Вооружен и очень опасен

В январе 1984 года весь полуостров был оцеплен нарядами милиции — искали особо опасного вооруженного преступника, совершившего несколько ограблений и убийств. В итоге он был задержан и разоружен в Симферополе молодым оперативником Киевского райотдела Николаем Васильковым и его напарником. Василькова после поимки убийцы даже представили к ордену Красной Звезды. Но награду почему-то так и не дали…

Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская

Раскопал ружье…

В конце 1983 года в Севастополе некий Геннадий Лукьянов нашел на раскопках немецкое ружье. Было тогда парню 29 лет, и Гена уже имел одну судимость. В 19 лет его посадили за хулиганство и сопротивление милиции. Очевидно, тюрьма не вправила парню мозги, потому что после «счастливой» находки в его голову закралась мысль, которая впоследствии изменила его судьбу.

Лукьянов решил «зарабатывать» на жизнь воровством. Идеями по этому поводу поделился с младшим братом, и тот согласился с ним. Обоим хотелось жить в достатке, а его в семействе Лукьяновых никогда не было — родители братьев были обычными тружениками со средним достатком.

Дабы достойно отметить Новый — 1984 год, братья проникли в комиссионный магазин «Юбилейный» в Балаклаве. Пока младший обчищал кассу, старший стоял на «шухере». Геннадий тогда не знал, что сработала сигнализация и работники ОГСО уже спешили к магазину. Когда Лукьянов увидел, что один из них пытается войти в комиссионку, он достал ружье и, не задумываясь, выстрелил в человека.

Сделал он это нервно и в спешке — внутри магазина находился младший брат, и его нужно было спасать. Благо охранник в момент выстрела поднялся на ступеньку выше, и пуля угодила в тазобедренный сустав, не задев жизненно важные органы. В тот день братьям удалось сбежать из комиссионного магазина, прихватив выручку. Милиция только разводила руками — преступники как сквозь землю провалились.

Удачное ограбление комиссионки показалось Лукьянову добрым знаком — значит, нужно продолжать. Следующим объектом ограбления стал военный институт, тоже в Балаклаве. Лукьянов на тот момент работал в нем слесарем, поэтому знал, что на третьем этаже здания находится сейф с деньгами. Не знал он только, что каждый день деньги вынимают и сдают оперативному дежурному, который сидит на посту у входа в институт.

В тот день, а был уже январь 1984 г., Геннадий Лукьянов вместе с братом проник в кабинет, где находился сейф, спустившись с крыши по веревке. Вскрытие сейфа заняло некоторое время, но все же железный ящик поддался. Каково же было удивление вора, когда он не обнаружил в нем денег. Еще больше он удивился, увидев на пороге кабинета дежурившего в тот день капитана второго ранга. Тот поднялся на третий этаж, услышав подозрительный шум. Лукьянов отреагировал быстро: он кинулся на офицера, оглушил ударом ружья по голове и забрал у него пистолет.

Когда дежурный пришел в себя, Лукьянов приказал ему вывести его и брата через КПП, где сидел мичман. Капитан сделал вид, что согласен, и под дулом пистолета, приставленного к боку, направился к КПП. Когда преступники и их заложник поравнялись с контрольно-пропускным пунктом, капитан вдруг попытался вырваться и предупредить мичмана. Тогда Геннадий Лукьянов хладнокровно его расстрелял. Мичман упал на пол и начал стрелять в налетчиков, но те, ранив его, скрылись в неизвестном направлении.

И даже после этого братья не успокоились и ограбили еще один магазин. Все вышеперечисленные преступления были совершены ими буквально за 10 дней.

Побег в неизвестность

После убийства военного вся милиция Крыма была, что называется, поставлена на уши. Искали двух неизвестных. Мичман не мог их описать — братья были в масках. А еще в перчатках (а значит, не оставили отпечатков пальцев), что весьма усложняло поиск преступников. Милицией полуострова был введен план «Сирена». Лукьянов-старший понял, что очень скоро до него доберутся и нужно срочно бежать из Крыма, особенно из Севастополя.

Буквально на следующий день Лукьянов поймал на улице такси и попросил водителя подвезти его к железнодорожному вокзалу встретить мать. Как только автомобиль доехал до развилки Севастополь — Ялта — Симферополь, Лукьянов приставил пистолет к виску таксиста и приказал везти его в Симферополь. Мужчина категорически отказался, и тогда преступник выстрелил ему в голову. После этого Лукьянов погрузил тело убитого на заднее сиденье, а сам сел за руль.

Была зима, дорогу сковал гололед. Кое-как с ним справлялись опытные водители, но Лукьянов таковым не был. На одном из поворотов машину занесло, и она вылетела на обочину. Геннадий остался жив и практически не был ранен. Он выбрался из автомобиля и пошел пешком. Это была его роковая ошибка. Как только правоохранители нашли машину с трупом таксиста, сразу поняли, кто убийца. Лукьянов оставил отпечатки пальцев на руле автомобиля, а так как он был судим, его личность очень быстро установили. Более того, преступник стрелял в таксиста из табельного оружия военного, убитого им в Балаклаве.

В тот же день по всему Крыму были расклеены листовки-ориентировки: «Разыскивается особо опасный вооруженный преступник Лукьянов Геннадий Юрьевич…» Правоохранителями была оцеплена трасса Севастополь — Симферополь, город патрулировали наряды милиции. Казалось бы, зверя загнали в клетку, оставалось только изловить его.

Награда не нашла своего героя

Как сейчас вспоминает Николай Васильков, в прошлом оперуполномоченный Киевского райотдела Симферополя, в настоящем ветеран МВД, член Крымского отделения Международной полицейской ассоциации, то, что натворил Лукьянов, в те годы было страшным резонансным преступлением (это потом, в бандитские 90-е, подобное уже никого не удивляло). Сам министр МВД УССР приезжал в Крым контролировать процесс задержания особо опасного преступника.

«Нам была дана команда: если при задержании преступник окажет сопротивление — стрелять на поражение, — рассказывает Васильков. — В связи с этим происходили курьезные случаи. Многие преступники, внешне похожие на Лукьянова, сами сдавались милиции, боясь быть убитыми… Как-то милиционеры пытались задержать одного такого человека, по приметам похожего на Геннадия Лукьянова, но тот, увидев вооруженных правоохранителей, закричал, что, мол, не убивал никого, а только воровал. И подробно рассказал, где и как».

В тот месяц благодаря поискам Лукьянова параллельно были раскрыты многие другие преступления. А вот сам Геннадий Лукьянов как в воду канул. На тот момент уже был арестован его младший брат, который во всем сознался. Имелась также информация, что Лукьянов таки добрался до Симферополя и залег на дно.

Когда правоохранители уже отчаялись найти преступника, Лукьянова засекли в районе улицы 51-й Армии, возле продуктового магазина. Васильков был включен в группу захвата, в напарниках у него были еще три человека. Эта опергруппа во главе с тогдашним начальником Киевского райотдела прибыла на место задержания.

Было решено, что Васильков и его молодой напарник выйдут к преступнику первыми и одеты они будут в гражданское. За ними пойдут еще двое правоохранителей в форме и вооруженные до зубов. Так и поступили. Лукьянов стоял в магазине и делал вид, что обдумывает покупки. На самом деле, как потом преступник признался на допросе, он собирался ограбить магазин, чтобы купить парик, женскую одежду, косметику и, замаскировавшись таким образом, выехать за пределы Крыма.

Первым к Лукьянову подошел Васильков, его напарник стоял сзади преступника. Рука последнего находилась в кармане, и опер сразу понял, что там пистолет. Согласно составленному заранее плану, напарник Василькова дернул преступника за руку, и, когда тот оглянулся, Васильков буквально в два прыжка настиг Лукьянова, схватил за руку (а тот уже вытаскивал пистолет) и свалил на пол ударом в пах. Сразу после этого подоспели два милиционера, одетые в форму и вооруженные до зубов. Преступник был обезврежен.

На допросах он вел себя спокойно, признавался, что не хотел убивать, мол, как-то само так получилось. Всю вину взял на себя, чтобы спасти брата. Но Лукьянову-младшему все же дали 10 лет заключения. Самого Геннадия приговорили к расстрелу. Однако до него он не дожил: Геннадий Лукьянов повесился в камере. В предсмертной записке он во всем раскаивался и брал вину на себя.

Сразу после задержания особо опасного вооруженного преступника Николая Василькова представили к высокой награде — к ордену Красной Звезды. Однако чуть позже представление почему-то отозвали и дали всем участникам задержания по медали. Вот так оценили геройство, которое чуть не стоило Николаю Василькову жизни.

You may also like...