание туристических маршрутов, исторических мест и архитектурных памятников, расположенных в центре города.
Дмитрий Радченко, “Газета 24”
Tweet