Постсоветский бандитизм – изуверский и беспощадный: банда Пятина, банда Крылова

Ранним утром 15 января 2005 года жительница деревни Липовец Покровского района Клавдия Ивановна Авдеева вышла на крыльцо своего дома. Первое, что бросилось ей в глаза, – бездыханно лежащая посреди двора собака. Не успела женщина сделать шаг, как на нее обрушился удар страшной силы. Конец банды Пятина

Закричав от боли, пенсионерка упала. Пока один из нападавших закрывал ей рукой рот, двое неизвестных в масках ринулись в дом. Сын Авдеевой Вячеслав, услышав крик матери, вскочил с кровати. Передернув затвор пятизарядного ружья, мужчина бросился во двор. В этот момент на пороге его комнаты появился один из нападавших с обрезом в руке. Их глаза встретились. Грянули выстрелы. Вячеслав успел нажать на курок первым. Пуля попала преступнику в руку. Завыв от боли, тот бросился прочь. Вячеслав кинулся за ним. Увидев второго неизвестного, он дважды выстрелил и в него. Пока Вячеслав помогал избитой матери подняться, преступники скрылись.

Развязка

Дверь кабинета заместителя главного врача Покровской районной больницы Владимира Сергеева с шумом распахнулась. Оставляя за собой кровавый след, в помещении появились два человека. Стоявшая за ними молоденькая медсестра растерянно хлопала глазами. «Обоих срочно в операционную», – твердо сказал Сергеев.

Пока шла операция, к зданию больницы подкатил уазик. Выскочившие из нее сотрудники опергруппы Покровского РОВД быстро блокировали двери. Так началось задержание членов банды Пятина, уже полгода терроризировавшей жителей четырех районов Орловской области.

Главарь

В лихие 90-е Владимир Пятин был хорошо известен в криминальных кругах Орла. После того как «авторитета» Шевченко в 1994 году спустили в прорубь с гирей на шее, членов группировки Пятина арестовали. Отсидев сроки, они стали выходить на свободу. Правда, радоваться жизни им долго не пришлось. Бывших преступников кто-то стал отстреливать. Пятину удалось избежать их печальной участи. Досрочно освободившись в 2002 году, он счел за благо поселиться на малой родине в селе Дросково. Но о прошлых своих «подвигах» не забыл.

Подельники

На предложение Пятина заняться преступным бизнесом откликнулись заведующий мастерской ОАО «Пшеница Покровская» Алексей Черников, охранник кафе «Визит» Иван Лосев, нигде не работающие Игорь Козлов, Александр Мокроусов, Николай Суханов, Валерий Шалимов, Максим Михайлов и Сергей Терешкин. За исключением последнего, все члены банды уже побывали в местах не столь отдаленных.

Планы набегов разрабатывали в доме Пятина. В задачу Терешкина, владевшего машиной, входила доставка подельников к месту преступлений и их последующая «эвакуация». Перед нападениями преступники обязательно надевали маски и перчатки. При них всегда были ножи, обрез, одноствольное ружье ИЖ-18 и газовый пистолет Crosman.

Варвары

Пенсионер из деревни Белое Должанского района Владимир Павлович Пупавцев среди односельчан слыл человеком зажиточным. Несмотря на почтенный возраст, он исправно вел подсобное хозяйство, подрабатывал, ремонтируя телевизоры, владел машиной ГАЗ-69.

Посреди ночи Владимира Павловича разбудил лай собаки. Едва он открыл входную дверь, как тут же получил страшный удар. Бандиты втащили старика в дом и начали избивать. Каждый удар сопровождался требованием отдать 50 тысяч рублей. От шума проснулась пенсионерка Нина Александровна Немыткина, которая состояла с Пупавцевым в гражданском браке. Увидев женщину, бандиты принялись избивать ее. Не выдержав истязаний, пенсионеры отдали нападавшим 7650 рублей, ружье и три бутылки самогонки. После этого преступники исчезли. На окраине деревни их в машине поджидал Терешкин. Следствие располагает информацией, что на дом Пупавцева бандитов навел житель деревни Белое Валерий Филин, который приходится Пятину родственником. За «работу» те одарили его семьюстами рублями.

Внушительный улов

Предприниматель Александр Муратов очень любил играть в карты. Вечером 29 ноября 2004 года в кафе «Фиалка» он вместе с друзьями расписывал «пулю». В пылу азарта мужчина не заметил, что за ним уже давно наблюдают. В качестве наблюдателя к нему был приставлен Черников. В его задачу входило немедленно связаться с подельниками по телефону, как только Муратов направится домой.

Пока предприниматель находился в кафе, в его двухэтажном доме вовсю орудовали бандиты. В этот вечер их «улов» состоял из 300 000 рублей, сотового телефона и видеокамеры. Когда около часа ночи Муратов вернулся домой, члены банды уже делили его деньги.

Итог

Почуяв безнаказанность, преступники вошли во вкус. В декабре 2004 года они совершили сразу три «набега». Первой жертвой стал К.Ф. Кузьмин, проживающий в уже упоминавшейся деревне Липовец. Действовали бандиты по проверенному сценарию: вызвали хозяина во двор, избили и отобрали 5000 рублей и четыре государственные награды СССР за доблестный труд. Правда, через несколько дней медали они выкинули, так как попытки продать их коллекционерам оказались тщетными: награды не представляли ценности.

Затем была Колпна. Выбив дверь в частном доме фермера В.А. Белоножко, члены банды Козлов и Мокроусов украли две барсетки и 3600 рублей. Через восемь дней банда объявилась в Ливнах. С помощью монтировки Суханов вскрыл фрамугу пластикового окна квартиры Т.Ф. Батищевой и похитил деньги и вещи на сумму 48 000 рублей.

Встать! Суд идет

После дачи признательных показаний во время следствия члены банды отказались от них во время процесса. Вначале Мокроусов и Михайлов, а затем и Черников подали жалобы, в которых указали, что были избиты сотрудниками милиции. Когда эти «номера» не прошли, подозреваемые перешли к новой тактике: на суде они разом заявили, что никаких преступлений не совершали, а показания давали под физическим давлением. Чтобы доказать свою непричастность к нападению на Пупавцева и Немыткину, Шалимов, к примеру, рассказал «трогательную» историю, как 21 июля 2004 года ездил к своей любимой дочурке в Орел, которой подарил сотовый телефон. Для убедительности Шалимов представил суду трех свидетелей. Но очень быстро все они запутались в показаниях.

Пытался вывернуться и сам Пятин. Во время одного из судебных заседаний он сообщил, что в доме Вячеслава Авдеева оказался случайно. Якобы в тот день, поссорившись поочередно с женой и любовницей, он вместе с Лосевым, Черниковым и Терешкиным поехал развеяться. В деревне Липовец им указали на дом Авдеева, в котором можно купить самогонки. Когда Пятин постучал в дверь дома Авдеева, чтобы попросить продать «зелья», раздались выстрелы. Другие члены банды дополнили рассказ своего главаря важными, на их взгляд, деталями. Мокроусов, к примеру, сообщил, что машина Терешкина, въехав в село, застряла, и его знакомым понадобилась лопата. Лосев добавил, что Авдеев вначале нецензурно ругался, а потом начал стрелять. Суд этим рассказам не поверил. Улики были против подозреваемых: в доме Авдеева милиционеры обнаружили брошенный преступниками обрез и пластмассовую палку, которой Лосев ударил мать Авдеева. В этот же день на обочине пятого километра дороги Ливны – Липовец сыщики нашли перчатки и маски, выброшенные из машины Терешкина. Кроме того, в Орле «всплыл» сотовый телефон, украденный из дома предпринимателя Муратова.

Приговор

27 декабря 2005 года судья Орловского областного суда В.А. Марков приговорил Пятина к девяти годам лишения свободы. Остальные участники банды получили от трех до восьми лет. Все гражданские иски о возмещении материального ущерба были удовлетворены.

Конец банды Крылова

Беспрецедентный случай в судебной практике Братска: шесть лет длилось предварительное и судебное следствие над членами банды рецидивиста Виктора Крылова, на счету которой пять убийств и несколько покушений. Трижды надолго прерывалось судебное заседание. Обвиняемые запутывали следствие, обвиняя милиционеров и прокуроров в применении незаконных методов ведения дознания, и председатель суда В. Виниченко подробно разбирался с каждым сигналом, пока не убеждался, что подсудимые врут.

Тюрьма далеко не курорт, поэтому некоторые члены банды болели, болели серьезно, а один бандит даже умер в тюрьме, не дождавшись суда. И все же, как бы медленно ни раскручивалось судебное расследование, оно дошло до финиша: приговор оглашен. Главарь банды Виктор Крылов и его личный палач Юрий Бекетов получили срок в 15 лет; подельники Игорь Цитович — 13, Николай Золотарев — 9, Олег Осмоловский — 8… Так закончилась кровавая история банды отъявленных рецидивистов, которые весной и летом 1993 года пытались взять верх над уголовным и предпринимательским миром Братска. Тот год — это год обнищания большинства и небывалого обогащения меньшинства, которое и стало главной мишенью для банды. Хотя милиция имела шанс прервать преступных промысел банды в самом начале. Оказывается, когда бандиты решили проучить своего обидчика забулдыгу Фунникова, отвезли его в лес и стали избивать, их застал за этим занятием наряд милиции.

— В чем тут дело? — равнодушно спросил старший наряда, кося взглядом на неподвижное тело избитого до бессознательного состояния Фунникова.

— День рождения отмечаем, а этот перебрал! — первым нашелся что сказать Игорь Цитович. — Ни в какую не хочет домой.

— Понятно! — успокоился старший наряда, и машина поехала дальше. А бандиты, дождавшись, пока милиционеры скроются, вновь принялись за свое. Избив Фунникова до полусмерти, отправились праздновать «боевое крещение». Что-что, а водка у них лилась рекой. В другой раз милиция остановила автомобиль, в котором ехал Виктор Крылов, и на полу обнаружили патроны. Крылова задержали, доставили в отделение, но он наплел там семь верст до небес, и бандита отпустили. Это добавило ему уверенности в безнаказанности. Смутное время экономических реформ сыграло бандиту на руку. Трижды судимый В. Крылов отбывал наказание в ИТК N 27 в городе Вихоревка Братского района. Кличку носил Амбал из-за своего мощного телосложения, а последнее наказание получил за то, что забил до смерти своего сокамерника. Человек алчный, свирепый и мстительный, но с начальством обходительный и заискивающий. Способный организатор, он наладил в колонии производство по переработке леса, что принесло колонии хорошие доходы. И за успехи в труде начальник колонии В. Гримайлов освободил рецидивиста из-под стражи. Расконвоированный Крылов курсировал между Вихоревкой и Братском, создавая себе сеть для бизнеса. Он расширил лесное дело, подвизался в производстве колбас, стал завсегдатаем местного мясокомбината и постепенно подбирался к продаже бензина. Попутно готовил базы для дружков по лагерю. Первым вышел Николай Золотарев, который тут же попал под опеку Крылова. Потом один за другим покидали колонию Эдуард Самострелов (это он не дожил до приговора), Юрий Бекетов, Игорь Цитович, Андрей Конашенко, Олег Осмоловский. Крылов притирал и обкатывал своих подельников. Главарь невзлюбил Андрея Коношенко, поскольку тот вел себя независимо и не хотел подчиняться Крылову. И тот приказал убрать строптивца.

Андрей Конашенко в среде уголовников слыл мастером. Любое дело в его руках спорилось. Вот ему и поручили подготовить обрез для будущих нападений. Ничего не подозревавший Конашенко заказ выполнил. И вместе с В. Крыловым банда поехала в лес опробовать оружие.

— «Делай» Андрея! — тихо приказал Юрию Бекетову главарь. И тот, ни слова не спрашивая, ушел с Конашенко в чащу и там в упор его расстрелял. Подоспел Игорь Цитович, и они вдвоем спрятали труп в лесу.

— За что мы его убили? — после всего содеянного осмелился задать вопрос Цитович.

— Подосланный! Работал на ментов! — как приговор процедил Крылов. — И так будет с каждым, кто от нас отвернется. А теперь отдыхайте.

Отдых был дан не случайно В. Крылов задумал вести банду на очень рискованное дело. Это тебе не в беззащитного Конашенко стрелять. Главарь решил убрать Олега Рюмкина, известного в городе уголовного авторитета. Он вышел из тюрьмы пораньше и основательно подмял под себя нарождающийся в Братске бизнес, снимал сливки с предприятий, торгующих нефтепродуктами. А Крылову не терпелось переключить этот бизнес на себя. Но нужно было убрать «Рюму». На это дело были направлены Ю. Бекетов и И. Цитович как самые опытные, решительные и проверенные в деле.

Олега Рюмкина застали на квартире. Дверь открыла подружка.

— Позови Олега! – мирно попросили киллеры. И как только Олег появился в проеме двери, начали стрелять. Рюмкин успел захлопнуть дверь, но Бекетов стрелял и стрелял, пока не заклинило пистолет. В этот момент они услышали крик своей жертвы: «Ваня, стреляй!» Испугавшись, что сейчас им будет оказано сопротивление, сбежали с места преступления, куда уже мчались милицейские машины. Покушение не удалось, и потому из обещанных за убийство двух миллионов рублей подельники получили только треть. И скрылись на заранее заготовленной базе в Ново-Долново.

Правда, они уже имели свой личный бизнес. К ним обратилась Елена Старостина, которая промышляла торговлей, привозила в Братск товар и распродавала его. Личная жизнь не удавалась, двое мужей бросили ее. И недавно она познакомилась с таким же «челноком»– Владимиром Мухамедзяновым. Пригласила в гости и оставила у себя жить. Правда, объединяться бизнесом Владимир не торопился. А дела у Володи шли хорошо. Богател мужик на глазах. И, как говорят, задавила бабу «жаба». Решила она с помощью знакомых рецидивистов обобрать Володю, чтоб не задавался. «Попугают маленько мужики, и хорошо», — тешила себя незадачливая предпринимательница. Не думала, что мужики «пугают насмерть». случилось. Сообщила Старостина, когда Володя поедет за товаром с большими деньгами. Это было после неудачного покушения на Рюму. Бекетов с Цитовичем подкараулили предпринимателя, оглушили, выхватили сумку с деньгами, а чтоб наверняка — выстрелили в него.

— Я не хотела чтоб его убивали, — горевала на суде Елена Старостина. И в качестве аргумента своего раскаяния сообщила: — Я поставила на могиле Володи памятник. Из мраморной крошки…

В. Крылов уже подготовили новую операцию. Его внимание привлек директор мясного магазина по улице Обручева Валерий Павлюк. Семья жила зажиточно — на мясе в России каждый разбогатеет. Вот и задумали потрясти квартирку Павлюка. Решили, что лучше это делать в пятницу, когда семья выедет на дачу. Ближе к ночи Бекетов, Осмоловский и Цитович пришли по указанному адресу. Позвонили. К их удивлению, дверь открыли. Вся семья была дома. Извинившись, что ошиблись квартирой, быстро ретировались. Выждав время, они наведались второй раз уже в два часа ночи, захватив с собой оружие и маски. Когда им открыли дверь, они ворвались внутрь, связали отца, мать, сына и стали поочередно пытать, требуя выдать деньги и ценности. Потом по очереди стали стрелять в отца, сына… И насмерть перепуганная хозяйка показала все тайники. Забрали шесть сумок с имуществом, как выяснило следствие, по ценам того времени на сумму более двух миллионов рублей. Уходя, бандиты сделали по контрольному выстрелу каждому в голову. Но случилось чудо: когда семью Павлюка обнаружили, они еще были живы, и медикам удалось спасти сына Вячеслава, который, придя в сознание, дал маленькую, но очень важную улику для следствия. У одного из бандитов на веках была наколка «Не буди!», которую Вячеслав запомнил. С ее помощью оперативники вышли на Олега Осмоловского. Его первого из банды и задержали. Потом Цитовича, Бекетова, Крылова. Главаря банды взяли в машине начальника колонии Гримайлова, которой он пользовался как собственной. Последним был арестован Золотарев, тому удалось удрать аж в Алтайский край. Собрали всех, кто участвовал и организовывал налеты. Мог быть участником налетов и Евгений Завражский. Попал в банду случайно, а как выпутаться — не знал. И когда наметанным глазом Виктор Крылов оценил возможности парня, то решил, что его лучше убрать. Слишком много уже знал, ведь во время попоек подельники делились впечатлениями о своих «мокрых» делах, а Евгений все это слышал. Парня казнили, утопив в море.

Банду всю взяли, но в Братске еще долго жил среди людей страх. А как не бояться, ведь город, несмотря на следственную тайну, знал многие подробности этих дел. Особенно поразило общественное сознание, что бандой руководил человек, который должен сидеть в тюрьме, а он свободно разгуливал на воле по приказу тюремного начальства. Город не успокаивался, потому что, хотя банду Крылова арестовали, криминальная волна уже захлестнула Братск, убийства уголовных авторитетов и бизнесменов происходили постоянно, став в криминальной сводке обычным явлением новой жизни. Арест банды В. Крылова этот процесс остановить не мог. Люди забывали о злодеяниях банды не благодаря времени, а потому что шквал преступности захлестнул души и умы сибиряков, разоряя не только наши дома, но и социальную жизнь.

— Никакой банды не было, — оправдывался на суде Виктор Крылов. — Все это выдумали следователи. Я помогал ребятам влиться в бизнес и встать на ноги после освобождения.

Но суд доказал, что главным «бизнесом» банды Крылова были убийства и грабежи. Можно только порадоваться за наше правосудие, которое вынесло бандитам приговор, если бы Братск не прошел через молох преступных разборок, грабежей, насилий и убийств, на фоне которых члены банды Крылова выглядит кустарями преступного бизнеса.

Виктор Степанов, Владимир Монахов, Иркутская область

Александр Алоян, Орловская область «Восточно-Сибирская Правда» и «Просторы России»

You may also like...