«Пьяный за рулем» стало фирменным стилем езды «по-украински». Причины и следствия

Пешеход вы или автомобилист – ежедневно на дороге вы рискуете своим здоровьем или жизнью. Даже если стараетесь соблюдать большинство требований правил дорожного движения, вы все равно в опасности: некоторые «товарищи» позволяют себе нагло и цинично игнорировать общепринятые нормы при вождении. В частности, прописанный слезами и кровью постулат «Выпил – за руль не садись!».

Таких водителей в Кировоградской области – тысячи! Только за 17 первых дней августа инспектора ГАИ «выловили» 428 нетрезвых водителей. 25 потенциальных убийц в день! Если экстраполировать на весь год – почти 9000 «камикадзе» в худшем значении этого слова!

Управление транспортным средством в нетрезвом состоянии – одна из основных причин жутких аварий, в которых травмируются или гибнут люди. 23 апреля в районе поселка Горный, напротив магазина «Альф», пьяный водитель ВАЗ-21063 сбил насмерть женщину-пешехода. В конце июля ужаснейшая трагедия произошла в селе Сальково Гайворонского района: нетрезвый молодой человек, находившийся за рулем «Волги», протаранил детские коляски с младенцами – погибли две девочки. (см. фото).

Подобных примеров, один другого страшнее, предостаточно. Тем не менее, летальная статистика не мешает некоторым водителям садиться за руль «навеселе». Пару лет назад увеличили в десять раз штраф за управление транспортным средством в состоянии опьянения – все равно не помогает.

Почему-то таких водителей совсем не страшит возможная ответственность по статье 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях. При первом в течение одного года нарушении: штраф от ста пятидесяти до двухсот необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (примерно 2500-3500 грн.), или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до двух лет, или общественные работы на срок от сорока до пятидесяти часов, или административный арест на срок от семи до десяти суток.

По словам инспектора отдела дорожно-патрульной службы областного управления ГАИ Евгения Давыдова, ужесточение штрафных санкций оказало лишь временное влияние на сознательность наших водителей. Согласно статистике, первое время после увеличения штрафов количество нетрезвых за рулем снизилось раза в три. Но со временем все вернулось на круги своя. Одна из причин, по мнению инспектора, – сокращение количества работников ГАИ.

Как ни крути, а именно это обстоятельство ослабило дисциплину среди водителей, позволило им чаще нарушать правила, не опасаясь быть пойманными за руку. Вторая по счету, но, безусловно, первая по значимости причина – ментальные особенности и культура поведения водителей, позволяющих себе садиться за руль в пьяном виде, ставя под угрозу не только свою жизнь, но и жизни ни в чем не повинных окружающих.

– Если судить из моей практики, – говорит Евгений Давыдов, – процентов 80 таких водителей просто не осознают, что совершают грубое нарушение правил дорожного движения и это нарушение может повлечь за собой очень и очень серьёзные последствия. Бывает, водитель признается, говорит: «Ну, выпил бутылку пива, а что, нельзя?» Хотя по его состоянию видно, что бутылка пива, как минимум, двухлитровая.

Некоторые водители серьезно полагают, что если они выпили чуть-чуть, то они все равно трезвые, думают, что чувствуют себя хорошо, и если не создали аварийных ситуаций и не совершили ДТП, то могут управлять автомобилем. Наверное, для каждого человека существуют разные причины, побудившие сесть за руль в нетрезвом состоянии, но в первую очередь – это ментальность. Вот ему «нужно ехать», а что происходит вокруг, его не волнует…

Вот последний случай. Две недели назад во время отработки мы остановили одного таксиста. На часах – четыре часа дня, а у него уже язык заплетается. Он из салона машины не вышел, выпал. Пояснил свое состояние тем, что возил в Киев пассажиров с маленьким ребенком, очень больным. До такой степени впечатлился, расстроился, что, когда вернулся домой, напился. Я думаю, причина не в этом, а в обычной безалаберности. Напился – сиди дома.

А если он кого-то собьёт? Более того, для него машина – единственный источник дохода. Если суд лишит прав, чем будет зарабатывать на жизнь? Ему рассказываешь, а он только глазами моргает: «Отпустите, я первый раз нарушил, больше не буду». К слову, это очень популярная у нарушителей отговорка: «Я первый раз». Мне попадались жалобы водителей на протоколы о нарушении правил, в которых люди так и пишут: НЕ СЧИТАЮ свой проступок нарушением, так как он является первым в водительской биографии.

– Евгений Александрович, как вы считаете, дополнительное увеличение суммы штрафа как-то поможет вразумить водителей не садиться пьяными за руль?

– Для нашего населения штраф не является основным сдерживающим фактором. Почему? Сейчас штраф и так немаленький. Я полагаю, процентов 90 жителей области – люди с небольшим достатком, для них 2500 грн. – серьезные деньги. Тем не менее, нарушают. Статистика говорит сама за себя: сумма штрафа их не сдерживает.

Я думаю, помимо штрафа, должна быть в обязательном порядке санкция по лишению прав на управление транспортным средством. Особенно для маршрутчиков, таксистов, всех тех, кто занимается перевозкой граждан. По вопросу наказаний за нарушение правил дорожного движения нам нужно брать пример из европейского, российского опыта. Там санкции больше построены на лишение прав. Создание аварийной ситуации – лишение прав, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – лишение прав и так далее…

Сегодня санкции ст. 130 КУАП предусматривают один из четырех видов наказания. Причем суды «отлучают» от управления автомобилем лишь где-то одного нарушителя из шести. Согласно базе данных Единого государственного реестра судебных решений, с начала 2012 года суды Кировоградской области вынесли свыше 2000 постановлений по протоколам ГАИ относительно водителей, управлявших транспортом в нетрезвом состоянии. Из них выплата штрафа – 430 случаев; временное лишение водительского удостоверения – 238 случаев; назначение взыскания в виде общественных работ – 623 случая; арестовано – 186 человек.

То есть в суде вы можете пустить слезу, рассказав о тяжелом материальном положении, судья сжалится и присудит 40 часов общественно-полезного труда. Дальше либо отработали, либо «договорились» с куратором, и все: можно снова садиться пьяным за руль, надеясь, что в следующий раз точно не поймают…

По словам Евгения Давыдова, таких водителей, кто добровольно признает свою вину в вождении в нетрезвом виде (если ему не повезло быть остановленным сотрудниками ГАИ), – один из ста. Как правило, это работники госучреждений, системы здравоохранения, образования. В личной практике инспектора был случай, когда «попался» преподаватель кировоградского вуза и сразу признал неправоту (хотя от суда это его все равно не спасло). Такое поведение – огромная редкость. Как не сложно догадаться, 99 из 100 – не признаются. Приходится доказывать.

Для проверки содержания алкоголя в организме возможного нарушителя украинское ГАИ применяет алкотестер немецкого производства DRAGER. Минимальный порог опьянения, после которого инспектор должен составить протокол, – 0,20 промилле.

Водителю на заметку: во избежание неточностей показаний прибора сотрудник ГАИ обязан предоставить вам одноразовый мундштук (распаковывается при водителе и двух свидетелях) и 15-минутный отдых, во время которого нельзя ничего ни есть, ни пить, ни дышать интенсивно.

Алкотестер передает данные на портативный принтер, который тут же выдает распечатку с указанием даты/времени, нормы/дозы опьянения. Распечатка должна быть обозначена номером служебного удостоверения сотрудника ГАИ. Если водитель не согласен с показаниями прибора, он имеет право в течение двух часов пройти дополнительное освидетельствование в наркодиспансере. Как известно, отказ от вообще какого-либо освидетельствования автоматически приравнивается к признанию вины. Но такие случаи не такая уж и редкость.

Нарушению ст. 130-й КУАП у нас подвержен и стар и млад – могут попасться на управлении транспортом в нетрезвом виде как молодые люди, так и 70-летние пенсионеры. По словам инспектора ГАИ, тенденция такова, что молодежь возрастом от 18 до 35 лет чаще всего склонна к вождению в состоянии не алкогольного, а наркотического опьянения. Водители-наркоманы – категория буйная, нередко оказывают силовое сопротивление, а когда в машине нарушителя еще и несколько пассажиров в таком же самом состоянии, патрулю приходится вызывать «Беркут» в подкрепление. Кроме этого, в ночное время, как правило, каждая вторая попытка инспекторов остановить подозрительного водителя заканчивается погоней – что в областном центре, что в районах.

Опять-таки, если верить Единому государственному реестру судебных решений, самые злостные нарушители ст. 130-й КУАП у нас в области – водители мопедов – 559 случаев; на втором месте водители ВАЗ – 472. Иномарки в этих постановлениях судов фигурируют чрезвычайно редко. Например, в отношении водителей «Мерседесов» суды принимали решения наказать гривней или общественными работами 10 раз, по водителям «БМВ» – 4 раза.

Трактовать эти цифры можно по-разному. То ли инспектора ГАИ предпочитают не связываться с водителями/владельцами «крутых» иномарок, то ли… По мнению Евгения Давыдова, среди нарушителей ст. 130 КУАП потому мало водителей премиум-класса, что они больше ценят свое время, здоровье, дорогостоящий автомобиль, и намного реже садятся за руль в пьяном виде.

Кировоградский автолюбитель Александр Сидоренко, активист общественного движения, за соблюдение законов, правил дорожного движения как водителями, так и инспекторами ГАИ необходимой мерой видит только серьезное ужесточение наказания за управление транспортом в нетрезвом состоянии.

– Во-первых, я считаю, сумму штрафа можно было бы увеличить раза в два, во-вторых, штраф должен быть в любом случае, независимо ни от чего, – говорит Александр Сидоренко. – Никаких поблажек! Это же смешно! Человек не задумывается о последствиях, а если его поймали, то будет искать возможность, как не заплатить штраф. Сейчас нарушителю назначают общественные работы. К чему это может сводиться? Пошел в ЖЭК, купил две банки краски, тебе поставили отработку 40 часов, и на следующий день снова катайся пьяным!

Почему не могут ужесточить наказание – много фальсификаций 130-й статьи. В наше время «сделать» водителю протокол – раз плюнуть. Начнем с того, что мундштук должен быть одноразовым, а его могут использовать несколько раз. Что можно сделать? Капнуть в заранее приготовленный мундштук спирт и прибор уже покажет пары алкоголя. К сожалению, у большинства водителей при виде инспекторов ГАИ руки трусятся, они подписывают все, что им говорят.

Очень сильное психологическое давление оказывает угроза отправить машину на штрафплощадку. Мало кто знает, что с этого года постановка автомобиля на штрафплощадку и его сохранность на трое суток – бесплатны. Водители знают только, что забрать свою машину со штрафплощадки – проблематично и накладно. Когда на водителя уже составили протокол, дело автоматически решено, нет смысла отгонять машину на штрафплощадку.

Можно позвонить родственнику или знакомому, чтобы тот приехал и забрал машину с дороги. Но не каждому дано уметь защищать свои права, а инспектора этим пользуются. Если только водитель начинает оправдываться, искать компромисс – обычно его «расписывают» по всей программе. Но это никоим образом не оправдывает нетрезвых водителей, которые, действительно, нарушают правила. Дешевле и безопасней на такси добраться домой, чем платить штраф.

Золотые слова. Вот только какой найти способ впечатать их в сознание тем тысячам кировоградцев, которые позволяют себе наплевательское отношение не столько к своей, сколько к чужой жизни?..

Автор: Александр Виноградов, «УЦ».

You may also like...