ТрансМОРФеры атакуют. Мир захлестнула волна товаров-клонов

Кроссовки Abibas, платье Kalvin Clein, духи Kezno, часы GD… На первый (беглый) взгляд популярные бренды, однако если приглядеться, даже не самый искушенный в марках покупатель заметит явный подвох. Хотя не такой уж он и явный, раз миллионы потребителей ежедневно попадают на эту удочку.  

Марки, замаскированные под популярные бренды, прочно вошли в нашу современную жизнь и не так уже удивляют покупателей, как это было всего несколько лет назад. Только по приблизительным подсчетам теневой рынок товаров-клонов составляет десятки миллионов долларов. И это не просто примитивные подделки, как кажется на первый взгляд. Возможно, именно поэтому поймать за руку жуликов, решивших заработать на чужом имени, не так-то просто.

Из-за длительной командировки в дальние страны Андрей пропустил в кинотеатрах показ очередной части своего любимого фильма «Трансформеры». Когда парень оказался в Москве, блокбастер уже сошел с экранов столицы. «Ну, ничего, — не унывал 30-летний киноман, — зато я успеваю к официальному релизу на DVD. Домашний кинотеатр у меня есть, не хуже, чем в иных кинозалах, с ощущениями не прогадаю».

На воскресный просмотр «Трансформеров» Андрей с женой пригласили многочисленных друзей, также пропустивших фильм в кинотеатрах. До этого супруги поехали в крупный специализированный магазин и на стенде «Новинки» взяли долгожданную коробку с фильмом. Квартира, полутьма, гости в ожидании расположились на диванах и креслах. Пиво, чипсы. Андрей нажимает на кнопку «Play». «Кинокомпания такая-то представляет», — гнусавит голос за кадром. На экране большими буквами загорается название фильма: «ТрансМОРФеры».

— Мы просто замерли у экрана, — рассказывала позже жена кинолюбителя. — Это надо так облажаться! Купить вместо «ТрансФОРМеров» «ТрансМОРФеров». Обидно было до слез.

Несколько минут мы честно пытались смотреть этот фильм, но он оказался настолько поганой дешевой подделкой (и по содержанию, и по исполнению), что мы выключили проигрыватель. А муж был так взбешен, что от злости починил все вещи в доме — видимо, негативную энергию надо было хоть куда-то деть.

В общем, вечер был испорчен. Гости удивлялись и тому, как хозяева могли перепутать фильмы, и тому, что кто-то уже научился зарабатывать на подделке кинокартин.

— И ведь он стоял не где-нибудь в пыльном углу, а в разделе «Новинки», в одной стопке со своим реальным фильмом-прототипом, — возмущается Андрей. — Причем даже обложка у этого фильма на 90 процентов повторяла дизайн оригинальной. Да и название. Ну кто там будет по буквам читать? Но впредь, конечно, буду и всем советую.

На следующий день Андрей с фильмом в руках пытался выяснить у продавца всем известного магазина, как так получилось. Может, все-таки «ТрансМОРФеры» попали на полку случайно, а значит, ему должны вернуть зря потраченные деньги?

— Самое интересное, что продавец ничуть не удивился моему появлению, как будто таких, как я, к нему приходит по сотне в день, — рассказывает Андрей. — Сразу начал «чеканить», что вернуть деньги за диск не получится, поскольку этот товар не подлежит возврату и обмену на основании некого пункта 14 («Перечня товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». — Н. А.). А диск, между прочим, больше 400 рублей стоит — почти столько же, столько и настоящий фильм! «И ничего он тут не случайно стоит, — добавил, — это же тоже новинка. Магазин не виноват, что вы неправильно прочитали название».

Потом, видимо заметив, как расстроен молодой человек, продавец все-таки сжалился и шепотом «между нами» сообщил, что продажа фильмов-двойников — это своеобразный маркетинговый ход, придуманный руководством магазина. Вернее, не придуманный, а слизанный с американских аналогов, где тоже любят дурить покупателей. Поддельную новинку ставят если не в один ряд с оригиналом, то где-нибудь поблизости. А поскольку оформлен диск практически один в один как оригинал (похожи не только картинка, но и цветовое исполнение обложки), обманываются при покупке очень многие. Продающей стороне это очень выгодно, поскольку закупочная цена такой подделки в несколько раз ниже, а навар такой же, как за лицензионный.

При большем погружении в вопрос выяснилось, что таких фильмов-дублеров на рынке масса. «Пираты острова сокровищ» («Пираты Карибского моря»), «Клад да Винчи» («Код да Винчи»), «Универсальные солдаты» («Универсальный солдат»), «Вторжение людей-стручков» («Вторжение»), «Демоны и Ангелы» («Ангелы и Демоны»), «Терминаторы» («Терминатор») — вот только несколько наименований «под копирку», которые корреспонденту «МП» без труда удалось найти на прилавках реальных и виртуальных магазинов. Особенно такими малобюджетными лентами, названия которых похожи на названия популярных лент, славится американская кинокомпания The Asylum.

Но подделывают не только фильмы. На рынках Москвы без труда можно найти кроссовки Abibas или Rebok, джинсы Levins, плееры Panasonix или Samcung. Считается, что первопроходцем на рынке клонов стал предприниматель из США Скотт Нельсон. Не мудрствуя лукаво, он взял логотип производителя спортивной экипировки компании Nike, поменял первую букву на «М» и зарегистрировал новый товарный знак в патентном бюро США. И пока Nike подсчитывал убытки, создатель Mike — богател.

А на рынках Китая в продаже регулярно появляются телефоны фирмы Nokla. Они бьют все рекорды продаж, поскольку стоят копейки, а внешне один в один копируют телефоны известного финского производителя.

Невероятно, но факт: клоны появились даже у представителей автопрома. Китайцы (опять они впереди планеты всей) выпускают автомобили под маркой BYD, эмблема которых поразительно напоминает сине-белый значок BMW. Только вместо четырех секторов, как на немецком логотипе, на китайском кружочке BYD всего два сектора. Думаю, не стоит говорить, что кроме логотипа, китайцы скопировали еще и внешний облик немецкой модели. Конечно, качество автомобилей-клонов оставляет желать лучшего. Но те, кто рискует приобретать такую машину, думают не о качестве, а о цене.

Оказывается, противостоять клонам намного сложнее, чем думали изобретатели товаров, патентуя и регистрируя свои изделия и идеи.

— Единственный способ остановить этот беспредел — судиться с теми, кто штампует клоны, — рассуждает юрист Александр Шапошков. — Но доказать их виновность не так-то просто. Нужно доказать, что их товар наносит ущерб официальному производителю. А это сложнее, чем в ситуации с обычными подделками, где преступление, как говорится, налицо. Здесь же фирма-двойник официально зарегистрирована, значит, по сути не занимается никакой противоправной деятельностью.

Ну делает похожие товары, и что? Суду нужны доказательства посильнее, чем просто «очень похоже». Правообладателю нужно проводить специальную экспертизу, которая будет исследовать каждую украденную точечку с реального логотипа. В итоге издержки будут большими, а эффект может оказаться не таким значительным, как надеются правообладатели. Все подпольные китайские заводы не закрыть… Поэтому бороться с производителями клонов — работа кропотливая и долгая. Но прецеденты уже созданы, и многие создатели клонов понесли заслуженное наказание.

Психологи считают, что в том, что клоны и подделки процветают, виноваты сами покупатели. До тех пор, пока для людей статусность вещи будет ценнее ее качества, Nokla, Mike и Abibas будут богатеть, а производителям настоящих качественных товаров придется еще больше взвинчивать цены на продукцию, чтобы покрыть убытки. Так что решайте сами.

Надежда Андреева, Московская правда

Читайте также: