США: «второго Вьетнама» не избежать

Уже ясно, что войну в Ираке американцы не выиграли, и из этой страны им придется уйти с позором. Почему именно такой неутешительный итог оджидает Соединенные Штаты? Четвертая годовщина победы США над С. Хусейном ознаменовалась серьезной борьбой между демократами-законодателями и республиканской администрацией (2 мая 2003 г., как известно, американский президент прилетел на авианосец «Авраам Линкольн» и под полотнищем с гордой надписью «Миссия завершена» провозгласил военную операцию в Ираке законченной, а ровно через четыре года Дж. Буш был вынужден наложить вето на законопроект, увязывающий финансирование военных действий с уходом американских войск из Ирака). Да, контролируемой демократами Палате представителей Конгресса США не удалось преодолеть вето главы государства на законопроект, который увязывал выделение 124,2 млрд. долларов на финансирование операций в Ираке и Афганистане с графиком вывода американских военных из Ирака. Но уже ясно, что войну в Ираке американцы не выиграли и из этой страны им придется уйти с позором. Почему именно такой неутешительный итог «поджидает» Соединенные Штаты?

Сразу после захвата американцами Багдада в 2003 г. из Госдепа США стали распространяться многочисленные прогнозы о благополучном будущем Ирака и региона в целом. В реальности же ничего подобного не произошло. И сегодня более чем половина населения Ирака, согласно опросам, не то что недовольна присутствием в стране чужих войск, но и всячески поддерживает теракты против иностранных солдат. Правда, осторожные предположения о том, что ситуация станет развиваться именно в таком ключе, в прессе стали звучать с самого начала агрессии. Первый сигнал об этом с американской стороны подал сам Дж. Буш. 22 апреля 2003 г. он заявил, что война в Ираке «может быть дольше и труднее, чем предполагалось». По словам американского президента, в тот момент причина заключалась в «тяжелом ландшафте и большой территории Ирака».

На этом фоне ангажированные СМИ довольно резво подхватили сентенцию британского премьера Тони Блэра о том, что «война в Ираке носит справедливый характер — и даже если мы были неправы, то, я уверен, история простит нам это, ведь мы уничтожили режим, повинный в нечеловеческих жестокостях и страданиях тысяч людей». По сути же, таким образом ближайший союзник Дж. Буша впервые признал, что оружие массового уничтожения, наличие которого стало главным козырем сторонников вторжения в Ирак, никогда не будет найдено. А это значит, что мировой «партии войны» был дан новый сигнал в отношении того, как выстраивать линию защиты перед противниками агрессии.

СТРАНА «ПОДСЕЛА» НА ФУГАС

Даже спустя незначительное время с начала операции обеспечивать функционирование созданного марионеточного багдадского режима стало непросто. А по мере перерастания военных действий в фазу затяжной противопартизанской борьбы победная эйфория сменилась серьезными раздумьями и признанием того очевидного факта, что Вооруженные Силы США все-таки не победили в Ираке. Более того, как признавали эксперты, подготовка, ведение и последствия войны свидетельствуют, что американское руководство оказалось не в состоянии четко сформулировать цели кампании, ограничиваясь их декларированием в самом общем виде, или не посчитало необходимым сделать это. Этим объясняется и отсутствие выверенной стратегии, и неготовность использовать этнические и исторические факторы, и падающий уровень дисциплины в войсках, и снижающаяся поддержка действий войск не только в США, но и в мире в целом. Как результат — в настоящее время Ирак охвачен не просто партизанской или гражданской войной, а страну захлестнула волна межконфессионального и, по сути, террористического насилия. Все отчетливее проявляется тенденция «сползания» Ирака в хаос родоплеменной войны. Сунниты убивают шиитов и наоборот. Взлетают на воздух мечети, насилию подвергаются представители духовенства, а иракский Курдистан почти отделился от Ирака и вскоре, по всей видимости, станет «новым Косово».

Особенно скверно все это смотрится на фоне отсутствия у военно-политического руководства США мало-мальски эффективного плана по восстановлению Ирака. Не проглядывается и способность «назначенного» руководства страны выработать внутриполитический курс, который реально мог бы стабилизировать обстановку… Между тем Вашингтон пока не собирается выводить из Ирака своих солдат, а только иногда вскользь говорит об этом. На этом фоне мнения многих международных, в том числе американских, политиков, экспертов, представителей спецслужб, а также большей части СМИ выглядят крайне пессимистично, даже капитулянтски. Их оценки, посвященные будущему Ирака, изобилуют словами «западня», «капкан», «трясина», «кошмар», «второй Вьетнам», призывами готовиться к «сценариям провала», то есть к эвакуации войск до того, как Дж. Буш покинет Белый дом в январе 2009 г. По большому счету этому способствует крах разведывательных оценок, ставший к настоящему времени очевидным. Неудачи и провалы американской политики изначально были обусловлены отсутствием надежной информации об Ираке. Ситуация усугубилась действиями руководства разведок, не устоявшего от соблазна поставлять «верхам» угодные им сведения. Позорным фарсом стала история с докладами ЦРУ и МИ-6 о потенциале оружия массового поражения, которым якобы располагал С. Хусейн, а «пробирка с сибирской язвой иракского производства», показанная тогдашним госсекретарем К. Пауэлом на заседании Совбеза ООН, стала своего рода «притчей во языцех». Действительно, как выяснилось позже, многие из аргументов Вашингтона в пользу ввода войск в Ирак оказались ложными. Тщательные инспекции в Ираке так и не смогли найти оружие массового уничтожения или его компоненты. Попытка же представить решение Дж. Буша о вторжении в Ирак как результат дезориентации американского руководства «недостоверными данными» была более чем скептически встречена мировым сообществом. Все почувствовали: Вашингтон продолжает практику двойных стандартов в ядерной области. Вследствие этого ряд экспертов даже полагает, что вскоре рухнут и некоторые универсальные инструменты в этой области, включая Договор о нераспространении ядерного оружия.

В то же время стоит отметить, что иракская кампания уже обошлась американским налогоплательщикам примерно в 400 млрд. долларов. А косвенные потери экономики США от возрастания цены на углеводородное сырье составили более трех триллионов долларов, причем, кстати, по этой же причине около 2,5 трлн. долл. потеряла экономика европейских стран. Высоким оказался и уровень потерь коалиционных сил, в том числе от «дружественного огня». При этом особой критике подвергаются действия Соединенных Штатов во время второй фазы пребывания в Ираке, продемонстрировавшей неспособность Пентагона к установлению порядка и стабильности в Ираке хотя бы на том уровне, который поддерживался в период правления С. Хусейна. Известно, что сегодня в Ираке действует более чем 130-тысячная группировка американских войск. И только по официальным данным, в Ираке уже погибли почти 3,5 тыс. солдат и офицеров, а около 7 тыс. получили ранения и инвалидность. Вместе с тем независимые источники приводят другие данные. Так, в 2003 г. погибли 779 военнослужащих ВС США, в 2004 г. эта цифра увеличилась до 4000, в 2005 г. — до 5000, в 2006 г. она уже составила около 7300, а за первые три месяца 2007 г. — уже более 350 военнослужащих. Всего же 7,5 тыс. погибших, плюс-минус 200-300 военнослужащих. Раненые же составили за весь период еще более 27 тыс. военнослужащих, число больных и психически неуравновешенных составило около 30 тыс. военнослужащих, а число инвалидов — 9 тыс. за все время «установления демократического строя». Следует добавить, что в результате суицида в американских войсках в Ираке погибли еще 83 военнослужащих. Еще около 400 человек за время кампании потеряли союзники США по коалиции. С начала войны из ВС США дезертировали более 8 тыс. военнослужащих. Сократилось число желающих поступить на службу в армию. В итоге в 2006 г. в ВС США отмечался недобор в 13 тыс. человек. Потери боевой техники составили: по танкам, БМП и БТР — более 2 тыс. единиц, по вертолетам, самолетам и беспилотным летательным аппаратам — около 220 единиц. Такое количество техники не может сразу восполнить и мощная американская экономика.

Данные опросов среди американских военнослужащих, дислоцированных в Ираке, показывают, что 2/3 из них выступают за вывод войск в течение этого года, а 1/3 — за немедленный вывод. Особую озабоченность высказывают армейские психологи. Так, главный военный психиатр Э. Ритчи считает, что алкоголизм и наркомания среди американского воинского контингента приобрели «угрожающие масштабы». В среднем в боевых частях четверо военнослужащих из десяти страдают этими недугами. При этом за время операции в Ираке было проведено более 700 судебных разбирательств, связанных с преступлениями на почве «чрезмерного употребления алкоголя и наркотиков». Из них более 1/3 преступлений признаны особо опасными: убийства, грабежи, изнасилования (15 случаев, в том числе групповых), вооруженные нападения. Наибольший процент алкоголиков и наркоманов наблюдается в боевых частях Сухопутных войск и Корпуса морской пехоты.

Количество нападений на войска коалиции за годы оккупации возросло в несколько раз, а количество повстанцев, по независимым оценкам, превысило 25 тыс. человек. За последние два года в Ираке было зафиксировано свыше 2,5 тыс. терактов, совершенных смертниками. В среднем ежесуточно в стране происходит около 90-120 разного рода вооруженных нападений. Наиболее часто атакам и терактам подвергались пункты записи добровольцев в иракскую армию и полицию, различные госучреждения. Сохраняется высокая активность боевиков на транспортных магистралях, что создает трудности в снабжении коалиционных войск и негативно сказывается на экономике страны. Постоянными объектами диверсий и саботажа остаются предприятия нефтяной отрасли, энерго- и водоснабжения.

В настоящее время наибольшую активность силы местного сопротивления и иностранные наемники проявляют в Багдаде и его окрестностях. В том числе в особо охраняемой «зеленой зоне», а также в населенных пунктах в центре, на севере и западе Ирака — Рамади, Эль-Фаллудже, Киркуке, Мосуле, Тикрите, Самарре и др. Сохраняется высокая активность сил сопротивления в «треугольнике смерти» южнее Багдада. Ежедневно там получают ранения и гибнут 3-4 военнослужащих оккупационных войск и минимум 25-40 представителей иракских силовых структур.

Статистика по-разному исчисляет жертвы среди иракского населения. Однако можно согласиться с теми, кто называет число 200-250 тыс. человек убитыми и более 400 тыс. ранеными и не менее 800 тыс. беженцев. Жители сталкиваются с нехваткой продовольствия, воды, электроэнергии, медикаментов и медицинского обслуживания. Другое бедствие, вызванное войной, — безработица. Ее уровень исчисляется в пределах 90-95%. Увеличилось количество тюрем. Общее число заключенных в Ираке достигает 200 тыс. человек, причем США намерены расширить еще 3 тюрьмы и построить дополнительно еще 2-3.

Наряду с этим новые власти Ирака не обрели легитимизации в глазах большинства иракцев, которые считают эти власти «марионеткой в руках США». Симптоматично, что наличие этой проблемы подчеркнули и в Европарламенте, указав при этом, что прогнозируемый коллапс в Ираке вызывает все большую озабоченность не только у них, но и в арабских государствах. Причем Саудовская Аравия, Йемен, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны, имеющие шиитские общины, опасаются их политической активизации под влиянием иракских событий. Провал США в Ираке на фоне развития Тегераном своей ядерной программы сеет среди арабов сомнения относительно гарантий обеспечения их безопасности американцами и их союзниками. И именно вторжение Соединенных Штатов в Ирак поставило под вопрос перспективы урегулирования ситуации вокруг «ядерного досье» Ирана. Аналитики вполне обоснованно сомневаются в искренности намерений администрации США решать иранскую проблему дипломатическим путем.

К слову, в ходе военных действий в Ираке Пентагон использовал более 3 тыс. тонн боеприпасов, начиненных обедненным ураном и явившихся источником заражения окружающей среды. Американские военнослужащие после возвращения из Ирака требуют обследования на предмет присутствия в их организме радиоактивных веществ. Применение обедненного урана, по заключению крупного американского специалиста доктора Д. Роки, является военным преступлением, особенно с учетом того, что никаких мер по обеззараживанию местности США не предпринимают.

«УДАРЫ КУЛАКАМИ И ИЗБИЕНИЕ ПРИКЛАДАМИ»

Массовый характер приобрели в Ираке нарушения прав человека со стороны многонациональных сил. Неправительственная правозащитная организация Human Rights Watch неоднократно отмечала нарушения основополагающих международных законов, а также прав и свобод граждан со стороны коалиционных войск. К числу таких нарушений относят снос домов родственников подозреваемых партизан или чиновников прежнего режима. А ведь уничтожение имущества как репрессивная или сдерживающая мера приравнивается к коллективному наказанию, которое запрещено Женевскими конвенциями. Практикуемый американцами захват людей с целью вынудить противную сторону к желаемым действиям приравнивается правозащитниками к захвату заложников. Правозащитные организации, в частности «Международная амнистия», требуют в срочном порядке прояснить судьбу тысяч заключенных в Ираке, а также решить вопрос относительно ответственности за это многонациональных сил. Однако США заявили о своем намерении удерживать под стражей без предъявления обвинения от 4 до 5 тыс. человек, не указав при этом правовых оснований для подобных действий. Только в этом году правозащитниками было вскрыто более 330 случаев издевательств над 460 заключенными с участием более 600 сотрудников американских спецслужб и военного персонала. При этом все случаи подтверждены документально.

Достаточно часто американские военнослужащие нарушают правила ведения войны в ходе проведения различного рода совместных с иракскими силовыми структурами операций. Так, до 70-90% иракских заключенных, как отмечалось в докладе Международного комитета Красного Креста еще в феврале 2004 г., были «задержаны по ошибке». «Плохое обращение во время задержания было явлением повсеместным и выходило за рамки разумного, обоснованного и пропорционального применения силы, — указывалось в докладе. — Производившие арест обычно входили в дома после наступления темноты, вламывались в двери, грубо будили жителей, выкрикивали приказы, силой сгоняли членов семей в одну комнату и держали их под наблюдением военных, пока проводился дальнейший обыск дома, во время которого они продолжали ломать двери, шкафы и другую собственность… Иногда они арестовывали всех мужчин в доме, включая престарелых, физически неполноценных или больных. Способы обращения с людьми часто включали запугивание, оскорбление, взятие на прицел, удары кулаками, пинки и избиение прикладами». Одним из самых ярких фактов немотивированного насилия со стороны военнослужащих ВС США к гражданскому населению Ирака, который характеризует их отношение к жителям страны, явился факт изнасилования и убийства американскими военнослужащими 15-летней девочки, жительницы города Эль-Махмудия. После надругательства над девочкой она и ее семья (как и свидетели преступления) были убиты.

В американских Вооруженных Силах существует серьезная проблема и с соблюдением принципов соразмерности действий в ходе проведения операций. В качестве примера хочется привести одну из таких операций, проведенную в 2005 г. в Эль-Фаллудже. По данным независимых источников, там погибли 750 иракцев, 90% из которых были мирные жители. Они сгорели заживо из-за того, что американцами применялись авиабомбы в фосфорном снаряжении (мол, для «освещения объекта»). Примечательно и то, что сейчас американские войска «палят по всему, что движется», даже по союзникам. За март этого года от «дружественного огня» погибли и получили ранения 8 иракских полицейских и 6 военнослужащих иракской армии.

Стратегический провал политики в Ираке начинает оказывать влияние и в рамках трансатлантического партнерства. Неудача в Ираке не может не иметь серьезных последствий для НАТО, поскольку 16 из 26 членов блока вовлечены в проводимую там военную кампанию. С самого начала было ясно, что не все страны-участницы альянса поддерживают сотрудничество с американцами на Ближнем Востоке. Сейчас расхождения, проявившиеся еще на этапе дипломатических переговоров об операции в Ираке, обостряются. Причем европейцы фактически обвиняют американцев в том, что они «потеряли Ирак». Внутри Соединенных Штатов иракская проблема является фактором, дискредитирующим администрацию Дж. Буша, и источником потенциального ущерба для политики республиканцев. По оценке аналитического Пью-Центра, нынешний президент уже рассматривается как обуза, ухудшающая перспективы республиканской партии на предстоящих выборах. Тем более что выборы в Конгресс они уже проиграли.

Впрочем, Белый дом упорно реализует свои установки, поставленные еще задолго до 11 сентября 2001 г. Поэтому и вывод войск из Ирака не входит в нынешние планы Дж. Буша. Так, заявление президента США о приверженности целям строительства «свободного и демократического Ирака» нашло подтверждение в его обращении к нации от 19 марта с.г., посвященном четвертой годовщине начала кампании против С. Хусейна. Примечательно, что в своем обращении президент «важнейшей задачей на данном этапе войны» видит «обеспечение безопасности в столице (Багдаде)». Интересно, а как быть с другими районами? Там что, уже все проблемы решены? Или там нет населения? Дж. Буш также подчеркнул: для того чтобы в иракской столице был реализован план по обеспечению безопасности, «должны пройти месяцы, а не недели». И поэтому требуется усиление группировки войск в Ираке почти на 22 тыс. военнослужащих.

Итак, какие результаты сейчас имеют Соединенные Штаты после четырех лет оккупации Ирака?

Во-первых, самый низкий уровень морально-психологического состояния личного состава американских ВС. Эйфория «победоносного шествия по Вавилону» канула в лету.

Во-вторых, огромные денежные траты. Совокупная стоимость этой авантюры обойдется американскому налогоплательщику в 817 млрд. долл., еще 3 трлн. долл. составят экономические потери.

В-третьих, Дж. Буш принял поистине «гениальное» решение — направить в Ирак еще 21,5 тыс. военнослужащих.

Каковы же перспективы развития обстановки в Ираке? Примечательно в этом плане заключение главного идеолога «американского гегемонизма» З. Бжезинского: «Президент признал наше поражение, хотя тут же применил стандартный прием уклонения от ответственности — объявил его своей личной ошибкой: Президент: говоря об угрозах, с которыми США приходится сталкиваться в Ираке, попал в ловушку демагогического упрощенчества, назвав пребывание войск в этой стране борьбой за защиту «молодой демократии» против экстремистов и американского общества от террористов. Истинность и того и другого утверждения более чем сомнительна». Такого «линчевания» не знал еще ни один президент США. А ведь, помимо этого, З. Бжезинский, сказал, что «направление в Ирак дополнительного контингента из 21,5 тыс. человек не более чем политическая уловка, тактическая ценность которой весьма и весьма ограниченна, а стратегическая отсутствует вовсе».

Так же примечательны «размышления» генерал-лейтенанта Д. Петраеса, который 23 января с.г. в ходе утверждения его кандидатуры на должность командующего группировкой ВС США и многонациональными силами (МНС) в Ираке в сенатском комитете по делам Вооруженных Сил изложил свои оценки текущей обстановки в Ираке. Генерал, считающийся в Пентагоне одним из ведущих специалистов по иракской проблеме, достаточно объективно и откровенно охарактеризовал ситуацию в этой стране как «ужасную», заявив, что Соединенные Штаты имеют дело с «решительным, жестким и быстро адаптирующимся к изменениям обстановки противником, успешно и эффективно использующим ошибки и просчеты как американской стороны, так и иракского правительства». Д. Петраес также признал, что ключевым фактором, от которого полностью зависит весь ход реализации новой стратегии Белого дома в Ираке, является практическая поддержка американского плана со стороны правительства Н. Аль-Малики. По мнению генерала, без решительных действии иракских властей по прекращению религиозно-этнического конфликта и без начала процесса национального примирения цели политики Соединенных Штатов в Ираке не будут достигнуты.

«КРЕДИТ 11 СЕНТЯБРЯ» РАСТРАЧЕН

Оккупация Ирака по своей сути стала ярким доказательством стремления американской администрации к глобальному расширению зоны своего влияния. При этом Вашингтон особо не затрудняется в выборе средств достижения своих целей. Таким образом, вместо международного правопорядка в мире формируется вседозволенный по содержанию и непредсказуемый по своим последствиям силовой диктат Соединенных Штатов. Военная авантюра США и их союзников в Ираке привела к появлению новых факторов, деструктивное влияние которых может выйти далеко за рамки Ближневосточного региона. Следует выделить два момента. Первый: в результате свержения светского авторитарного режима, не имевшего связи с «Аль-Каидой», Ирак превращается в «базу» террористов. Следовательно, надо ожидать, что со временем начнется их отток в другие страны. К чему это приведет, и так ясно. Второй вывод: война в Ираке усилила позиции в этой стране шиитского большинства. Во многих арабских странах это воспринято как нарушение в пользу Ирана сложившегося баланса сил в зоне Персидского залива и вызывает опасения по поводу возможности дальнейшей «шиитской экспансии» в регионе. Многие эксперты сравнивают иракскую войну с войной США во Вьетнаме. По большому счету они действительно по многим показателям и критериям являются схожими, в том числе по главному — снижению популярности администрации Белого дома и поддержки ее американским обществом в ходе ведения этих войн.

Тревожным выводом из анализа текущей ситуации для администрации США является и то, что по мере затягивания войны в Ираке она все больше растрачивает «кредит 11 сентября». Именно он фактически развязал Америке руки для нового глобального передела мира. По оценкам ведущих мировых политологов, этот «кредит» должен был, как минимум, в течение 10 лет обеспечивать США право «необсуждаемого решения» основных мировых проблем. Но сегодня, застряв в Ираке, Америка в глазах мира стремительно теряет право считаться жертвой агрессии и все более явно сама приобретает облик агрессора. Из-за воздействия совокупности этих факторов наблюдается значительное снижение доверия к администрации Дж. Буша не только населения, но и элиты и военнослужащих ВС США. Более того, имидж США в мировом сообществе как защитника и борца за демократические свободы и другие ценности практически исчерпал себя после развязывания войны против Ирака, пренебрежительного отношения к нормам международного права, скандалов с тайными тюрьмами ЦРУ, издевательств над заключенными.

Анализ военного конфликта показывает, что стратегия США по силовому установлению и защите «молодой демократии» в Ираке фактически провалилась. Сложившаяся ситуация не удовлетворяет ни американское общество, ни население и руководство Ирака, ни мировое сообщество и ООН. Следует подчеркнуть, что подход к урегулированию военного конфликта в Ираке, по мнению Москвы, должен носить комплексный характер. Его формирование не должны осуществлять только Соединенные Штаты, которые преследуют в этой войне достаточно всем известные свои национальные «нефтяные» интересы в этом регионе. В разработке такого подхода целесообразно участие ведущих стран мира, международных и региональных институтов и неправительственных организаций. Программа по урегулированию конфликта должна включать проведение разноплановых мероприятий политического, экономического, военного и правового характера. При этом важно отметить для будущего, что действия по урегулированию конфликта не должны легализовать агрессию США против Ирака.

Среди основных мероприятий, направленных на урегулирование обстановки, можно выделить следующие. Под эгидой ООН необходимо создать спецкомиссию по формированию нового государственного устройства Ирака и политической системы общества, восстановлению экономики и инфраструктуры, а также для решения других актуальных проблем. Совбезу ООН целесообразно принять соответствующую резолюцию, чтобы процесс по решению этих вопросов был поставлен под контроль мирового сообщества. При этом в этой же резолюции необходимо зафиксировать, что Ирак является суверенным государством в рамках существующих границ и его оккупация является лишь временной акцией. Чтобы консолидировать иракское общество спецкомиссии целесообразно провести анализ и предложить комплекс мероприятий по разрешению противоречий между шиитами, суннитами и курдами. Для разрешения проблем урегулирования конфликта необходимо привлечь Лигу арабских государств, а также приграничные к Ираку страны — Сирию, Иран, Турцию, возможно и другие — в зависимости от характера проблемных вопросов. Для формирования спектра подходов и конкретных мероприятий, возможных методов их организации и проведения представляется целесообразным провести международную конференцию под эгидой ООН или другой организации. Чтобы обеспечить восстановление своего экономического и военного потенциала, иракское правительство (а не администрация США) должно объявить международный конкурс на разработку нефтяных месторождений и других проектов развития страны. Несомненно, в нем должны участвовать и те страны, которые не поддерживали и не участвовали в войне. Кроме того, решить вопрос со странами ОПЕК по увеличению квоты по продаже своей нефти.

И, наконец, то, что происходит в Ираке, должно получить объективную правовую оценку международного сообщества, должны быть выявлены и осуждены истинные виновники случившегося. Без этого невозможно восстановить авторитет главной международной организации — ООН, а без авторитета, как известно, любые попытки восстановить мир могут остаться только благими пожеланиями.

Николай Моисеев, генерал-лейтенант запаса, кандидат исторических наук, ВПК

Читайте также: