Братьям — по серьгам

Раздав своим идейным предшественникам и современным единомышленникам немыслимое количество наград, уходящий президент вплотную взялся за трудоустройство себя и родственников. Увы, осуществляется оно за счет нашего с вами общего бюджета, т. е. государственного.

Речь идет прежде всего об указе президента «Про надання галереї портретів видатних українців «Українці в світі» статусу національної». Имеются в виду развешенные в Украинском доме большей частью перерисовки с фотографий или репродукции, тогда как галерея, согласно толковому словарю, «спеціальне приміщення, художній музей, у якому розміщені для огляду твори мистецтва».

Но главное, конечно, не это, а то, что создателем и фактическим собственником коллекции является старший брат президента*. Впрочем, непредсказуемость Виктора Андреевича в вопросах использования должностного положения для предоставления преференций родственникам и землякам давно никого не ошарашивает.
*Формальным учредителем проекта «Українці в світі» выступает всеукраинское объединение «За Помісну Украіну!» (именно так название пишется на официальном интернет-портале объединения). Основателем и руководителем этой организации, поставившей своей целью «сприяння остаточному становленню незалежної Української Православної Церкви», является Петр Ющенко.
Но готовы ли мы и дальше оплачивать «забаганки» не желающих слезать с нашей шеи братьев (почему во множественном числе — чуть позже). Ведь придание статуса национального учреждению культуры означает, что его финансирование осуществляется за счет госбюджета.
Впрочем, в указе имеются пояснения насчет того, почему мы должны содержать «Петра творение»: «ураховуючи особливе значення галереї портретів видатних українців «Українці в світі» для вивчення, пропагування історичної спадщини України, відродження національної пам’яті, а також її роль у справі збереження духовної та матеріальної культурної спадщини».
«Куди не стрельнути…»
Итак, нам предлагается изучать и пропагандировать историческое наследие Украины на основе знаний, почерпнутых в ходе ознакомления с «галереей».
Уверен, читатели усмехнутся в этом месте — не далее как полгода назад в заметке «Сказ об украинце на английском престоле» («2000», № 30—31 (470) от 17—23 июля 2009 г., С2) Константин Широцкий обращал наше внимание на степень достоверности этого средства «пропагування історичної спадщини».
Не станем перечислять всех «выдающихся украинцев», засветившихся начиная с англосаксонского сопротивления норманнскому завоеванию Англии 1066 г. и заканчивая II Чжили-фынтянской войной в Юго-Восточном Китае нач. XX в. Достаточно вспомнить, что князь Любарт Гедиминович (понятное дело, украинец) наречен группой историков «За Помісну Украіну» Любортом, а сын албанского земледельца великий визирь султана Сулеймана I — «премьер-министом». Но стоит ли напоминать радетелям «відродження національної пам’яті», что должность премьер-министра (не говоря уже о «премьер-министе») политическая система Османской империи XVI в. не предусматривала?
На вопрос Константина, какими методологическими подходами «галеристы» руководствовались, причисляя того или иного деятеля к украинцам, и почему, в частности, среди последних так много турок, П. Ющенко, помнится, ответил: «каждый третий турок по происхождению украинец, Османской империей правили султаны, рожденные украинками».
В общем, если бы вдруг выяснилось, что хан Сартак родился во время уничтожения его отцом Батыем кыпчакского поселения на территории современной Украины, то несчастный, вне всякого сомнения, попал бы в «великие украинцы». Да чего там Сартак! Не удивлюсь, если портрет Батыя вскоре появится в коллекции Петра Ющенко — зря, что ли, в Киеве Батыева гора простаивает?
Если вы находите мое представление об «историческом подходе», принятом за основу при формировании коллекции Петра Андреевича, преувеличением, рекомендую ознакомиться с его собственными откровениями в беседе с блоггером Александром Чаленко.
«— Слушайте, а вы ж в курсе, что Иван Грозный тоже наполовину украинец? По матери Елене Глинской.
— Да на яку там половину. Вин же Рюрикович…
— А Александр Невский?
— Тэж. Вин же сын Ярослава, а Ярослав.., — и тут Петр Андреевич не моргнув глазом выдал наизусть всех предков новгородского князя до десятого колена, добравшись, по-моему, до Владимира Мономаха. Все это вызывало невольное уважение к его памяти.
— Ну, а Дмитрий Донской?
— Тэж наш. Вин же.., — и тут снова следует перечисление княжеских имен, Петр Андреевич погружается вместе с Иваном Калитой и владимиро-суздальскими князьями куда-то в глубь Киевской Руси.
Потом Петр Андреевич снова вспомнил о новинках своей фотогалереи.
— Там щэ Милорадовичи…
— Так подождите, они ж из Сербии свой род ведут…
— Нэ зовсим так… Йих же поместье було на Полтавщине.
— А там одного Милорадовича, героя Отечественной войны 12 года, по-моему, декабрист Каховский убил на Сенатской площади…
— Да, тоже украинец.
— А не поляк?
Петр Андреевич развеивает мои сомнения, перечисляя тайные общества, в которых побывал Каховский, и еще какие-то города, где жили предки декабриста. Рассказ завершался примерно так:
— …Так от, украйинець стриляв в украйинця на Сэнатський площи…»
Полностью ознакомиться с результатами «научных» изысканий Петра Ющенко — в том числе касательно и истории СССР и СНГ — можно на интернет-странице http://blogs.pravda.com.ua/authors/chalenko/4ab94a4834fce/.Приведу лишь последнюю фразу Чаленко: «Я возвращался в редакцию и думал: «Если на одной шестой части суши, куда ни плюнь, попадешь в хохла, то на фиг мы тогда от нее отделились?»
А что же думают о научной ценности национальной отныне «галереи» профессиональные историки, не имеющие счастья входить в пул братьев Ющенко?
Отмыть бы руки…
Известный исследователь генеалогии казацких родов и малороссийского дворянства Валерий Томазов ответил «2000», что он не против существования галереи выдающихся украинцев как таковой: «Подобная идея имеет высокий культурно-просветительский потенциал. Что же касается присвоения данной экспозиции статуса национальной, то тут, конечно, есть вопросы. Посмотрите — у большинства столичных музеев нет такого звания, а у Музея истории Киева забрали даже помещение. И присвоение на этом фоне статуса национальной галерее, где нет исторических либо художественных раритетов, которая во многом состоит из копий или фотографий — это девальвация титула «национальный».
Завотделом Музея истории Киева, главный редактор культурологического журнала «Купола» Виталий Ковалинский во многом согласен с коллегой: «С точки зрения методики подбора, экспозиция вызывает много вопросов. Все представлено вперемешку: ученые, военные, артисты, бандуристы… Нет даже хронологической классификации.
Вряд ли, однако, могу высказать авторитетное мнение о художественной ценности портретов. Замечу лишь: персонал, который развешивал картины, постоянно жаловался на то, что краска на них еще свежая и им приходилось отмывать руки растворителем.
Впрочем, значительная часть экспозиции представлена цифровыми репродукциями, и тут уж даже я позволю себе усомниться. Если уж ЭТО называть национальной галереей, то почему такое выдающееся собрание, как Музей Богдана и Варвары Ханенко, где собраны шедевры мирового искусства, не имеет подобного статуса?!
Но это Виктора Ющенко не волнует. Зато какое внимание собранию своего брата!»
И благодаря этой «братской любви» вскоре «Українці в світі», в отличие от основанного на 30 лет раньше Музея Киева, обретут-таки постоянное пристанище, если не сказать «жирное» местечко.
За две недели до придания статуса национального «Українцям в світі» президент подписал аналогичный указ «Про надання культурно-мистецькому та музейному комплексу «Мистецький Арсенал» статусу національного». Причем формулировки нормативных актов оказались, на удивление, схожими. Как собрание Петра Ющенко за каких-то полтора года своего существования успело сыграть выдающуюся роль «у справі збереження духовної та матеріальної культурної спадщини», так и не достроенный еще «Мистецький Арсенал» умудрился выполнить «важливу роль у популяризації національного культурного надбання, здобутків сучасного мистецтва та з метою сприяння дальшому розвитку комплексу як мистецького осередку європейського рівня».
Так вот, «национальная галерея» скоро переедет в «национальный арсенал», главой наблюдательного совета которого 18 февраля Виктор Ющенко назначил… Виктора Ющенко.
Однако вспомним, что «галерея — спеціальне приміщення, художній музей, у якому розміщені для огляду твори мистецтва», а не увеличенные и раскрашенные фотокарточки. Допустим (и мы готовы в это поверить), указы президенту пишут безграмотные советники с фальшивыми дипломами. И под словом «галерея» они имели в виду постоянно действующую экспозицию. Но как же тогда быть с указом об «Арсенале», который «мистецький осередок європейського рівня»? Даже если среди изображений выдающихся украинцев большинство рисованные — имеют ли они отношение к искусству? Да еще европейского уровня?
Будучи в Украинском доме, я остановил взгляд лишь на двух портретах — Александра Невского и Евстафия Дашкевича. Но первый уж больно напоминал известную икону (разумеется, «украинского святого»), а второй оказался «авторски переосмысленной» (попросту недорисованной) копией работы известного польского художника Яна Матейко.
Впрочем, я, в отличие от братьев Ющенко, не живописец. Им, может быть, действительно виднее, кому из коллег или «родичів» дать подзаработать на «переосмыслении» чужих работ. Вот и решил я сверить свои дилетантские впечатления с мнением авторитетов в области изобразительного искусства.
Хуторянство по-киевски
«Сразу скажу: уважаю деятельность Виктора Андреевича по поддержке развития искусства, — заявляет искусствовед, хозяйка галерей «Коло» и «Коло-Заспы» Елена Старшинова. — Честь ему и хвала, что он отстоял «Мистецький Арсенал». Но в отношении галереи все делается с каким-то провинциальным подходом. Что я имею в виду: как раньше повсюду «штамповались» ленкомнаты, так теперь в каждом райцентре «штампуются» народные музеи. То есть в принципе хорошая идея сохранения истории и культуры сводится к подмене ценностей и к простой иллюстративности.
Формировать уважение к культуре и истории нужно начинать с того, что окружает нас. А что мы видим? В Киеве сегодня нищие музеи, с них постоянно снимают охрану, ставя под угрозу разграбления. У нас земля ценнее музейных коллекций. Вместо того чтобы отдать помещение в центре города под национальный музей, его сносят для строительства очередной высотки… Если в соответствии с новым статусом под эту галерею будут выделены государственные деньги, то лучше бы их выделили на сохранение и расширение имеющихся коллекций — на закупки настоящих произведений, а не на этот… новодел».
Известный скульптор и искусствовед Олег Пинчук весьма лестно отозвался о замысле «Українців в світі», однако подчеркнул: «Ну как можно судить о художественной ценности выставки, если это документалистика. Да и вряд ли может быть иначе — наши современные художники, которые в украинскую топ-10 попадают, вообще не умеют рисовать портреты. Они рисуют абстракцию, что проще и дает возможность закамуфлировать неумение работать в данном жанре».
Популярный художник Сергей Поярков себя к искусствоведам не относит, поэтому предпочитает не рассуждать о художественной ценности новой национальной галереи: «Я с этой коллекцией не знаком (что само по себе показательно. — Авт.). Но в любом случае ее художественную ценность пусть определяют искусствоведы, а еще лучше — потомки, но никак не тот, кто сегодня принимает решение о присвоении или неприсвоении того или иного статуса. Тем более если речь идет о проектах родственников.
Присвоение действующим президентом чего-то там члену семьи — это беспредел в принципе. Даже если в этой коллекции сплошные шедевры — какая разница? Это твой родной брат!
К сожалению, Виктор Андреевич оказался слаб на то, с чем обещал бороться. Все эти раздачи наград, званий, пистолетов… В общем, еще один госчиновник упустил такую шикарную возможность уйти достойно!
Я имею право так говорить, потому что в 1-м туре голосовал за Ющенко».

You may also like...