Игральные карты: история азарта
Сегодня вряд ли найдётся человек, который никогда не брал бы в руки игральных карт. Он хотя бы в детстве играл в «подкидного дурака», в «ведьму», или раскладывал уже в зрелом возрасте пасьянс, или, наконец, пытался показывать карточные фокусы. Видов карт великое множество, подчас это произведения искусства.
Один московский коллекционер собрал 650 карточных колод, все разные, изготовленные в различных странах, на всех континентах. Тем более что существует множество наборов карт, созданных под конкретные игры. Сегодня купить игральные сувенирные карты, под конкретные игры не составляет труда, это можно сделать не выходя из дома.
«Очко», покер, «пьяница»
Все придуманные человечеством карточные игры принято делить на три категории. К первой категории относятся азартные игры, их насчитывается больше десятка, и среди них наиболее известна игра «двадцать одно», или «очко». Карточные игры, которые почему-то не считаются азартными, их более тридцати, относятся ко второй категории.
В эту группу входят преферанс, бридж, покер. Они тоже, как и игры, считающиеся азартными, могут привести к потере целого состояния (но, однако, и к крупным выигрышам). В эту же категорию, по-видимому, входит и любимая игра немцев под названием «скат». В последние десятилетия преобладает мнение, что покер, самая распространённая теперь в мире карточная игра, а также бридж являются играми, близкими к спортивному типу, наподобие шахмат и шашек, и по бриджу и покеру даже проводятся международные турниры.
Впрочем, соревнования проводятся и по «подкидному дураку», и некоторое время назад экс-чемпион мира по шахматам А. Карпов был чемпионом России, выиграв подобные соревнования. Вообще-то, «подкидной дурак» относится, как считают специалисты, к третьей категории карточных игр, называемых детскими, их насчитывается тоже примерно десяток, и в этот десяток входят и известные всем «ведьма» и «пьяница».
От Индии до Европы
Карты имеют многовековую историю. Есть версия, что карты появились в Индии. Старинные индийские карты были круглыми, имели восемь мастей, причём колода состояла из 96 карт. Принцип игры, правда, больше напоминал шахматы, нежели современные карты. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона высказывается предположение, что карты, возможно, были изобретены в Китае, и случилось это в 1120 году (по христианскому летоисчислению), а в 1132 году они получили там всеобщее распространение.
Четыре масти символизировали времена года, а 52 карты – количество недель в году. Существуют также сведения, что китайцы и японцы ещё до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в Средневековой Японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий. Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки.
С помощью таких карт можно было раскладывать и «пасьянс» – раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». В XIII веке карты стали известны в Египте.
Существует версия, что европейцы познакомились с картами во время крестовых походов, другая – что в Европу карты занесли цыгане, третья – сарацины, как в древности называли арабов-мусульман. Однако на арабских картах вряд ли рисовались человеческие фигуры, как теперь, поскольку ислам запрещает правоверным делать такие изображения. Возможно, родиной карт с рисунком современного типа является Италия или же Германия, в которой уже в 1260 году был основан особый цех фабрикантов игральных карт и торговцев ими.
Первые карты, которыми играли в Европе, стоили очень дорого, так как литографического печатания тогда ещё, естественно, не было, они рисовались от руки. Во Францию карты привозились из Италии, этому есть историческое свидетельство – указ Счётной палаты 1390 года, в котором отражён расход на покупку карт для увеселения короля. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их не слишком удобными для игры.
Первоначально четыре карточных короля изображались в виде легендарных героев-правителей древности, которыми могли восхищаться европейцы, и представлялись в том облике, в каком они фигурировали в народных преданиях: червовый король – Карл Великий (король франков в период с 768 по 800 год нашей эры, а также император обширной империи вплоть до 814 года); бубновый – Юлий Цезарь; пиковый – Давид (пастух и певец, ставший благодаря своим подвигам легендарным древнееврейским царем); трефовый король – Александр Македонский.
«Заразная болезнь»
Доподлинно известно, что во время царствования Людовика Святого в 1254 году был издан указ, запрещавший под страхом наказания кнутом карточную игру во Франции. Итальянский манускрипт 1299 года также говорит о запрещении игры в карты, а к этому времени там была изобретена древнейшая карточная игра – тарок. В Испании первое запрещение игры в карты датируется 1331 г., а в следующем году такое запрещение ввёл в Кастилии своим указом король Альфонс XI.
Указанные запреты на карточные игры соответствуют древней тенденции негативного отношения к азартным играм. Хотя азартные игры существовали всегда, на протяжении всей истории человечества. Археологами были найдены предметы, применявшиеся в азартных играх в Египте ещё за 3500 лет до н. э.
Часто обнаруженные фигурки, рисунки на камнях или керамике изображают людей или богов кидающими игральные кости, которыми служили бабки (так называются межфаланговые суставы овцы или собаки). Да и во многих раскопках доисторических стоянок человека ещё более раннего периода бабки обнаруживаются в больших количествах. Известно, что игральные кости использовались как для бросания жребия, так и для азартной игры.
Например, арийские захватчики Индии во 2-м тысячелетии до н. э. очень любили азартные игры. Игра в кости орехами вибхидака была популярна среди всех каст, исключение составляли лишь очень религиозные люди. Собрание ведических гимнов «Ригведа» содержит поэму «Жалобы игрока», в одной из строф которой цитируется бог Савитр: ««Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в собственности своей и цени её высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!« – так говорит мне благородный Савитр». А в индийском эпосе «Махабхарата», написанном, вероятно, в I веке до н. э., часто и подробно описывается игра в кости, и она квалифицируется как азартная игра.
Очень много упоминаний об азартных играх содержится в фольклоре различных народов. Греческие и римские мифы упоминают о боге азартной игры, или боге удачи. У ирландцев и шотландцев есть сказания о необыкновенных ставках или ставках, невостребованных победителями.
Но наиболее многочисленные драматические истории можно обнаружить в народной литературе Юго-Восточной Азии (Японии, Филиппин, Индии) – о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре собственных жён, сестёр, дочерей, собственные тела или части тела. Некоторые из этих преданий древнего происхождения рассказывают даже об азартных играх с богами. Ещё один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, – Северная Америка. Оказывается, и североамериканские индейцы были подвержены азартным играм.
Не была исключением и Древняя Русь. Играли в «зернь», «бабки» и «яичный бой» азартно, с размахом. Играли «на интерес», щелбаны, на «кукареканье петухом» при всём честном народе, а частенько ставили на кон деньги или лапотинку (старое название одежды). Азарта русичам было не занимать, хотя азартные утехи всегда считались «богомерзкими игрищами», на которые строжайшими указами налагались запреты, за нарушение которых били кнутом, рвали ноздри, клеймили железом и ссылали.
Именовались азартные игры на Руси в те далёкие времена закладными. В «Домострое», этом своде житейских правил и наставлений, написанном в Новгороде в XVI веке, сказано о подверженных игровому азарту: «Возрадуются бесы и налетят, увидев свой час, и тогда творится всё, что им хочется: бесчинствуют игрою в кости и в шахматы, и всякими играми бесовскими тешатся».
Игральные карты в России
Триумфальное шествие игральных карт по Европе, которое по своему размаху можно сравнить лишь с эпидемией чумы, достигло к концу XVI века и России. Карты как забава были допущены даже при дворе. Небольшие партии игральных карт стали предметом импорта из Западной Европы.
При царе Михаиле Фёдоровиче маленькому Алексею Михайловичу были куплены карты для игры со своими сверстниками. Вступив на царство, Алексей Михайлович в невинной, на первый взгляд, забаве распознал покушение на христианские устои и чуть ли не угрозу существованию власти и государства. В связи с этим карточные игры стали строго преследовать и наконец запретили вовсе в Соборном Уложении 1649 года.
Император Пётр Великий, по свидетельству историков, сам в карты играть не любил, предпочитая шахматы. При дворе Пётр не допускал карточных игр. Но, например, в армии и на флоте по уставу государя дозволялось играть, но проигрывать не более одного рубля. Однако в связи с европеизацией быта и нравов популярность карточных игр росла.
В начале XVIII века спрос на игральные карты заметно повысился. С 1716-го по 1723 год в Россию были ввезены 2873 дюжины колод. Императрица Анна Иоанновна стремилась сделать свой двор превосходящим по роскоши и великолепию все европейские дворы, и при дворе появились и вошли в моду азартные карточные игры.
При императрице Елизавете Петровне карточные игры не прекращаются. А в 1761 году они фактически легализуются путём разделения их на дозволенные – коммерческие, и недозволенные – азартные. К первым относились игры, в которых результат зависел не только от случая, но и от мастерства игрока. Играть в такие игры разрешалось на «самыя малыя» суммы денег. К азартным играм были отнесены те, в которых исход игры не зависел от способностей и мастерства игравших, а только от воли случая. Эти игры категорически запрещались. Исключение составляли дворцы Её Императорского Величества.
Время расцвета карточной игры – как в столице, так и в провинциальных губерниях – настало в период правления Екатерины II. Частичное снятие запрета на карточные игры в 1761 году не внесло ясности в определение отношения власти к «богомерзким играм». От разрешения коммерческих игр оказалось недалеко до разрешения азартных.
Устав Благочестия 1782 года предусматривал уголовную ответственность только для профессиональных игроков (тем, кто «от запрещённой игры имеет единственное пропитание»), содержателей игорных домов, кредиторов и шулеров. Таким образом, уголовное законодательство XVIII-XIX веков демонстрирует, с одной стороны, решимость государства искоренить карточные игры, с другой – невозможность повлиять на их вхождение в повседневность. Российское законодательство проделало путь длиною в век, от полного запрещения азартных игр в начале XVIII века для всех сословий, до снисходительного отношения к игрокам-дворянам, смягчению наказаний и избирательному их применению к концу столетия.
Начало XX века в карточные игры не привнесло практически ничего нового. Многие в России продолжали играть, несмотря на войну и конец эпохи, ознаменованный большевистским переворотом. Но игральные карты, благополучно переживавшие в течение многих веков и не такие катастрофы, пережили и эту.
Советская власть, поняв, что борьба с азартной игрой бесполезна, издала распоряжение о возобновлении работы Государственной карточной фабрики. Видимо, сколько существует человечество, столько оно и будет играть. Не помогут ни запреты, ни угрозы, не поможет и знание того, что кто-то понёс колоссальные материальные потери, нарвавшись на карточного шулера («каталу», на жаргоне), а кто-то должен был даже расстаться с собственной жизнью…
***
Карточная игра, как вообще любая азартная игра, это больше, чем развлечение. С одной стороны, можно говорить, что она развивает ум, даёт представление о теории вероятностей и математической логике; с другой – можно найти множество примеров отрицательного влияния игры на человеческую жизнь, недаром специалисты квалифицировали новую психическую болезнь – игроманию. Но игру нельзя полностью отрицать – слишком глубокий след она оставила в человеческой культуре.
Русскую литературу трудно себе представить без темы карточной игры. «Пиковая дама» и «Выстрел» А. С. Пушкина, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Война и мир» и «Два гусара» Л. Н. Толстого, «Игрок» Ф. М. Достоевского – во всех этих произведениях карточная игра если и не является главной сюжетной линией, то очень значительным эпизодом.
Юрий Переверзев, Русская Германия
Tweet