Украина: кто кому Рабинович. Иудейские войны отечества

Еврейские организации в Украине жестко конкурируют друг с другом, пытаясь получить доступ к финансовым и политическим ресурсам. Олигархи, поддерживающие эти организации, конфликтуют в борьбе за власть. В поисках «еврейского сговора» выясняется, что уместнее говорить об «иудейских войнах». 

Украинская политика любит парадоксы. 5 октября мэр Ужгорода Сергей Ратушняк ждет в гости… еврейских раввинов. Автор громких августовских заявлений о намерении еврейских масонов поставить своего человека во главе Украины как ни в чем не бывало готовится принять приглашенных на открытие памятника жертвам политических репрессий раввинов не только из Украины, но и из Израиля и России. «Я всегда уважал простых евреев», — этими словами Ратушняк подчеркивает, что своего отношения к евреям «непростым» не изменил.

Тема так называемого еврейско-масонского заговора, несмотря на свою стабильную популярность на обывательском уровне в украинском обществе, никогда не была козырной картой для ведущих политиков страны. Очевидно, объясняется это не столько их толерантностью к столь деликатным вопросам, сколько национальной принадлежностью главных спонсоров политических проектов. При всей своей циничности лидеры партий предпочитают не плевать в колодец, из которого пьют.

В президентской избирательной кампании 2009 года еврейская тема появилась случайно. Как, собственно, и инцидент в Ужгороде, где мэр Сергей Ратушняк столкнулся с девушкой-агитатором, представлявшей кандидата в президенты Арсения Яценюка. Имена Виктора Пинчука, Игоря Коломойского, Дмитрия Фирташа, Евгения Червоненко и Вадима Рабиновича в заявлениях неуемного мэра также возникли явно спонтанно. Как выяснила «ВД», Фирташ не финансирует ни одну из еврейских общин и на иудейских службах также ни разу не был замечен. После возбуждения против Ратушняка уголовных дел, связанных с его заявлениями, скандал пошел на убыль. Но от этого тема еврейских организаций в Украине и причастности к ним крупнейших олигархов не перестала быть менее интересной и загадочной.

Разобщенная община

В поисках системы координации еврейского движения в Украине «ВД» быстро обнаружила, что такая система… отсутствует. «Что касается финансирования, то посмотрите на украинских политиков-евреев и попробуйте придумать, на каком основании они могли бы объединиться в кланы. Вы не найдете ни одного твердого аргумента. Часто они годами конкурируют между собой и очень ревностно относятся друг к другу. Многие еврейские лидеры имеют конфликты бизнес-интересов, принадлежат к разным религиозным течениям, разным политическим силам.

Даже в чисто религиозной среде есть большая конкуренция. Одни не признают других. Третьи не считаются ни с первыми, ни со вторыми. Ходят слухи, что среди еврейских лидеров есть и такие, которые финансируют ту же «Свободу»», — говорит   нардеп от БЮТ, президент «Украинского еврейского комитета» Александр Фельдман.

Сегодня в Украине работает около двадцати независимых друг от друга крупных еврейских организаций. Они постоянно конкурируют между собой за право представлять интересы всей общины страны в контактах с властью и зарубежными донорами. По негласному правилу конфликты между организациями, которые абсолютно серьезно принято называть «крышевыми» (также их называют «зонтичными»), не выносятся за пределы еврейских кругов. Тем не менее время от времени так называемые иудейские войны выплескиваются наружу.

Наиболее серьезное противостояние уже много лет идет между двумя «сверхкрышевыми» организациями — Всеукраинским еврейским конгрессом (ВЕК) во главе с миллионером Вадимом Рабиновичем и Ассоциацией еврейских организаций и общин (ВААД Украины), которая финансируется преимущественно через структуры казахского миллиардера Александра Машкевича. Столк новение интересов этих организаций нередко приводит к конфликтам.

Один из самых громких пришелся на 2003 год, когда Иосиф Зисельс, глава ВААД, выступил против поддерживаемого Рабиновичем строительства в парке Бабий Яр в Киеве Еврейского общинного центра. Несмотря на то что мэрия изначально одобрила этот проект, а финансировать его ($10 млн) взялась международная еврейская организация «Джойнт», Зисельсу удалось в последний момент заблокировать его реализацию.

Он убедил общественность в том, что строительство на месте захоронений евреев, расстрелянных фашистами во время Великой Отечественной, невозможно. В ответ Рабинович созвал контролируемый им Совет руководителей всеукраинских еврейских организаций, и этот орган принял решение, согласно которому Зисельс «объявляется персоной нон грата в еврейской общине и не имеет права представлять еврейскую общину Украины перед государственными, общественными, неправительственными, национальными, религиозными организациями Украины и мира».

Зисельсу был объявлен так называемый херем — еврейская форма религиозного бойкота, при которой ни один член еврейской общины не имеет права общаться с человеком, которому объявлен бойкот, разговаривать, принимать пищу за одним столом, молиться. Более того, бойкотируемый не может быть похоронен на еврейском кладбище. Чуть позже главный раввин Азриел Хайкин через прессу разъяснил, что Совет не имеет права накладывать херем — это делает в исключительных случаях раввинский суд.

В том же 2003 году в конфликт в качестве посредников вмешались международные еврейские организации, которые склонили Рабиновича отозвать херем и подписать с Зисельсом мировое соглашение. Один из ключевых его пунктов: «не допускать полемики о еврейской жизни и еврейских проблемах в нееврейском кругу».

Но уже в октябре 2007 года Рабинович передумал, и херем снова вступил в силу. На этот раз поводом для него было активизировавшееся сотрудничество Зисельса с оппозиционным на тот момент Виктором Ющенко (хотя еще на парламентских выборах 2002 года СМИ связывали Зисельса с СДПУ(о) Виктора Медведчука и Григория Суркиса). Как выяснилось, конфликт вновь разгорелся за контроль над Бабьим Яром, где на месте приватизированного недостроя наметилось строительство Еврейского комплекса.

Третьим будешь?

Бизнес-евреи Украины

«Иудейские войны» ослабили авторитет Рабиновича и Зисельса в еврейской общине, и, как это нередко бывает, ситуацией воспользовался третий. Им стал фронтмен финансово-промышленной группы «Приват» Игорь Коломойский. В октябре прошлого года днепропетровский миллиардер возглавил Объединенную еврейскую общину Украины (ОЕОУ). Эта организация была создана Вадимом Рабиновичем еще в 1999 году как попытка объединить все общины под одной крышей, но идея провалилась. Теперь, когда в ОЕОУ пришел один из самых богатых украинских бизнесменов, эта организация быстро набирает авторитет и по реальной влиятельности уже мало чем уступает ВЕКу и ВААДу.

Финансовые вливания Коломойского склоняют еврейские общины переориентироваться на него. При этом многие из них одновременно состоят сразу в нескольких «крышевых» организициях. Суммарный годовой бюджет всех общин в стране составляет около $100 млн в год. Чтобы стать осносвным источником финансирования еврейского движения, Коломойскому достаточно $15-20 млн — сумма вполне для него подъемная. В его пользу и уменьшение финансирования общин со стороны зарубежных организаций «Джойнт» (США) и «Сохнут» (Израиль) — в связи с экономическим кризисом.

В результате на протяжении последнего года центр еврейского движения в Украине постепенно переносится из Киева в Днепропетровск, несмотря на то что большинство «крышевых» организаций продолжают базироваться в столице. В попечительный совет днепропетровской общины входят такие известные бизнесмены, как Геннадий Боголюбов (президент общины), Виктор Пинчук, Михаил Спектор, Александр Дубилет, Михаил Киперман, Геннадий Корбан, Вадим Шульман и др.

По финансовому потенциалу и качеству координации еврейскую общину Днепропетровска сегодня называют мощнейшей в Восточной Европе. Как следствие — за тамошним раввином Шмуелем Каменецким закрепился неофициальный статус самого влиятельного в стране. Хотя, кроме него, еще несколько раввинов имеют всеукраинский статус. В частности, это Яков Блайх (Объединение иудейских религиозных организаций Украины), Азриель Хайкин (Федерация еврейских общин Украины), Моше-Реувен Асман (раввин Центральной синагоги в Киеве), Алекс Духовный (главный раввин прогрессивного иудаизма).

И за что толкаемся?

Усиление Игоря Коломойского вовсе не означает, что Вадим Рабинович и Иосиф Зисельс сдались на милость победителю. Они продолжают активно развивать свои организации. Критиковать инициативы днепропетровской общины пока не решаются, тем не менее сохраняют абсолютную независимость от нее. Разобщенность еврейских организаций подчеркивается наличием еще и автономных региональных общин, которые очень мало связаны с какими-либо всеукраинскими структурами. Например, в Харькове главным координатором еврейского движения является глава холдинга АВЭК, депутат БЮТ Александр Фельдман.

Свои проекты он реализует через собственную организацию со всеукраинским статусом — Украинский еврейский комитет (УЕК). Отдельную организацию — Еврейская конфедерация Украины (ЕКУ) — финансируют фронтмен группы «Запорожсталь» Эдуард Шифрин, президент компании «Шахта им. Засядько», депутат Партии регионов Ефим Звягильский и президент VAB Group Сергей Максимов.

Бюджет ЕКУ не позволяет ей встать в один ряд со «сверхкрышевыми», но в Киеве ее влияние достаточно ощутимо. Влиятельной является и Федерация еврейских общин Украины, финансируемая преимущественно израильским миллиардером Леви Леваевым. В 2007 году журналисты «ВД» стали случайными свидетелями обращения руководства Запорожской еврейской общины к тогдашнему губернатору области Евгению Червоненко в ответ на попытку «леваевцев» захватить ее здание.

О причинах такой поразительной разобщенности еврейской общины лидеры всеукраинских организаций говорят крайне неохотно. «Любое единство предполагает авторитарность, а еврейские общины очень чувствительны к любым проявления авторитарности», — говорит «ВД» Иосиф Зисельс, уверяя, что разобщенность в еврейском движении также не стоит преувеличивать. Но обоснованность разобщенности становится вполне понятной, если выяснить, за что, собственно, идет конкуренция. Главным спонсором еврейского движения в мире являются США. Если точнее, еврейская община США, имеющая мощнейшее представительство в органах власти и международных финансовых структурах. 

Тот, кто может легитимно представлять Украину на международных еврейских форумах, имеет все шансы получить через Соединенные Штаты доступ к значительным финансовым потокам и политической власти. Достаточно упомянуть, что нынешнее охлаждение США к президенту Виктору Ющенко началось сразу после того, как его указ о присвоении звания героя Украины командиру УПА Роману Шухевичу раскритиковали еврейские организации.

А ведь еще в 2004 году Ющенко инициировал исключение депутата Олега Тягныбока из фракции «Наша Украина» за антисемитские заявления. Похоже, именно за финансовые и политические ресурсы и идет конкуренция. Евгений Червоненко признался «ВД», что через «еврейские каналы» привел в нашу страну немало инвестиций (правда, не назвал ни одну из них). Эти же каналы он использовал в 2002 году, пытаясь снять международную изоляцию с тогдашнего президента Леонида Кучмы по итогам «кольчужного скандала».

Вопреки слухам о запрете на въезд в США, Игорь Коломойский нередко бывает в этой стране. Новый статус одного из лидеров еврейского движения Украины он наверняка сможет конвертировать в интересные проекты, поддерживаемые из-за океана. Не исключено, что новые контакты по еврейской линии помогут ему получить официальную поддержку Вашингтона и для спонсируемых им политических проектов. Если его не обгонят конкуренты из других еврейских организаций.

«Благодатная» тема

В распоряжение «ВД» попал документ «Проект создания объединенной еврейской общинной структуры нового типа». Он предусматривает создание органа, в котором лидеры еврейских организаций согласовывали бы свои действия, а евреи-бизнесмены содействовали бы друг другу. Автор этого документа, Иосиф Зисельс, уверил «ВД», что этому проекту более 10 лет и он так и не был реализован. С провалом идеи объединить все еврейские общины смирился и Вадим Рабинович. И теперь, как ни странно, об отсутствии единства они говорят как о благе. Ведь это является своеобразной страховкой на случай обвинений в «еврейском заговоре».

«В первую очередь «еврейский вопрос» используется для того, чтобы понизить рейтинг того или иного кандидата, — говорит Кость Бондаренко, директор Института им. Горшенина. — Такие месседжи ориентированы в первую очередь на наименее образованную прослойку общества с низким уровнем политической культуры. К сожалению, таких людей достаточно много, и они очень часто решают судьбу тех или иных выборов, потому что очень организованно ходят на избирательные участки». А это значит, что в качестве избирательной технологии еврейская тема может использоваться и в будущем. Даже если олигархи еврейской национальности будут публично конфликтовать.

***

Вадим Рабинович: «Мне с Коломойским делить нечего»

Разговор на тему «еврейского заговора» с руководителем Всеукраинского еврейского конгресса Вадимом Рабиновичем был очень похож на иллюстрацию анекдота. Корреспондент формулирует вопросы, а в ответ Вадим Зиновьевич спрашивает: «Ну а вы как думаете?».

Вадим Зиновьевич, многие евреи-бизнесмены принадлежат к одной общине. Это сближает их политические взгляды?

— Если говорить лично обо мне, в Украине много влиятельных бизнесменов и политиков, но я не интересуюсь их национальностью. Никто особо на фактор национальности внимания не обращает. Я, к примеру, не знаю, кто у меня на работе какой национальности. Откуда появляется интерес к этому вопросу? Возможно, от недостатков витаминов в пище, возможно, это наследственное.

В еврейской общине совсем не ведутся дискуссии на политические темы?

— В еврейских общинах не принято обсуждать политические вопросы. Мы их обсуждаем только в той степени, в которой нас на это провоцируют.

Обострилась ли конкуренция между ев рейскими организациями с приходом Игоря Коломойского в еврейское движение?

— Ну а вы как думаете? Мне с Коломойским делить нечего. Речь ведь идет не о политических или коммерческих организациях.

Как вы думаете, будет ли тема еврейского заговора в дальнейшем эксплуатироваться в избирательных кампаниях в качестве политтехнологии?

— Ратушняк думает, что эта тема выдвинет его в число политических лидеров. Но мнение таких, как он, о существующем в украинском обществе антисемитизме преувеличено. Он просто завидует Тягныбоку, у которого есть определенные политические баллы, а Ратушняка никто не знает. Волна таких высказываний ближе к выборам станет еще больше — маразм крепчает к последнему дню перед голосованием. А когда закончатся выборы и снова начнут сажать за уголовные преступления, это прекратится. Это действительно предвыборные технологии.

***

Сергей Ратушняк: «Десять еврейских кланов зарабатывают столько, сколько все государство Украина»

Мэр Ужгорода Сергей Ратушняк уверен, что евреи-бизнесмены в Украине координируют свои действия и намерены захватить власть в стране. В качестве аргумента он привел… Германию 1930-х годов.

Вы действительно уверены в существовании еврейских кланов в Украине?

— Если Коломойский, Фирташ, Рабинович — это не кланы, то тогда, наверное, кланов вообще не существует. Десять еврейских кланов зарабатывают столько, сколько все государство Украина! Я считаю, что все богатства этой страны должны работать на это государство. И если Коломойский делает что-то реабилитирующее его — к примеру, стадион красивый строит, — надо отдать ему должное. Их надо ставить в такие условия, чтобы они не могли забирать из Украины свои сверхприбыли, пусть 90% этих прибылей работает на государство.

Стоит ли бизнес-кланы привязывать к национальности? Ведь богатых людей достаточно и среди татар, грузин, русских.

— Есть и другие кланы, конечно же, просто те не настолько бессовестные. Вы думаете, почему Лазаренко отсюда отправили Кучма и компания? Он был единственным славянским олигархом, единственным по происхождению славянином. Больше славянских олигархов в Украине нет.

Еврейские общественные организации трактуют ваши заявления как антисемитские. Вы — антисемит?

— Я — интернационалист. Я считаю, что это как раз они — сионисты, причем радикальные сионисты. Они считают, что у моих украинских сограждан нет права на сытую и достойную жизнь. Это они забыли о том, что сначала появились евреи, которые узурпировали рентабельную промышленность и банки в Германии, эта страна была нищей, останавливался транспорт, не поступала вода, не убирался мусор, и на фоне этого монополизма еврейских кланов появился Гитлер, а в результате возник Холокост. Были убиты сотни тысяч простых евреев-бедняг. И сегодняшние фирташи и пинчуки убегут, у них есть где жить в Швейцарии и во Франции. Я как раз хочу защитить простых евреев. И когда Коломойский говорит, что никого не нужно защищать от погромов, я хочу ему сказать: Игорек, у тебя свой самолет, постоянно заправленный, и ты больше времени проводишь в Швейцарии. До Холокоста довели как раз те евреи-олигархи, которые захватили финансовую власть и замахнулись на политическую власть в Германии.

Сергей Сыроватка, Марина Воротынцева, ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

You may also like...