Загадки последнего похода «Л-24»

Российские дайверы нашли советскую подлодку, исчезнувшую 67 лет назад. Поисковая экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы – 2009" исследовала на траверзе болгарского мыса Шаблер останки субмарины, лежащие на глубине 59 метров. Получены сенсационные результаты. Рассказ внука одного из членов экипажа погибшей лодки Анатолия Василенко, который только что вернулся из района поисковых работ.

…Наши ребята несколько дней обследовали подводную находку, наконец, расчистили носовое 100-миллиметровое орудие и прочитали русскую маркировку «Б-24» и ниже «06-9», которая соответствует подводной лодке «Л-24».

Как экспедиция получила наводку именно на это место? Установочные данные были очень скупыми. В 1991 году институтом океанологии Болгарии с помощью подводного буксируемого аппарата "Рельеф-4000" в районе мыса Шаблер был обнаружен остов подводной лодки. Координаты: 43°19.392’N, 28°42.550’E Глубина около 60 метров, возвышение над грунтом 9,2 метра. Лодка лежит курсом 290°.

По архивным данным, в годы Великой Отечественной войны у берегов Болгарии погибли или пропали без вести пять советских подводных лодок: Щ-204, Щ-210, Щ-211, Л-24 и С-34. Две из них – Щ-204 и Щ-211 ранее обследовали российские и болгарские военные водолазы. Место гибели Щ-210 к моменту экспедиции тоже было известно. Предстояло выяснить: какая лодка (С-34 или Л-24) лежит у мыса Шаблер?

Только в нынешнем году удалось подготовить экспедицию под руководством Константина Богданова. Инициаторами выступили Российская подводная федерация совместно с болгарским дайв-центром. С российской стороны инициатива была поддержана министерством иностранных дел, Государственным военным историко-культурным центром при правительстве (Росвоенцентр), председателем комитета по делам ветеранов Госдумы генералом армии Николаем Ковалевым. С болгарской стороны – премьер-министром Сергеем Станишевым.

В экспедиционную группу вошли не только российские, но и болгарские дайверы. Непосредственно на месте работы начались 2 июня. В первый день погружения аквалангисты осмотрели лодку и установили, что она лежит на глубине 59,5 метра на ровном киле, все люки задраены, орудия в походном положении. Была обнаружена и пробоина по левому борту под носовым 100-миллиметровым орудием, скорее всего, от взрыва мины.

В дальнейшем ребята попытались идентифицировать лодку. И тут им очень повезло. Очищать борта от ракушек и водорослей, накопившихся за 67 лет, на глубине дело – сложное. Но дайверы сразу попали в точку. Начали с очистки именно того места, где оказалась маркировка. Идентификация лодки и была целью первого этапа экспедиции. Теперь доказано, что это именно «Л-24».

Что известно об этой подводной лодке и ее последнем походе

Подводная лодка "Л-24" была заложена 20.01.1938 года на заводе №198 в Николаеве. 17.12.1940 года лодка была спущена на воду.

22 июня 1941 года "Л-24"стояла в Николаеве у достроечной стенки судостроительного завода. Ее готовность составляла 75%. В середине августа 1941 года, когда немецкие войска подошли к Николаеву, лодка под командованием капитан-лейтенанта Андрея Антоновича Косенко вынуждена была прорываться из города. На "Л-24" отсутствовала аккумуляторная батарея, некоторые вспомогательные механизмы и устройства; она не могла погружаться. На выходе из города лодку обстреляла артиллерия противника, а затем она попала в сильный шторм. Через заклепочные отверстия съемных листов проникла вода, нарушившая работу ряда механизмов.

Кроме того, в пути "Л-24" отразила атаку вражеского самолета, но все-таки пробилась в Севастополь. 7 ноября 1941 года лодка направилась в Поти, где производилась ее достройка. 9 февраля 1942 года командиром "Л-24" был назначен капитан 3 ранга Апостолов Георгий Петрович. 6 мая 1942 года "Л-24" вошла в боевой состав Черноморского флота. Она сразу же включилась в боевую работу, совершив четыре транспортных рейса в осажденный Севастополь, доставив туда 236,3 т боеприпасов, 97,5 т продовольствия и 82 т бензина, эвакуировав на Кавказ 26 человек. Прорыв вражеской блокады давался "Л-24" нелегко: только в период 26-29 июня 1942 года противник сбросил на лодку около 300 глубинных бомб.

2 июля 1942 года "Л-24", находясь в Новороссийске, попала под авианалет. 64 "Юнкерса 88" в сопровождении полутора десятка истребителей сбросили на стоящие в гавани корабли около 170 авиабомб. За каких-то четверть часа погибли лидер "Ташкент", эсминец "Бдительный", санитарный транспорт "Украина" и несколько малых судов. Многие корабли получили повреждения. Не избежала их и "Л-24". Лодка встала в ремонт, который продлился до конца сентября.

1 октября 1942 года "Л-24" снова вышла в море. Поставив 4 октября 20 мин у Ялты, лодка двинулась в назначенный район к Босфору, куда прибыла 6 октября. На следующий день "Л-24 обнаружила конвой противника и атаковала тремя торпедами танкер из его состава. Корабли охранения сбросили на "Л-24" 7 глубинных бомб, от которых субмарина успешно уклонилась. В результате атаки торпедой с лодки был поврежден танкер "Арка", который был вынужден вернуться к Босфору. "Л-24" осталась на позиции, но больше никого не встретила и 11 ноября 1942 года вернулась на базу.

15 ноября "Л-24" вновь вышла в море с целью минной постановки юго-восточнее мыса Калиакрия. Успешно выполнив задачу (19 ноября выставлено 20 мин четырьмя банками по 5 мин), "Л-24" 23 ноября 1942 года благополучно завершила боевой поход.

Следующий выход в море стал для "Л-24" и 57 членов ее экипажа последним. 12 декабря 1942 года лодка взяла курс в море. И навсегда исчезла. О том, как именно погибла подлодка и какие задачи выполняла, ранее практически ничего не было известно. О задачах высказываются две версии. По мнению многих историков, она ставила минные заграждения. Другие полагают, что лодка должна была забросить в фашистский тыл разведывательные или диверсионные группы.

Выяснить все эти и другие обстоятельства последнего похода «Л-24» – такие цели стоят на следующем этапе экспедиции. Сейчас точно известно, что лодка погибла от взрыва мины. Аквалангисты попытаются проникнуть в помещения подводной лодки и найти там корабельную документацию. Тогда будет ясно, какие задачи выполняла «Л-24» в последнем походе. Возможно, будет получен уточненный список погибшего экипажа. Не менее важно то, что могут быть найдены личные вещи подводников. Это теперь священные реликвии.

Существует опасность того, что лодку атакуют «черные» драйверы. Но «Л-24» теперь будет под охраной международных законов. По завершении подводной экспедиции советская лодка будет объявлена воинским мемориалом и братским захоронением, на самой лодке должна быть установлена мемориальная доска от имени Российской Федерации. По международным законам, с этого момента доступ к ней для любителей сувениров и «черных» дайверов будет закрыт.

СПРАВКА

Подводная лодка "Л-24"

Водоизмещение (надводное/подводное): 1099/1399 т.

Размеры: длина – 83,3 м, ширина – 7,0 м,осадка – 4,05 м.

Скорость хода (надводная/подводная): 18/8,5 узлов.

Дальность плавания: над водой 5300 миль при 9 узлах, под водой 135 миль при 2,5 узлах.

Силовая установка: 2х1100 л.с. дизеля, 2х650 л.с. электромотора.

Вооружение: 6 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 20 мин, 1 100-мм, 1 45-мм орудия.

Глубина погружения: до 100 м.

Экипаж: 55 чел.

Сергей Турченко, Василиса Войнова, Cвободная пресса

You may also like...