Сегодня, 28 ноября, будет вынесен приговор по резонансному «делу Жуковского». Уголовному делу в отношении предпринимателя Олега Жуковского, при обороне расстрелявшего напавших на него «рейдеров».
Вчерашний офицер с оружием в руках сделал за прокуроров, милицию и государство полезную для общества работу. Как государство, представленное судом, оценит заслугу гражданина Жуковского?
Издание
«Аргумент» напоминает фабулу дела. Летом 2007 года на территории завода «Нектар» (Николаев) произошло убийство: директор фирмы расстрелял из карабина двух кавказцев. Двойное убийство – событие из ряда вон выходящее, и ЧП привлекло к себе сразу внимание СМИ. Оказалось, что убийство с целью самообороны стало последней точкой в человеческой драме предпринимателя Олега Жуковского, в прошлом – офицера-ракетчика, крепкого семьянина и надежного товарища.
В Николаев Жуковские переехали в 1994 году, после развала Союза. Олег Жуковский – выпускник военной академии в Харькове, специалист по предупреждению ракетного нападения, уволился в запас, так как в Украине его специальность оказалась не нужна. Чтобы прокормить семью занялся предпринимательством.
В Николаеве создал небольшую фирму – ЧП «Гидромаш», которая стабильно работала и кормила семью. В 2002-м О.Жуковский официально купил часть территории завода «Нектар» (все документы оформлены щепетильно законно), где разместил свое предприятие (профиль – торговля стройматериалами). За несколько лет отремонтировал помещения под офис, магазин, склад – крепкое семейное предприятие, не более того.
Семья Жуковских жила размеренной, стабильной жизнью, подросли дети. Младшая дочь в 14 лет стала мастером спорта, чемпионкой Украины по бадминтону. Олег Жуковский пропадал в спортзале, всячески помогал школе в организации соревнований, поездок на чемпионаты.
Летом 2007-го года счастливая семейная жизнь кончилась. Глаз на фирму Жуковских положил местный криминальный авторитет Георгий Абшилава. Который явился на территории завода «Нектар» в компании боевиков, ликвидатора завода «Нектар» Н.Дудниковой и юриста В.Рыжего и матами «приказал» с территории завода съехать. Потому что он, Абшилава, этот завод купил.
Жуковский удивленно возражал, что эта территория давно находится в его собственности, соответствующие документы – имеются, что это какая-то ошибка… В ответ – матерщина, оскорбления и угрозы расправы. При этом Абшилава предупредил, что в прокуратуру и милицию с жалобами ходить не надо – они все «его», Абшилавы.
Что впоследствии и оказалось.
За четыре следующих года семья Жуковских пережила десяток судов – как законопослушный гражданин Олег оспаривал право на свою собственность в судебном порядке. «Ручные» судьи Абшилавы часто принимали самые вздорные решения, но ни разу суд – даже деньги – не смог признать договор купли-продажи между Жуковским и «Нектаром» недействительным и «выселить» бизнесмена с собственной территории. Это еще больше бесило Абшилаву, на семью Жуковских посыпались угрозы физической расправы.
При этом Г.Абшилава при встречах и по телефону постоянно угрожал своими покровителями: депутатом от партии БЮТ Забзалюком; заместителем прокурора области И.Боршуляком, начальником налоговой милиции Моторой, главой налоговой администрации Лаврешовым и другими… Крепкое некогда здоровье Олега дало сбой, не выдержало сердце, начались приступы аритмии. Но он внешне спокойно гнул свою линию, старательно избегая открытого противостояния.
С весны 2010 года на фирму Жуковского посыпались заказные проверки – без должного уведомления, зачастую без направлений; до 15 человек «проверяющих» одновременно, даже с автоматчиками и видеокамерами.
Жуковский обращается с жалобами в прокуратуру, но в ответ получал лишь отписки: мол, на проверку направлялись два человека, полномочий не превышали… Акты судмедэкспертизы о нанесении побоев сотрудникам во время таких «проверок» прокуроры Николаева «не замечали». Цель этой травли с привлечением на сторону бандита-кавказца государственного аппарата Украины – запугать бизнесмена Жуковского, заставить расстаться со своим имуществом.
Видя, что Жуковский не намерен сдаваться и после организованных «наездов» правоохранителей, Абшилава сказал Жуковскому, что она обязательно повстречает вечером пьяную компанию, когда будет возвращаться с тренировки. И на эту угрозу Олег ничего не ответил, но стал неотлучно сопровождать ребенка на спортивные занятия.
Абшилава угрожал расправиться с дочерью-подростком Олега Жуковского
Весной 2010-го налоговая инспекция возбуждает в отношении Жуковского уголовное дело из-за неуплаты налогов. Правда, об этом сам О.Жуковский узнаёт лишь 15 октября, когда ему предъявили постановление на обыск в офисе и в квартире, согласованное с И.Боршуляком (теперь уже бывшим заместителем бывшего прокурора области). Незаконно возбужденное уголовное дело суд постановил «закрыть».
16 декабря 2010 года на территорию предприятия О.Жуковского прибыла следователь налоговой милиции В.Гупаленко с приказом начальства весь товар, принадлежащий предприятию Олега, который находится на его складах, срочно передать некоему ООО «Петровна». Следователя В.Гупаленко привезли люди Абшилавы на его же машине, налоговик приступил к осмотру складов.
А через час на территорию базы ворвался Абшилава с группой кавказцев на нескольких машинах и захватил предприятие. Кавказцы кричали, что они «чечены», что «всех перережут», пытались вытолкать за территорию завода Олега Жуковского и юриста предприятия. Был вызван наряд милиции, но выдворять с частной территории посторонних лиц – Абшилаву с бандитами – милиционеры отказались: мол, пока нет трупов, им тут делать нечего.
…К концу рабочего дня все сотрудники «разрываемой» фирмы разошлись по домам. В офисе остался лишь Олег Жуковский, его супруга, не пожелавшая оставить мужа в трудную минуту, и охранник фирмы. Жуковский понимал: если он уйдет с предприятия, то больше на свою территорию уже никогда не вернется.
Боевики-кавказцы всю ночь топтались вокруг офиса, сбили вывеску на крыше, пытались взломать окна и двери. Угрожали поджечь офис, застрелить (зарезать) Олега и его жену. Полный двор бандитов – против троих. Осажденные вызывали милицию, звонили в Киев – на «телефон доверия» МВД, звонили дежурному в СБУ; приезжающие милиционеры были очень недовольны, и никаких мер не предпринимали.
… 17 декабря 2010 года рейдер Абшилава и около 15 боевиков кавказской внешности с оружием (правда, позже следствие так и не нашло ни одного «ствола»), с ножами и кастетами дал команду штурмовать офис О.Жуковского. Звенели оконные стекла, в проем одного из них полезли захватчики.
Затем раздались выстрелы… Потом кричали нападавшие, по спинам друг друга в панике карабкавшиеся через окно на улицу…
Вспоминает супруга Жуковского: «…Когда всё стихло, я побежала искать мужа. В кабинете лежали два тела, я подумала только, что, слава Богу, не наши ребята… Выбежав во двор, Олега я увидела возле ворот. Узнать его было невозможно. Он был где-то далеко, смотрел сквозь меня. Он сказал только: «Беги!», а сам какой-то нетвёрдой походкой пошёл во двор. Когда мы через несколько дней встретились в РОВД, первое, что он сказал: «Куда ты тогда пропала, я тебя искал?» Он не поверил, что видел меня тогда у ворот. И сказал ещё: «Разве в нормальном состоянии такого натворишь?!»
Был убит сам рейдер Абшилава и его телохранитель.
Следствие было недолгим – прокуратура управилась за восемь месяцев. В июле нынешнего года начался суд над Олегом Жуковским.
В ходе судебного следствия выяснилось, что убитый Г.Абшилава, в прошлом – секретарь горкома комсомола, в Николаеве – с 1992 года. Являясь заместителем директора государственного предприятия «Дельта-лоцман», параллельно занимался коммерцией, что запрещает закон о госслужбе. Практиковал и захват чужих предприятий – помимо завода «Нектар» он и его люди «отметились» в захвате Пересадовского комплекса (возбуждено уголовное дело).
Также выяснилось, что никаких правовых оснований выяснять какие-либо спорные моменты с О.Жуковским, принимать участие в следственных действиях налоговой милиции, да и в принципе пребывать на спорной территории у гражданина Г.Абшилавы не было.
А «охранники», приехавшие с ним на захват предприятия О.Жуковского, писали заявления о приеме на работу прямо на капоте машины Абшилавы на территории завода «Нектар». Кто эти люди и куда потом они делись – ближайшее окружение убитого Абшилавы объяснить не смогло. Двух «охранников»-кавказцев следствию все же удалось разыскать, а суду – допросить. Но те «ничего не помнили»…
На суде всплыла и малоприглядная роль правоохранительных органов в эскалации конфликта. Милиция действительно приезжала в эти дни на завод «Нектар» много раз, но ничего не делала для погашения конфликта – об этом также рассказали. Прокуратура области фактически самоустранилась от разрешения конфликтной ситуации и перевода ее в правовую плоскость.
При том что суды и налоговая администрация действовали фактически в интересах Г.Абшилавы с грубыми нарушениями законности. А вот монолог Жуковского в суде: «Как законопослушный гражданин, я неоднократно подавал жалобы на эти действия, но натолкнулся на полное равнодушие со стороны государственной власти. А действия представителей налоговой милиции я напрямую связываю с Абшилавой, так как тот не раз говорил о том, что руками налоговой он уничтожит меня и мое предприятие. Я обращался за защитой в милицию, в СБУ, в прокуратуру… Что еще надо было сделать простому гражданину для того, чтобы его защитили в этой стране?»
Свидетели также показали, что подсудимый – О.Жуковский – накануне ЧП пребывал в крайнем душевном волнении, плюс к этому у него началась сердечная аритмия, а он, никогда не куривший, за день выкурил две пачки сигарет…
Несмотря на все это, 22 ноября в своем выступлении прокурор попросил у суда лишить свободы О.Жуковского, обвиняемого в умышленном убийстве двоих человек (ч.2 ст.115 УК Украины), на 14 лет. Государственный обвинитель не увидел в деле смягчающих обстоятельств.
Сам Олег жуковский признал свою вину лишь частично. И попросил суд о переквалификации наказания на ст. 116 УК Украины и освобождением его по факту амнистии, так как у него имеется несовершеннолетняя дочь. А также попросил прощения у родных и близких убитых за причиненное им горе: «Я искренне сожалею о том, что произошло…»
Сегодня суд огласит приговор в деле Жуковского.
Сегодня мы узнаем, как государство оценит урок гражданского мужества, который всем нам преподал Олег Жуковский.