Дорожный бой
За последние 6 лет количество ДТП в Украине увеличилось на четверть. Ежегодно на дорогах страны случается более 50 тыс. автомобильных аварий, в которых гибнет около 5 тыс. человек. Для сравнения: во время афганской войны СССР терял убитыми в среднем полторы тысячи человек в год
Всё реже пассажиры маршруток прилипают к окнам, проезжая место автомобильной аварии: пульсирующий аварийными сигналами «натюрморт» из столкнувшихся машин уже не вызывает любопытства, как всякая привычная городская картина.
По статистике, аварии на дорогах Украины происходят каждые 16 минут. Каждые 2 часа в них кто-то гибнет. Всего за сутки — 14 покойников; более сотни людей получают в ДТП тяжёлые увечья.
Почему так происходит
По словам заместителя начальника Департамента ГАИ МВД Украины полковника милиции Алексея Калинского, причин роста аварийности в последние годы несколько.
—На дорогах значительно больше автомобилей, современные машины обладают высокой скоростью, увеличилась интенсивность движения. А вот дорожная сеть осталась той же, что и пять-шесть лет назад, — замечает он.
Непригодность украинских дорог для нормальной езды — факт известный. И пусть случаев, из-за которых ямы на дорогах и плохое освещение трасс становятся официальной причиной ДТП, — единицы, ГАИ и автолюбители соглашаются: ездить по украинским дорогам опасно.
—Нужно строить новые дороги, развязки, пешеходные переходы, наносить современную разметку, устанавливать дорожные знаки пятого поколения: с подсветкой или светоотражающей пленкой, — говорит Калинский.
У «Укравтодора» своё видение происходящего на дорогах.
—Чтобы обезопасить движение, мы ежегодно ремонтируем дороги, обновляем разметку, ставим разделительные барьеры, — рассказывает пресс-секретарь предприятия Александр Ромасюк.
Он признаёт, однако, что почти все дороги в стране нуждаются в ремонте, но привести все трассы в порядок невозможно:
—Для этого требуется 80 млрд. грн., в то время как мы располагаем лишь 5,4 млрд.
И всё же не дороги, а те, кто на них — вот главная причина катастрофического транспортного смертоубийства.
— Никакой мистики в авариях не ищите, — говорит замначальника столичного управления ГАИ Виктор Тертычный, — Происходят они, потому что водители не придерживаются элементарных правил: лихачат, садятся за руль в нетрезвом состоянии. На днях мне сообщили о случае: мертвецки пьяный водитель разбил машину. Пассажир погиб, а пьяница-водитель мирно спал за рулем, ничего не подозревая о случившемся. Подобное, к сожалению, не редкость. Спасти от остолопов на дорогах могут только высокие штрафы. Но ГАИ не может их самовольно поднять, это компетенция Верховной Рады.
Если верить подсчётам, проведённым Всемирной организацией здравоохранения, убытки от ДТП в Украине составляют 8-10 млрд. евро в год. Отечественные эксперты сдержаннее: по их оценкам, сумма равна 16 млрд. грн.
—Подавляющее большинство ДТП случается из-за нарушений правил дорожного движения, и особенно — из-за превышения допустимой скорости, — говорит Алексей Калинский. — Статистика показывает: количество аварий резко выросло с 2001 г., когда ГАИ запретили изымать у нарушителей права и забирать авто на штраф-площадки.
По словам г-на Калинского, на аварийности отразилось и реформирование ГАИ: на трассах, с которых убрали автоинспекторов, ДТП случаются чаще.
—Реформирование ГАИ «по-американски» (когда за порядком на дороге следит рейнджер), нам не подходит: у нас другой менталитет. Водители почувствовали безнаказанность и теперь вообще игнорируют правила. Я за то, чтобы перенять европейский опыт, а именно — их жёсткость закона, — говорит высокопоставленный гаишник. — В Германии нарушитель спешит заплатить штраф уже на следующий день, потому что знает: через две недели будет вынужден отдать сумму вдвое большую. У нас же лишь 27% нарушителей исполняют решения судов, то есть платят штраф, средняя сумма которого в Украине мизерная — 20 гривен.
После удара
Нередко пострадавшие в авариях на столичных дорогах попадают в отделение политравмы больницы №17.
—Смертность от травм в стране стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и рака, — сообщает главный врач медучреждения, кандидат медицинских наук Николай Дёмин. — Среди пострадавших в автоавариях — большинство мужчин. 40% умерших в результате ДТП — люди до 40 лет. Общая смертность приближается к 11%.
Реже всего удаётся помочь пациентам с черепно-мозговыми повреждениями. С остальными травмами — грудной клетки, брюшной полости, конечностей — хирурги обычно справляются: сращивают конечности, соединяют разорванные сосуды. Однако отсутствие в наших больницах необходимого оборудования — высококлассных инструментов, фиксирующих материалов — сказывается на качестве лечения.
Ампутации довольно редки: врачи идут на эту крайнюю меру лишь в случае крайней необходимости, чтобы спасти пациенту жизнь. По утверждению хирурга больницы Владимира Алексеева, в прошлом году ампутаций было шесть. Все пострадавшие были молодыми людьми.
Лечение после автомобильных аварий обходится недёшево. Больничные сутки для человека с политравмой могут стоить от 200 до 15 тыс. грн. Порой лечение после аварии длится месяцами.
—У нас, к примеру, больше года лежит человек, которому искусственно вентилируют легкие, — с тяжёлым переломом шейного отдела позвоночника после автокатастрофы, — делится хирург. — Он в сознании, смотрит телевизор, но абсолютно неподвижен, и не может самостоятельно дышать.
И врачи, и пострадавшие говорят, что в условиях мегаполиса транспортировка с места аварии в больницу — настоящая проблема. Иногда это занимает полтора часа и больше. Тут уж всё зависит от мастерства бригады скорой помощи, которой водители упорно не желают уступать дорогу. В случае, когда человека невозможно извлечь из сильно повреждённого автомобиля, на место ДТП прибывает бригада МЧС со специальным оборудованием, работа с которым тоже занимает время.
—Однажды к нам привезли пациента, угодившего в аварию на Житомирской трассе, — вспоминает Владимир Алексеев. — Из автомобиля его выпиливали почти полтора часа. К счастью, он не очень пострадал: выручили ремни безопасности. К слову, подушки безопасности также нередко спасают водителей, смягчая удар, сила которого на скорости 60 км/ч при столкновении автомобиля с препятствием эквивалентна 2 тоннам.
Будь готов
В аварию может попасть любой — и новичок, недавно севший за руль, и маститый гонщик. Такой, к примеру, как пилот Racing Team Ukraine, эксперт автомобильной программы «Экипаж» на Первом Национальном Алексей Мочанов.
—Когда человек утром садится за руль, он должен понимать, что вечером может оказаться в больнице, на кладбище или в тюрьме, — говорит гонщик. — Я попал в нелепую, но очень серьёзную аварию два месяца тому назад. Не нарушая никаких правил, на разрешённой в городе скорости. Просто отвлёкся от дороги и управления автомобилем. Мгновения хватило, чтобы, не тормозя, доехать до столба и надолго припарковаться на больничной койке. Ехал в полночь с 16 на 17 ноября домой. Спокойный, трезвый, пристёгнутый, не уставший. Разогнался от светофора километров до 70 в час — и… дал маху. Полез шарить правой рукой за водительским сиденьем. Искал кляссер с компакт-дисками. Левой рукой в это время держал руль, как поручень в трамвае: не рулил, а просто облокачивался на баранку. Правая нога на газе. В это время, после наезда на железный уголок, валявшийся на крайней левой полосе, рвануло левое переднее колесо. Пока сообразил, что случилось, пока матом выразил эмоции, пока начал отруливаться — влетел в столб, даже не сняв ногу с газа. В подобных случаях отрицательное ускорение превышает 3g. Просто так бёдра (самые крепкие кости в скелете человека) не ломаются. Делайте выводы.
Надеюсь, то, что произошло со мной, — продолжает Алексей Мочанов, — станет уроком не только для меня, но и для других водителей. В сезоне-2006 я больше 5 тыс. км провёл в «боевом» режиме на самой старой и опасной гоночной трассе в мире, Северной петле Нюрбургринга. И — ни царапины. Ведь в гонке пилот полностью сосредоточен. А вот при обычной езде мы думаем о чём угодно, кроме того, что перед капотом и под колесами. Болтаем по телефону или с пассажирами, уповаем на «авось».
Я уверен, что есть всего три основных причины ДТП: превышение скорости, переоценка собственных возможностей, и — «пофигизм» в отношении правил дорожного движения из-за полной безнаказанности. ФОКУС
Евгений Сафонов, Лейла Кондакова, Фокус
Tweet