Афганский наркотрафик: ахиллесова пята НАТО
Первые результаты натовской операции «Ахиллес» на юге Афганистана вызвали в Брюсселе противоречивую реакцию. С одной стороны, представители стран НАТО говорят о том, что вынудили талибов перейти к обороне (сегодня, спустя шесть с половиной лет после американской оккупации Афганистана, одно это уже расценивается как «успех»). С другой – Европа бьет тревогу по поводу резко возросшего наркотрафика с афганских опиумных полей. В конце минувшей недели в Брюсселе подводили итоги операции «Ахиллес». Как пояснил корреспонденту «НИ» официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, столь двусмысленное название выбрал наугад бесстрастный компьютер. Если уж продолжать аналогию с Троянской войной, то у натовской миссии в Афганистане действительно обнаружилась своя «ахиллесова пята». Это – опиум.
С октября прошлого года НАТО руководит международным военным контингентом в Афганистане, в том числе и американскими войсками, которые поначалу действовали самостоятельно. Сегодня это 36 тысяч солдат и офицеров, а также 25 тыс. «провинциальных команд восстановления», некоего гибрида между военными гарнизонами и опорными базами гуманитарной помощи. Афганистан – это самая крупная за всю историю НАТО наземная операция. Представители альянса уверяют, что дела здесь пошли лучше. В понедельник немцы начинают перебрасывать в Афганистан долгожданную эскадрилью из шести самолетов-разведчиков «Торнадо» для поддержки наступления на юге, а из Вроцлава в Кабул уже вылетела новая сотня польских солдат. К маю в Афганистане будут 1188 польских военных.
Картину портит проблема наркотиков, к которой еще года два назад натовцы относились не очень серьезно. Теперь выясняется: чтобы победить в Афганистане, нужно выиграть «опиумную войну». Эта страна производит сейчас 92% потребляемого в мире опиума. Доход от его экспорта составляет 3,1 млрд. долл. в год, что сопоставимо с финансовыми вливаниями стран Запада в укрепление кабульского правительства. Совет НАТО констатирует «растущую связь между наркотиками и оппозиционными военными силами».
Американский координатор борьбы с наркотрафиком Томас Швейч заявил на прошлой неделе, что производство героина в Афганистане уже на 30% превышает мировой спрос. Значит, существует угроза падения цены и роста числа наркоманов. То есть талибы будут убивать больше европейцев и американцев не на поле боя, а в школах и дискотеках. «Мак выращивать проще и гораздо доходнее, чем пшеницу, кукурузу или овощи, – рассказал «НИ» Джеймс Аппатурай. – Ничто не даст крестьянам равного дохода. С другой стороны, просто уничтожая плантации, тоже не много добьешься. Борьба с наркотиками – это комплексная работа: и кнутом, и пряником. Нужно не только внедрять альтернативные культуры, но и строить полицию, судебную систему, тюрьмы. США и Великобритания помогают Кабулу разрабатывать антинаркотическую стратегию. Правда, без установления военного контроля над югом Афганистана мало что получится».
Европа хочет скупать у афганских фермеров опиум-сырец
Правительства Германии, Франции и Италии совместно с командованием НАТО начали всерьез обсуждать немыслимое: оптовую скупку всего опиумного урожая в Афганистане по ценам, соответствующим тем, что платят крестьянам наркоторговцы. Об этом сообщил на прошлой неделе немецкий журнал «Шпигель». Впрочем, у этих переговоров есть своя предыстория. «Западу надо скупать у афганских фермеров опиум-сырец. Уничтожение посадок мака приводит лишь к тому, что обнищавшие земледельцы уходят к талибам. Закупки будут временной мерой, на год-два. Ответственность за них следует возложить на НАТО, а опиум пустить на медицинские цели», – с таким предложением еще месяц назад выступил в датском парламенте лидер группы консерваторов Хельге Адам Моллер.
В Дании эта идея не пришлась ко двору. Министр обороны Сорен Гаде, в частности, заявил, что западные закупки опиума приведут к росту этой продукции. Но в других западных странах предложение группы датских парламентариев было встречено с интересом. Аналитики констатируют, что цели США и их европейских союзников в Афганистане разошлись. Вашингтон хочет «добить террористов», в то время как в Евросоюзе больше обеспокоены превращением Афганистана в гигантский шприц с героином, нацеленный на Старый Свет.
Талибы в период своего правления довольно успешно боролись с наркотиками, объявив их злом, направленным против заповедей Корана. С 2001 года, однако, ситуация изменилась. По словам командующего НАТО в Европе генерала Джеймса Джонса, наркотрафик из Афганистана стал большей угрозой Западу, чем был режим «Талибана». Сегодня талибы ради изгнания «неверных» отказались от прежних принципов и включились в выращивание опиумного мака и наркоторговлю. Начиная с 2001 года производство опиума-сырца в Афганистане растет примерно на 20% в год. По данным ООН, рекордный рост, почти на 50%, был зафиксирован в прошлом году. Опиумный урожай составил более шести тысяч тонн.
Идея скупки опиума «на корню» разделила союзников в Афганистане. США исповедуют жесткую линию, уничтожая плантации и убеждая фермеров перейти к выращиванию других культур. Европейцы, которые больше, чем США, страдают от поставок афганского опиума и склоняются к смене тактики борьбы с наркопроизводством.
Александр Минеев, Брюссель; Алексей Смирнов, Стокгольм, Новые известия