Первый день новых штрафов: 237 нарушений за час! (фоторепортаж)

Водители пока ездят по тротуарам и поворачивают, где хотят. Но многие начали пристегиваться. Не стоит расслабляться пешеходам-нарушителям ПДД: если не собьют, то оштрафуют и даже посадят. Водители не боятся. За час на столичном перекрестке мы насчитали 237 нарушений. Ранее, тоже за 60 мин. ПДД тут игнорировали по 170 водителей.

В понедельник ГАИ начала штрафовать по-новому, в десять раз больше и поголовно (теперь полосатая палочка инспектора угрожает и водителю, и пешеходу, и даже погонщику скота). Чтобы ощутить на себе новые автомобильные реалии, корреспонденты «Сегодня» вышли на столичные и региональные дороги. Как оказалось, первый день был несколько расслабляющим — гаишники особо не свирепствовали.

Согласно официальной статистике, к примеру, в Киеве за 12 часов взяли, как и раньше в обычный день, 50 штрафов. (Исходя из новых штрафов общая выручка составила около 30 тыс. грн., а раньше было 4 тысячи—Авт.) — рассказал «Сегодня» командир полка ДПС Валерий Комышный.

Таксисты и водители впрочем, к миролюбию ГАИ отнеслись с подозрением. «Думаю, нам дают время на раскачку, а к концу недели начнется «веселуха», — уверен таксист Андрей. Он больше не берет в салон более 4 человек, хотя раньше на заднем сидении мог везти и 5, и 6 пассажиров. «Молодежь такое часто практиковала», — смеется он.

Водители пригородных маршруток нам рассказали, что пока опасаются перевозить пассажиров больше положенного, но не исключают, что иногда и погрешат ради лишних 30-40 гривен. А вот в неположенных местах останавливаться перестали. Чтобы пассажиры не донимали, в столичных маршрутках развесили объявления, мол, остановки только на остановках.

Что касается самих инспекторов, то в первый день брать взятки боялись. «Нам запрещено иметь при себе больше ста гривен, поэтому «левак» буду класть в спичечный коробок и выбрасывать возле ближайшего ориентира — столба или знака. Правда в городе этот номер не пройдет… Взятки, конечно. вырастут, но не так, как штрафы. За превышение скорости соглашусь на сотню гривен. Вчера ничего не брал, на дорогах было много руководства», — рассказал нам один из инспекторов.

Водители готовятся «давать на лапу». «Конечно, если штраф 255 грн, то легче откупиться за 150 на месте», — говорит Виктор, таксист с 14 летним стажем.

«Сегодня» вместе с ГАИ подежурила на Столичном шоссе. Водители при виде инспектора тут же снижали скорость до 30 км/ч при разрешенных здесь 80. Например, перед постом инспектора, 500-й Мерседес плелся за «Жигулем». Проехав мимо, водитель иномарки пошел на обгон и через миг авто превратилось в маленькую черную точку вдали.

К слову, вчера вечером в столице, в частности, в Соломенском районе засилие патрулей ГАИ откровенно бросалось в глаза. Едущие с работы водители даже отшучивались по этому поводу, мол, к ночи начался сбор урожая.

КАМЕРЫ. Еще одно нововведение — в столице впервые в стране заработали камеры видеонаблюдения. Они начали фиксировать нарушения и уже вчера первые платежки ушли лихачам. Подробнее — читайте на странице 10.

237 НАРУШЕНИЙ В ЧАС ВМЕСТО ПРЕЖНИХ 170!

В первый день после введения новых штрафов мы повторили свой эксперимент и снова в течение часа подежурили на оживленном перекрестке Киева около метро «Дорогожичи». Если до введения новых штрафов за час мы тут насчитали 170 нарушений, то в понедельник, вопреки логике, их было аж 237!

34 водителя ехали с непристегнутым ремнями безопасности (было 62 — это единственное нарушение, которого стало меньше). Во время нашего «дежурства» проехали два патрульных автомобиля ГАИ, один из них даже совершил разворот через двойную осевую!

33 водителя проигнорировали знак «Движение только прямо» (в субботу таких было 21). 31 водитель не пропустил на переходе пешеходов (было 28). Неприятно удивили и сами пешеходы. 38 человек за час перебежали на красный. «Вокруг творится такое беззаконие, вот и мне захотелось понарушать», — объяснил нам свою спешку пенсионер Анатолий. 37 авто были без полиса автогражданки. Такое нарушение сейчас тянет на 510-850 грн.

Из них у 8 не было даже талона ТО. Шестеро водителей нарушили правила парковки. Один из них поплатился за свое нарушение – поворачивавший автомобиль задел его левое зеркало. По тротуару проехались три водителя — по 255—340 грн. за нарушение, 4 человека проскочили на красный, еще один автомобиль заглох, потом его толкали задом через весь перекресток — это создание аварийной ситуации. По нашим подсчетам, ГАИ в течение часа могли получить более 85 тысяч грн.

ДЕТЯМ — КРЕСЛО И РЕМЕНЬ, ВЗРОСЛЫМ — ЖИЛЕТКА

Кроме введения новых штрафов, Кабмин внес с 1 октября с. г. изменения в ПДД, направленные на повышение уровня безопасности на дорогах, особенно ужесточены правила перевозки детей. Как разъяснила нам руководитель пресс-службы департамента ГАИ МВД Украины Нина Хмелевская, детей младше 12 лет необходимо пристегивать ремнями безопасности, независимо от того, на каком сидении автомобиля — заднем или переднем — они находятся.

Если ребенок, не достигший возраста 12 лет едет на переднем сидении, он обязательно должен быть в специальном «детском кресле» и пристегнут ремнями безопасности. То же касается и подростков старшего возраста, чей рост не превышает 145 см. Перевозить детей на заднем сидении мотоцикла или мопеда и вовсе запрещено. За нарушение предусмотрена ответственность водителя — 51—85 грн. (как за непристегнутый ремень).

Группы детей можно перевозить только днем с максимальной скоростью не более 80 км/ч, а если их 10 и более человек, лишь в автобусе или микроавтобусе, а не в оборудованном кузове грузового автомобиля. Для водителя необходим стаж за рулем не менее 5 лет, а на самом транспортном средстве впереди и сзади надо укрепить специальные знаки — «Дети». Обязательно должен быть взрослый сопровождающий, а при группе из 30 и более детей — еще и врач или медсестра.

Также пешеходы, двигающиеся по дороге или обочине ночью, в сумерках или в тумане, при дожде, снегопаде должны выделить себя. Проще всего это сделать с помощью световозвращающих элементов (катафотов), укрепленных сзади и спереди на одежде, или специальных жилетов. Все это продается на авторынках или в автомагазинах. Катафот на булавке стоит около 5 грн., жилет — 25—30. Правда, если не будешь на себя вешать, то никакой ответственности за это не будет.

С АПТЕЧКОЙ И НАУШНИКОМ

Знаки нового времени:

  • Атрибутом человека за рулем станет беспроводная гарнитура для мобильного или же в народе хендс-фри
  • Водители наконец начнут пристегиваться и пристегивать пассажиров
  • Придется бросить в багажник огнетушитель
  • В бардачке появится аптечка
  • Придется основательно подучить ПДД
  • Водитель станет наконец смотреть на дорожные знаки
  • Парковаться будут только по правилам
  • Станут наконец-то пропускать пешеходов хотя бы на «зебре»

ВЫ СТАЛИ ЕЗДИТЬ БЕЗ НАРУШЕНИЙ ПОСЛЕ 10-КРАТНОГО УВЕЛИЧЕНИЯ ШТРАФОВ?

Юрий Павленко, министр по делам семьи и молодежи:

«Мой водитель пристегнулся и меня попросил сделать то же. Ехали уже по правилам, хотя обычно нарушали. Правда, теперь из-за медленной езды стало больше пробок».

Алексей Кучеренко, министр по вопросам ЖКХ:

«В понедельник нарушил только один раз, немного скорость превысил. Уже купил себе хендс-фри для мобильного, а когда ехал на работу, пристегнулся. Заметил, что водители почти не нарушают, но пробки стали длиннее».

Владимир Сивкович, народный депутат от ПР:

«Ничего не изменилось. Водители как всегда нарушали. И ни одного милиционера я на дороге не видел. Сам я не пристегивался и, думаю, за это никто останавливать не станет».

Евгения Гапчинская, художница:

«У меня очень опытный водитель, мы и раньше не нарушали. На дорогах все пока по-старому, водители превышают скорость и нарушают. Вот оштрафуют каждого раза по три, да еще на тысячи гривен, думаю, станут аккуратней».

Влада Литовченко, владелица модельного агентства:

«Пристегнулась и ехали с водителем не больше 60 км/ч. Другие граждане за рулем продолжали нарушать. Пока первый раз не попадутся, не поверят, что штрафы и правда подняли».

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НОВЫХ ШТРАФОВ: ГОВОРЯТ ПРОСТЫЕ ВОДИТЕЛИ

Владимир Иванович, 26 лет водительского стажа, водитель Лексус:

«Повышение штрафов — мера эффективная. На дорогах уже стало немного легче, надеюсь, будет еще лучше. Сам я всегда пристегиваюсь, полис автогражданки и ТО есть, по мобильному разговариваю только когда стою. Думаю, высокие штрафы заставят и других так сделать».

Денис, пешеход-нарушитель:

«Я перешел на красный за 5 секунд до того, как загорелся зеленый, потому что спешу. А вообще стараюсь не нарушать. Но от того, что штрафы повысили, уверен, ничего на дорогах: ни в поведении пешеходов, ни водителей не поменяется. Просто в бюджете снова не хватает денег и эту проблему, как обычно, перекладывают на плечи налогоплательщиков».

Михаил, водитель «ВАЗа»:

«Я в понедельник вообще первый раз пристегнулся! В Киеве сложно не нарушать правил — это все знают, а новые штрафы огромные. Остается только быть внимательным за рулем».

Андрей, водитель иномарки:

«Я в понедельник попробовал пристегиваться ремнем и не говорить по телефону, держа его в руке, вообще забросил. Чтобы кому-то позвонить, буду теперь останавливаться на обочине».

Екатерина, водитель «Жигулей»:

«Начала пристегиваться и ездить очень осторожно. До новых штрафов ремнями безопасности пользовалась через раз, а порой и вовсе забывала о них».

Штрафы для пешеходов: если пьяный — ходи только по «зебре»

За нарушение ПДД человека теперь могут оштрафовать на 255 гривен или заставить красить лавочки.

Новые штрафы за нарушение правил дорожного движения ударят не только по водителям, но и по пешеходам. Как разъяснил нам начальник отдела по связям с общественностью ГАИ Киева Евгений Кравец, наказать пешехода можно будет штрафом в 51—255 грн., и даже 20-40 часами общественных работ, в зависимости от тяжести нарушения. Исправляться люди могут, подметая улицы или крася лавочки.

«Инспектор наверняка оштрафует того, кто перебегает дорогу на красный свет, создавая помехи потоку транспорта, но если человек просто перешел тихую улочку, хоть и в неположенном месте, может отделаться предупреждением, — говорит Кравец. — При этом брать деньги на месте инспектор не имеет права.

Он только составит протокол и выпишет постановление о штрафе. Нарушитель же обязан оплатить в течение 15 дней в любом банке. Также работник ГАИ обязан установить личность нарушителя — подойдет только паспорт, в котором указано место регистрации. Тех, у кого этого документа с собой не окажется, инспектор может задержать и доставить в ближайший райотдел милиции для установления личности».

Если же у пешехода нет при себе документов и при этом ведет себя грубо, это уже считается злостным неподчинением работнику милиции (штраф на 34—136 грн., исправработы на 1—2 месяца или арест на срок до 15 суток). А попытка сбежать с места нарушения либо сопротивляться инспектору ГАИ — это уже уголовно наказуемое деяние, за которое положен штраф до 1190 гривен или ограничение свободы на 2—3 года (ст. 342 УК). Надо сказать, что наказания для пьяных пешеходов гораздо выше, чем для трезвых за аналогичные нарушения (см. рисунок). Гаишник может заставить их дышать в трубочку, как и водителей.

Украинские юристы массовой облавы на дорогах не ожидают.

«Милиции намного выгоднее сейчас ловить водителей, штрафы за нарушение у них намного крупнее, чем пешеходов, — считает известный адвокат Вадим Володарский.

— Если вас все же оштрафовали, советую оплатить штраф, потому что деньги могут взыскать через исполнительную службу, например, направив исполнительное письмо по месту работы. Так придется раскошелиться еще и на оплату труда госисполнителей (примерно 340 грн. — Авт.)».

Мнения пешеходов разделились в зависимости от того, нарушают они ПДД или нет. «Возвращаются времена, когда пешеходы боялись ГАИ,— говорит 45-летняя Людмила Табачкова.

— Я боюсь попасть под колеса, даже на «зебре» оглядываюсь, потому никогда не нарушаю. Думаю, что повышение штрафов, — дело нужное». «Это полный идиотизм — штрафовать пешехода на 50 гривен, если он перешел дорогу не на «зебре».

Они что, переходы везде установили? Это просто будет кормушка для милиции, которая будет ставить пешеходов перед выбором: или плати полтинник государству, или двадцатник в виде взятки», — считает 29-летний Максим Бурлюк.

Фото А.Гончарова

Анастасия Кошиль, Александр Панченко, Игорь Серов«Сегодня»

Читайте также: